Опыт реализации программы «Ступеньки швейного мастерства» в условиях детского дома – школы.

Опыт реализации программы «Ступеньки швейного мастерства»
в условиях детского дома – школы.
Кутчер О.В.,
учитель технологии,
высшей квалификационной категории.
МКОУ «Детский дом-школа№95»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи теории с практикой. В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Реализация данного принципа состоит в следующих положениях:
1) постоянной, глубокой и диалектической связи теории с практикой. Любая наука развивается под влиянием человеческих потребностей;
2) общественно-исторической практикой доказывается необходимость изучаемых научных знаний. Учащийся должен быть уверен, что его знания найдут свое применение в жизни;
3) учащийся должен уметь проверять и применять свои знания на практике, осознавать жизненное значение своей работы;
4) обучение должно иметь связь с перспективой развития различных сфер общества;
5) общественно - полезный труд должен быть правильно организован, необходимо воспитывать на практике сознательное и положительное отношение к труду;
6) общественно - полезный труд должен быть подчинен учебным и воспитательным целям;
7) в учебном процессе необходимо применять продуктивные методы, анализировать и прогнозировать свою деятельность, соединять умственную деятельность с практикой.
На всех этапах развития человечества школа выполняла социальный заказ общества. Трудовая деятельность пронизывает всю сознательную жизнь человека, определяя жизненные цели, положение в обществе, степень самореализации.
Все, что необходимо для жизни человека, создаётся трудом. Конституцией России за каждым человеком закреплено право на труд.
«Детский дом-школа №95» - это уникальное образовательное учреждение, где воспитываются и обучаются от рождения до совершеннолетия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В современных условиях рыночной экономики жизнь молодого человека, только что вступившего на самостоятельный путь сложна, особенно для выпускников детского дома. Ведь наши воспитанники - это особая категория детей, воспитывающаяся в замкнутом пространстве образовательного учреждения, в условиях нетрадиционной семьи.
Жизнь в семье (пусть даже совсем неблагополучной), с одной стороны, подразумевает какой-то комплекс постоянных забот и трудов каждого члена семьи, а с другой - бережное отношение к тому, что имеешь. Через выполнение определенных семейных обязанностей закладываются основы трудового воспитания и осваиваются такие качества, как ответственность, трудолюбие, исполнительность. Дети, находящиеся в детском доме лишены такой возможности в получении подобного опыта, и одна из важнейших задач помочь воспитанникам успешно адаптироваться после выхода из детского дома-школы в современном обществе, отличном от того, к какому они привыкли, это основная задача, которую решает педагогический коллектив. Все мы хорошо знаем: чем раньше обучающийся начнет задумываться о том, кем и каким ему быть, тем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху. Трудовая подготовка школьников - это интегральный процесс и результат воспитания трудолюбия, в ходе изучения основ наук и других видов учебного труда, технологии как обязательного учебного предмета, общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации, художественного творчества. Единство обучения и производительного труда расценивается сегодня и как важный принцип непрерывного обучения, который распространяется не только на общеобразовательную школу, но и охватывает систему воспитания в целом на всём протяжении жизни и деятельности человека.
Мною была разработана программа общественно-полезного производительного труда для подростков нашего детского дома «Ступеньки швейного мастерства».
Основными задачами этой программы, для детей-сирот в нашем детском доме являются:
-создание условий для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда в соответствии со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда;
-подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкурентоспособности на рынке труда;
-развитие у них самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности;
-формирование у выпускников Дома детства профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
-создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления путем включения их в реальные производственно-экономические отношения;
-воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью
- культура труда: экономическая, экологическая, правовая культура и др.
- поиски эффективных вариантов морального и материального стимулирования труда учащихся;
- максимальному учету профессиональной ориентации учащихся;
- вовлечение учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструировании объекта, а при необходимости и его изготовлении.
Особое внимание уделяется решению следующих вопросов:
-повышению качества воспитательно-образовательного и производственного процессов;
-подготовку учащихся к выбору будущей профессии, их самоопределению,
-осмыслению знаний, полученных на уроках технологии, их закреплению, формирование умений и применение знаний на практике.
-формированию и развитию определенных личностных качеств ребенка.
Большое внимание уделяю мотивации учащихся, что обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника. Экология занятия, состояние здоровья детей, настроение их на занятии, степень нагрузки, создание ситуации успеха, условия обучения в помещении, организации учебного пространства – всё это предусматривает программа «Ступеньки швейного мастерства». Выполняются все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствуются методики здоровьесберегающих систем, индивидуальный подход. Включение учащихся в производительный труд становится неотъемлемой частью учения, а учение неотъемлемой частью труда. Соединение обучения с производительным трудом представляет собой ядро всестороннего развития личности, одним из способов подготовки воспитанников к высокопроизводительному общественному труду, используется в целях формирования всесторонне развитой личности, которая занимает активную позицию в общественно - экономической жизни социума.
Общественно – полезный труд по программе «Ступеньки швейного мастерства», направлен на комплексное решение задач по повышению уровня развития значимых качеств и способностей. В процессе общественно-полезного производительного труда у учащихся развивается коммуникативная активность, интерес к профессии, ориентация обучающихся на вырабатывание ощущения собственного достоинства, индивидуальности, значимости, стремления преодолеть чувства страха, неуверенности в себе. Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения.
Взаимопомощь необходима на наших занятиях, так как при помощи её учащиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально использовать время на занятии. Учащиеся готовятся к жизни в обществе. Реализуя один из принципов социализации воспитанников, активно включаю их в общественно-полезную деятельность. В доме детства накоплен уникальный опыт по организации производительного труда. Учащиеся совершенствуют навыки работы на универсальных и специальных швейных машинах, закрепляют умения в обработке отдельных деталей лёгкой одежды, при раскрое и пошиве несложных изделий, используя лекала и выкройки, учитывая все технические условия. Учащиеся выполняют заказы детского дома - школы по пошиву постельного белья; штор; кадетской формы; сценических костюмов. Воспитанники помогают в оформлении интерьера нашей мастерской, своих комнат и других кабинетов, залов, библиотеки, столовых. Участвуют в акциях помощи детям с ограниченными возможностями, делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и, конечно, для своих друзей и близких.
Очень важно также, что в процессе дополнительных занятий по швейному производству обучающиеся знакомятся с производством, где оборудование, инструмент, технология, приёмы работы, организация труда максимальным образом приближены к современному промышленному производству.
Для того чтобы на дополнительных занятиях по швейному производству принимали активное участие учащиеся с 5 по 9 класс, работа бригад распределяется в соответствии с возрастными возможностями, по 5-7 воспитанников в каждой бригаде, с нормой времени 2 часа в неделю, а с 10 по 11 класс 4 часа в неделю. Для большей эффективности и заинтересованности в результатах своего труда у каждой бригады имеется трудовая книжка, где обучающиеся отражают все виды выполняемых работ, количество изготовленных изделий, их оценку.
Совместно с советом бригадиров составляется план выпуска продукции. Такой план может составляться по своей форме. Используется наглядный материал, изготовленный совместно с учащимися: технологические карты; образцы и эскизы изделий - все это положительно влияет на качество изготавливаемых изделий.
Большое воспитательное значение имеет оформление швейной мастерской, где наши воспитанницы творчески подошли к оформлению витрины с образцами изделий, литературы, фотографии, отражающие трудовые будни воспитанников, модели одежды, творческие работы и выставка достижений.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса. Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа, игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков, организованный просмотр выполненных работ в виде выставки. Организую различные выставки, ярмарки, показы моделей одежды, изготовленных учениками, которые многократно становились победителями школьных, районных, городских, областных, всероссийских конкурсов и всероссийских с международным участием. За один учебный год более 40 призовых мест за победы в конкурсах декоративно-прикладного творчества, проектной деятельности, фестивалях и акциях.
Таким образом, профессиональная подготовка детей - сирот в условиях детского дома поможет подготовить их к самостоятельной жизни и стать полноценными членами общества. Своим опытом работы реализации программы я охотно делюсь с коллегами. Мой опыт 22 летней работы подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании методов, наглядности и предоставленными средствами обучения становятся более доступными и понятными для детей.
15