Реферат на тему Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ранним детским аутизмом
Реферат
Психологическое сопровождение семей,
имеющих детей с ранним детским аутизмом
Ребенок с ограниченными возможностями имеет одинаковые для всех детей потребности - прежде всего, в родительской любви и ласке. Именно в семье ребенок проводит большую часть жизни, в семье складываются и существуют самые прочные эмоциональные связи, благодаря которым влияние членов семьи сильнее многих других.
Родители аутичных детей чаще всего обращаются за помощью к различным специалистам (психологам, логопедам, дефектологам) лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. До постановки окончательного диагноза иногда проходит не один год. Услышав незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Родители, прочитав в литературе трактовку об аутизме, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом, ощущают себя бессильными и безоружными, они не знают, чем можно помочь ребенку, их волнуют вопросы прогноза: «Что будет с ребенком?», «Сможет ли он учиться в школе?» и т.п.
Вопросы организационного нормативного правового обеспечения деятельности по оказании ранней помощи родителям, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, на современном этапе приобретает особое значение.
Рассматривая аутизм как отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушения процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми, особое значение приобретает грамотно организованная ранняя коррекция дефекта, обучение и воспитание родителей, имеющих детей с синдромом аутизма.
Семья аутичного ребенка, испытывающая постоянные сложности и ограничения, связанные с особым развитием ребенка, часто лишена моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, магазине, на улице и даже детском учреждении. Прямым следствием этого становится аутизация самих родителей, прежде всего матерей — избегание контактов, ограничение выходов в общественные места, сужение круга друзей, замыкание на собственных проблемах и т.п.
Семьи, воспитывающие аутичного ребенка, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие ребенка с умственной отсталостью. В специальных исследованиях американских психологов обнаружено, что стресс в наибольшей степени проявляется именно у матерей аутичных детей. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за сверхзависимости от своих детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью. Отцы стараются избегать ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся задачи материального обеспечения ухода за трудным ребенком, которые обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: они тоже испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой-то момент они могут почувствовать обделенность вниманием, посчитать, что родители их любят меньше. Иногда, разделяя заботы семьи, они рано взрослеют, а иногда переходят в оппозицию, формируя особые защитные личностные установки, и тогда их отчужденность от забот семьи становится дополнительной болью родителей, о которой они редко говорят, но которую остро ощущают. Поэтому родители, имеющие детей с расстройствами аутистического спектра, нуждаются в системе обучения и психолого- педагогического сопровождения.
Под сопровождением понимается деятельность команды специалистов по оказанию помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, а также подбор адекватных форм, приемов и методов воспитания и обучения ребенка с аутизмом, исходя из интересов и возможностей семьи и ребенка. Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Основные цели психолого-педагогической поддержки состоят в повышении сензитивности (чувствительности) родителей к проблемам ребенка, снижении эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формировании у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала. Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс. Кроме того, на всех ступенях развития ребенка должно осуществляться комплексное взаимодействие специалистов: невролога, психиатра, педиатра, психологов, дефектологов и социальных работников. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с расстройствами аутистического спектра, строится с опорой на приоритетные функции: диагностическую, просветительскую, консультативную, охранно-защитную, прогностическую, развивающую, учебную, воспитательную, поведенческую, коммуникативную, досуговую.
Направления работы:
Первый блок — социальный: диагностика социального статуса семьи, составление социального паспорта семьи.
Второй блок — медицинский: создание базы данных семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра; разработка программы воспитания и обучения родителей; комплексное диагностическое обследование детей; комплексное обследование индивидуальной структуры нарушений для определения степени первичного дефекта, характеристик патологических синдромов, сопутствующих заболеваний, соматического состояния ребенка; наблюдения за детьми и обучение родителей взаимодействию с детьми с синдромом аутизма.
Третий блок — психолого-педагогический: изучение семьи, внутрисемейного климата, межличностных отношений и адекватности родителями состояния своего ребенка; разработка алгоритма процедуры обследования нервно-психического развития ребенка; разработка мониторинга ранней диагностики и оценки нервно-психического развития ребенка; разработка программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка; формирование модели индивидуального образовательного маршрута семьи; разработка программы ранней комплексной помощи ребенку и семье, имеющей ребенка с аутизмом; разработка модели взаимодействия со специальными (коррекционными) учреждениями; дифференциация методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий.
Четвертый блок - коррекционный: коррекция внутреннего психологического состояния семьи; обучение родителей взаимодействию и общению с детьми с синдромом аутизма; овладение родителями специальными коррекционно-педагогическими знаниями, умениями и навыками обучения детей с расстройствами аутистического спектра в семье; обучение детей с расстройствами аутистического спектра познавательным, коррекционно-развивающим занятиям и играм. Создание такой системы психолого-педагогического и социального сопровождения, позволит снизить риск возникновения выраженных вторичных отклонений, а также позволит оптимизировать протекание развития каждого ребенка, что в немалой степени способствует снижению группы социального и медицинского риска. Кроме того, раннее комплексное сопровождение поможет семье адаптироваться к новым условиям жизни, создать адекватные условия ее обучения и воспитания для оптимального, гармоничного развития ребенка и предупреждение вторичных отклонений.
Таким образом, психологическая поддержка является важным звеном в системе психолого-педагогической помощи родителям детей, страдающих аутизмом. Изучение факторов и механизмов, способствующих снижению риска уровня аффективной регуляции, диагностики и коррекции имеющихся отклонений у ребенка на самых ранних стадиях, как в медицинских, специальных образовательных учреждениях, так и в семье, разработка, внедрение и оценка системы обучения детей с расстройствами аутистического спектра, а также непрерывное психолого-педагогического сопровождение детей обеспечивается сотрудничеством специалистов и родителей для благополучного развития ребенка.
Формы и методы работы с семьей можно условно расположить в определенном порядке, начиная от тех, которые имеют выраженный психотерапевтический характер, к тем, основной целью которых является информационная поддержка:
психотерапевтические методы (в форме групповой, семейной или индивидуальной работы), где прорабатывается внутри семейная и личностная проблематика членов семьи, с помощью чего достигается гармонизация семейных отношений;
совместная подготовка и проведение детских праздников, создает условия для социальной реализации родителей. Повышается их ощущение причастности к сообществу, удовлетворяется потребность в общении и т.п.;
группы общения и взаимопомощи родителей, которые делают возможным обмен уникальным опытом переживания трудностей. Родители перестают чувствовать собственную изолированность, повышают свою активность. У них формируется адекватное отношение к возможностям собственного ребенка;
консультации относительно индивидуальных особенностей ребенка и оптимальных условий его развития. На таких консультациях родители получают рекомендации различных специалистов по созданию безопасной и развивающей среды, оптимального питания, условий реализации индивидуальной программы развития ребенка;
лекции, семинары, на которых родители могут получить полезные знания относительно закономерностей развития аутичных детей, современных медицинских и психолого-педагогических методов коррекции нарушения, возможностей интеграции таких детей в общество, социальных гарантий, которые предоставляет государство т.д. На тренингах и практикумах родители также обучаются конкретным методам проведения коррекционных занятий, приемам эффективного общения с ребенком.
Аутизм - заболевание хроническое, чаще всего пожизненное, но это не причина обижаться на судьбу. Родителям нужно помнить, что совместные действия с различными специалистами, основанные на внимании, заботе и любви к ребёнку, всегда приносят результат.
Работа психолога направлена на:
Повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивного родительского поведения (внимание родителя к ребенку, отзывчивость, адекватность).
Игры с ребенком и родителем, способствующие снятию эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя. Использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем, способствует выявлению и преодолению зон эмоционального напряжения в отношениях.
В случае присутствия на занятиях психолога других членов семьи, необходимо их включение в игровую и творческую деятельность, что является стимулом для создания семейной сплоченности, привносит в семейные отношения ощущение непринужденности, взаимной заинтересованности.
Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее, чтобы способствовать его развитию. Для семьи это означает:
обеспечивать ребенку постоянную эмоциональную поддержку;
помогать лучше воспринимать и понимать окружающий мир, находить в нем необходимый порядок и постоя помогать усвоить основные правила поведения и жизни в обществе, вступать в необходимые отношения с людьми, поддерживать и развивать эти отношения;
учить использовать в практической жизни приобретаемые сведения и навыки;
готовить к самостоятельной жизни и работе в той мере, в какой это возможно именно для этого ребенка.
Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать - ребенок с аутизмом, но и мать - отец, мать - здоровый ребенок и другие члены семьи, это способствует созданию оптимальной психологической обстановки в семье, адекватному пониманию состояния и проблем ребенка-инвалида. Подобная коррекция должна быть направлена на уменьшение состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, построение модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.
Холдинг-терапия как форма помощи семье, имеющей ребенка с РДА
Метод разработан доктором М.Welch (1983) как психотерапевтическая техника, холдинг (от английского hold - держать) и выглядит очень просто. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.
Итак, холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга - удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта. Для психолога очевидно, что нормальное, полнокровное развитие ребенка невозможно без установления тесной связи, в первую очередь, с матерью. От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом. Об этом наиболее ярко свидетельствует опыт культур, где близость ребенка к матери является ценностью, как, например, у эфиопов или у североамериканских эскимосов. Из-за того, что ребенок постоянно находится на спине у матери, она очень скоро научается различать основные потребности младенца, устанавливая тесный контакт с ним. Нарушение связи с матерью чревато тяжелыми физическими и психическими последствиями для ребенка, что доказано многочисленными исследованиями по депривации.
Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не принимает позу готовности при взятии на руки, не улыбается в ответ на улыбку матери и т. п. Поэтому аутичный ребенок недополучает такие необходимые для развития вещи, как контакт глазами, голосом, телесный контакт. Мать часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, успокоить, когда больно или страшно, так как он не сообщает об этом матери, не ищет утешения и защиты у нее на руках. На боль, психологический дискомфорт аутичный ребенок может реагировать усилением стереотипных движений, "застыванием", "замиранием" или криком, о причине которого мать часто не может догадаться. Ясно поэтому, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним.
Обычно на "ситуацию удержания" аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое "лишение свободы" как витальную опасность. Поэтому многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают для того, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх ребенка и вызванное им сопротивление всегда уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не хотят его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Задача родителей во время холдинга поэтому состоит в том, чтобы удержать ребенка не только физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.
Автор метода М. Welch выделяет в процедуре холдинга три стадии: конфронтацию, отвержение (или сопротивление) и разрешение. "Первая стадия любой сессии холдинга - это конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто на протяжении всего дня ждет его. Он (или она) может находить любые поводы, лишь бы уклониться от начала "процедуры". Когда так или иначе матери удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения.
Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца, который может обнимать их двоих. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия - стадия разрешения.
На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви.
После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда после первого холдинга ребенок может даже заснуть) или может оставаться достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам.
Рекомендуется проводить холдинг ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.
Длительность первого сеанса холдинга с аутичным ребенком варьирует, по нашим наблюдениям, в пределах 1,5—4,5 ч. Очень важно, чтобы первый холдинг был доведен до "хорошего конца", и ребенок полностью расслабился, тогда в последующие дни его сопротивление редуцируется, оставляя все больше времени для развития позитивного эмоционального взаимодействия. В противном случае сопротивление ребенка остается таким же отчаянным и длительным, как в первый раз, на протяжении многих дней, и не всем родителям хватает эмоциональной выносливости, чтобы продолжать холдинг-терапию, добиваясь полного эмоционального и физического расслабления ребенка.
Как правило, только первое "сражение" может длиться больше двух часов. В дальнейшем сопротивление ребенка сходит на нет, и занятие занимает не более 1,5—2ч. (при этом преодоление сопротивления ребенка занимает от нескольких минут до получаса, а игры, чтение стихов и сказок, рисование и другие развивающие занятия - остальное время).
В процессе холдинг-терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращается с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшаются проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.
Очевидно, что холдинг-терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по-новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2008.
Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / Детский аутизм. Хрестоматия. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». - 368 с.
Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичнымы детьми. - М.:Теревинф,2003.70с.
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007. 343 с.
Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336с.
Питерс Т. Аутизм: От теоретический понимания к педагогическому воздействию. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
Прочухаева М.М. Особенности работы психолога с родителями / Опыт работы интегративного детского сада. - М.: Теревинф, 2004. - 184 с.