Презентация по развитию диалогической речи в младшем дошкольном возрасте
Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи ребенок должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).
Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление, 2) развитие темы, 3) концовка.
1.Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: "Сегодня мы будем
2. В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети.
3. В конце беседы подводится итог.
Необходимо научить детей с ТНР задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы логопеда.
В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.
Использование приемов театрализации (игр-драматиза-ций, театрализованных представлений) - -способствует совершенствованию эмоциональности речи,
- развивает интонационную выразительность,
-обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребенка в целом.
В младших группах проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.
Для детей с ТНР можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты
Разговор с котом
Почему ты черен, кот?
Лазил ночью в дымоход.
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел.
Почему ты серым стал?
Меня пес в пыли валял.
Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это.
курочка-рябушка
- Курочка-рябушка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка-рябушка, зачем ты пошла?
За водичкой
- Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
А как цыплятки просят пить?
Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
Разговор лягушек
- Кума, ты к нам?
— К вам, к вам.
К воде скачу,
Ловить хочу.
-А кого, кого, кума?
Рака, карпа и сома.
Как поймаешь дашь ли нам?
Как не дать, конечно, дам.
Кто чей?
Чья березка у ручья?
Ничья.
А ты, девочка-ла-
пушка
— Я мамина, папина,
бабушкина.
•Чей ты, чей, лесной ручей?
Ничей!
Но откуда ж ты, ручей?Из ключей.
Ну, а чьи же те ключи?
Ничьи.
В старших группах предлагаются более длинные стихотворные тексты.
Волк и лиса
Серый волк в глухом лесу Встретил рыжую лису. ~ Лизавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Ничего идут дела,Голова еще цела.
Еле ноги уволок.Как твои, лиса дела?
На базаре я была.
Что ты там видала?
Уток я считала.
Сколько было?
Семь с восьмой.
Сколько стало?
Ни одной.
Где же эти утки?
У меня в желудке.
Где ты был?
На рынке.
Что купил?
Свининки.
Сколько взяли?
Шерсти клок,Ободрали правый бок,Хвост отгрызли в драке...
Кто отгрыз?
Собаки.
- Жив ли, милый куманек?
Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Где мои вещи?
Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
Где моя рубашка?
Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечаетрубашка.
А где мои носки?
Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.
А где мои ботинки?
Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. Алевый ботинок молчал: он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.
В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пересказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, носки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как-то раз дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
А еще для чего? — спросил дед.
Чтобы ложку держать.
А еще?
Чтобы кошку гладить.
А еще?
Чтобы камешки в речку бросать.
Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.
После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?
Машенька
Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:
— Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуковискать.
— Не хочу жуков искать, хочу плакать.Подходит к Машеньке кошка.
— Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышекловить.
Не хочу мышек ловить, хочу плакать.Подходит к Машеньке теленочек и говорит:
Давай, Машенька, реветь со мной.
— Давай, — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:
— Ты что это, Маша, меня передразниваешь?Испугалась Маша и перестала плакать.
Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.
ВНУЧКА(см файл с картинками)