Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Великие испытатели
Конспект организованной образовательной деятельности
для детей старшей группы с ОНР
Тема: «Великие испытатели»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Программное содержание:
1. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств предметов и явлений. Упражнять в назывании предметов, объединенных одним признаком. Развивать познавательно – исследовательский интерес, предлагая детям простейшие опыты, привлекая к простейшим экспериментам. Закреплять пространственную ориентировку. («Познавательное развитие»)
2. Развивать мелкую моторику. Продолжать формировать правильную осанку. («Физическое развитие»)
3. Продолжать развивать речь как средство общения. Поощрять попытки детей делиться с педагогом различными впечатлениями. Упражнять в подборе существительного к прилагательному. («Речевое развитие»)
4. Упражнять в складывании бумаги гармошкой. Развивать чувство ритма и темпа: медленно – быстрее – быстро. («Художественно – эстетическое развитие»)
5. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть и заниматься («Социально – коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
- практические: игры, упражнения, экспериментирование (опыты);
- наглядные: демонстрация способов действия, рассматривание результатов собственной деятельности;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа, работа с вопросами, указания, словесные инструкции.
Материал и оборудование:
Раздаточный: 16 брусков, 8 пластин, 16 листков бумаги, 8 соломинок, 8 кусочков губки, 20 стаканчиков прозрачных по 200мл, воздушные шарики -10 шт.
Содержание ООД:
Дети выстраиваются в круг.
1. Игра – разогрев «Дождик»
Педагог: Представим, что сейчас начинается дождик. А начинается он с малого. Повторяйте за мной. Сначала редкие капли застучали по крыше. Капелька здесь, капелька тут, справа, слева, над головой, под коленом, перед носом, сзади. Потом набежали тучи (показываем) и дождь начал потихоньку учащаться, капли падают все чаще и чаще… Настоящий ливень – хлопки детей учащаются.
2. Беседа «Наши ощущения»
Дети садятся в кругу
Педагог: Все мы каким-то образом узнаем, что происходит вокруг нас. Иными словами, все мы познаем окружающий мир. А как мы это делаем?
Дети: смотрим, слышим, трогаем, нюхаем, лижем.
Педагог: Да, все это – наши ощущения. У каждого ощущения есть свой дом, свой орган. Глаза дают ощущения зрительные, язык - вкусовые, уши – слуховые, а тело и кожа – осязательные.
3. Д/и «Найди дом»
Педагог: Итак, я буду называть ощущения, а вы показывать правой рукой, где у них «дом», то есть, к какому органу чувств они относятся.
Как мы узнаем, что вода горячая?
Какого цвета небо?
Какой запах горячей сосиски?
Какого цвета трава?
Есть ли камень в ботинке?
Кто выше ростом?
Мягкая ли постель?
Где тикают часы?
Далеко ли находится дом?
Еде вершина елки?
Какое печенье?
Закрывает ли нам новая шапка уши?
Горят ли наши ладошки от сильных хлопков?
А как вы думаете, какой орган чувств самый важный для человека?
Ответы детей.
Дети перемещаются за столы
5. Физминутка (Около своих мест)
А теперь, ребята, встали. выполняют движения согласно тексту
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело.
6. Опыт с водой, соломинками и губкой
Педагог: А существуют ли предметы или вещества, которые человек не может увидеть просто так? – ответы детей, педагог подводит к ответу «воздух»
Педагог: Я предлагаю вам опустить соломинку в стакан с водой и подуть в нее, рассмотреть поднимающиеся вверх пузырьки.
Педагог: А еще есть предметы и вещества, внутри которых содержится много воздуха. Опустите кусок губки в воду и скажите, что с ней происходит.
7. Опыт с шариком – сдутым и надутым
Педагог: (предлагает рассмотреть и сравнить сдутый и надутый шарик).А вот и наша любимая забава – воздушные шарики. Чем они отличаются? Где больше воздуха? Сдутый шарик – он какой? – ответы детей: маленький, мягкий. Давайте его надуем и посмотрим, что с ним станет.
Дети надувают шарик и смотрят, что он стал большим, упругим.
8. Опыт с землей и водой
Педагог: А теперь, ребята, проверим. Есть ли воздух в простой земле и как поведет себя вода, которая попала в землю.
Дети выливают воду в стакан, наполненный землей и наблюдают, как вода впитывается, просачивается, а из земли поднимаются пузырьки воздуха.
Педагог:
Ребята, а в земле есть воздух?
Что с ним произошло?
А куда делась вода?
9. Опыт с термосом
Педагог: А это что? – термос – Правильно. А значит, в нем есть что – то горячее. Вы сможете его открыть сами? – Нет. – Правильно, это могут сделать только взрослые. (Открывает, чтобы дети увидели пар).
А что это выходит из термоса?
Откуда пар в термосе?
А вдруг. Это не вода? У меня есть один способ это проверить
Педагог подносит к струе пара зеркало и держит некоторое время над паром. Предлагает детям проверить капельки воды на зеркале.
Педагог: Точно! Капельки воды! Горячая вода в термосе испаряется и в пар превращается. Выходит, вода может испаряться и с пар превращаться. А еще, если мы находимся на улице, где мы можем увидеть много испарившейся воды в воздухе? – на небе в виде облаков и туч.
10. Д/и «Назови три предмета»
Педагог: Сейчас я буду называть признак, а вы быстро – быстро должны назвать по три предмета, которые имеют этот признак. При этом я буду бросать вам мяч. У кого мяч, тот и называет предметы.
Признаки:
Находятся высоко.
Круглые.
Треугольные.
Желтые.
Красные.
Высокие.
Прямоугольные.
Сладкие.
Далее дети возвращаются за свои столы.
11. Опыт с бумагой целой и сложенной гармошкой (кубики и пластины)
Педагог: Ребята, а вот сейчас я хочу вас научить выполнять настоящий фокус.
Педагог предлагает поставить 2 бруска на стол, положить сверху лист бумаги и на него положить третий брусок.
Ребята, что происходит? – Брусок не держится на бумаге.
А сейчас я предлагаю сложить ее гармошкой и она сразу станет более жесткой и упругой.
Дети складывают бумагу гармошкой и повторяют эксперимент.
Педагог: Что изменилось? Понравился ни вам фокус?– ответы детей.
Педагог предлагает детая показать такой фокус дома родителям.
Педагог: Ну вот, наши фокусы и эксперименты закончились. Мы узнали о свойствах воды. Воздуха и бумаги. Молодцы.