Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении 
Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. 
    На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. За последние годы среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
    В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями» и др.
     Это достаточно большая категория детей, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, приводящими или не приводящими к инвалидности; это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии.
       1 сентября 2016 года общеобразовательные школы начали работать по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь, по этому образовательному стандарту, каждый ребенок с особыми образовательными потребностями может обучаться  в обычной общеобразовательной школе, со своими здоровыми сверстниками.
       В категорию детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
глухие и слабослышащие дети;
слепые и слабовидящие дети;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с тяжелым нарушением речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
дети со слабым аутистическим синдромом.
      Статус « ребенок с ограниченными возможностями здоровья» ставит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а статус «ребенок-инвалид» ставит  медико-социальная экспертиза (МСЭ).      
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)        
               Умственная  отсталость    это  стойкое,  выраженное  недоразвитие 
познавательной  деятельности  вследствие  органического  поражения  коры головного мозга.  Понятие «умственной  отсталости»  по  степени  интеллектуальной  неполноценности применимо  к  разнообразной  группе  детей.   Нередко  умственная  отсталость  отягощена  психическими  заболеваниями  различной  формы,  что  требует  не  только  их  медикаментозного  лечения,  но  и организации  медицинского  сопровождения  таких  обучающихся  в образовательных организациях.
       В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая  (IQ    69-50) , умеренная (IQ    50-35), тяжелая (IQ  34-20), глубокая (IQ<20). 
        В  структуре  психики  такого  ребенка  в  первую  очередь  отмечается 
недоразвитие  познавательных  интересов  и  снижение  познавательной 
активности, что обусловлено  замедленностью темпа психических процессов, 
их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости 
страдают  не  только  высшие  психические  функции,  но  и  эмоции,  воля, 
поведение,  в  некоторых  случаях  физическое  развитие,  хотя  наиболее 
нарушенным является мышление, и  прежде всего, способность к отвлечению 
и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница 
советской)  руководствуется  теоретическим  постулатом  Л. С. Выготского  о 
том,  что  своевременная  педагогическая  коррекция  с  учетом  специфических 
особенностей  каждого  ребенка  с  умственной  отсталостью 
(интеллектуальными нарушениями)    «запускает» компенсаторные процессы, 
обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. 
         Меньший  потенциал  у  обучающихся  с  умственной  отсталостью 
(интеллектуальными  нарушениями)  обнаруживается  в  развитии  их 
мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, 
сравнение,  обобщение,  абстракция,  конкретизация.  Эти  мыслительные 
операции у этой категории детей  обладают целым рядом своеобразных черт, 
проявляющихся  в  трудностях  установления  отношений  между  частями 
предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от 
несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства 
и отличия и т. д.
         Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью 
(интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в  нарушении 
эмоциональной  сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом 
сохранны,  однако  они  отличаются  отсутствием  оттенков  переживаний, 
неустойчивостью  и  поверхностью.  Отсутствуют  или  очень  слабо  выражены 
переживания,  определяющие  интерес  и  побуждение  к  познавательной 
деятельности,  а  также  с  большими  затруднениями  осуществляется 
воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая  сфера  учащихся  с  умственной  отсталостью 
(интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных 
намерений  и  побуждений,  большой  внушаемостью.  Такие  школьники 
предпочитают  выбирать  путь,  не  требующий  волевых  усилий,  а  вследствие 
непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются 
такие  отрицательные  черты  личности,  как  негативизм  и  упрямство. 
Своеобразие  протекания  психических  процессов  и  особенности  волевой 
сферы  школьников  с  умственной  отсталостью  (интеллектуальными 
нарушениями)  оказывают  отрицательное  влияние  на  характер  их 
деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии 
мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. 
Эти  недостатки  особенно  ярко  проявляются  в  учебной  деятельности, 
поскольку  учащиеся  приступают  к  ее  выполнению  без  необходимой 
предшествующей  ориентировки  в  задании  и,  не  сопоставляя  ход  ее 
выполнения,  с  конечной  целью.  В  процессе  выполнения  учебного  задания 
они  часто  уходят  от  правильно  начатого  выполнения  действия, 
«соскальзывают»  на  действия,  произведенные  ранее,  причем  осуществляют 
их  в  прежнем  виде,  не  учитывая  изменения  условий.  Вместе  с  тем,  при 
проведении  длительной,  систематической  и  специально  организованной 
работы, направленной  на обучение этой группы школьников целеполаганию, 
планированию  и  контролю,  им  оказываются  доступны  разные  виды 
деятельности:  изобразительная  и  конструктивная  деятельность,  игра,  в  том 
числе  дидактическая,  ручной  тру д,  а  в  старшем  школьном  возрасте  и 
некоторые  виды  профильного  труда.  Следует  отметить  независимость  и 
самостоятельность  этой  категории  школьников  в  уходе  за  собой,  благодаря 
овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.
       Нарушения  высшей  нервной  деятельности,  недоразвитие  психических 
процессов  и  эмоционально-волевой  сферы  обусловливают  формирование 
некоторых  специфических  особенностей  личности  обучающихся  с 
умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями), проявляющиеся  в  примитивности  интересов,  потребностей  и  мотивов,  что затрудняет  формирование  социально  зрелых  отношений  со  сверстниками  и взрослыми.  При  этом  специфическими  особенностями  межличностных отношений  является:  высокая  конфликтность,  сопровождаемая неадекватными  поведенческими  реакциями;  слабая  мотивированность  на установление  межличностных  контактов  и  пр.  Снижение  адекватности  во взаимодействии  со  сверстниками  и  взрослыми  людьми  обусловливается незрелостью  социальных  мотивов,  неразвитостью  навыков  общения 
обучающихся,  а  это,  в  свою  очередь,  может  негативно  сказываться  на  их 
поведении,  особенности  которого  могут  выражаться  в  гиперактивности, 
вербальной  или  физической  агрессии  и  т.п.  Практика  обучения  таких  детей 
показывает,  что  под  воздействием  коррекционно-воспитательной  работы 
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются. 
Выстраивая  психолого-педагогическое  сопровождение  психического 
развития  детей  с  легкой  умственной  отсталостью  (интеллектуальными 
нарушениями),  следует  опираться  на  положение,  сформулированное 
Л. С. Выготским,  о  единстве  закономерностей  развития  аномального  и 
нормального ребенка, а  так  же  решающей роли создания таких социальных 
условий  его  обучения  и  воспитания,  которые  обеспечивают  успешное 
«врастание»  его  в  культуру.  В  качестве  таких  условий  выступает  система 
коррекционных  мероприятий  в  процессе  специально  организованного 
обучения,  опирающегося  на  сохранные  стороны  психики  учащегося  с 
умственной  отсталостью,  учитывающее  зону  ближайшего  развития.  Таким 
образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации 
для  обучающихся  с  умственной  отсталостью,  должны  решать  как  задачи 
коррекционно-педагогической  поддержки  ребенка  в  образовательном 
процессе,  так  и  вопросы  его  социализации,  тесно  связанные  с  развитием 
познавательной  сферы  и  деятельности,  соответствующей  возрастным 
возможностям и способностям обучающегося.
         Социально- психологическое сопровождение детей с ОВЗ
        Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.
          В основе этой  работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания  и форм  работы в образовательном учреждении  детей  с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
         Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, родителей, психологов, социальных педагогов, логопедов, врачей педиатра и психиатра  направленная на развитие личности ребенка. Таковой является социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения.
         Составление индивидуального образовательного маршрута.  
      В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других  формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Коррекционно-развивающая работа напрямую связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферой ребенка, развитием мотивации обучения и произвольности, формированием учебных навыков и развитием сферы межличностных отношений, как со сверстниками, так и со взрослыми. Благодаря психокоррекционной работе у ребенка появляется шанс стать успешным, расширить  или накопить позитивный опыт решения тех или иных ситуаций, он  знакомится с собственными особенностями, развивается и учится чувствовать себя, соотносить свои чувства с реальной ситуацией и регулировать свое состояние в ней.
       Как педагог-психолог, свою коррекционную работу с детьми с ОВЗ, я строю по следующим направлениям: психодиагностика, консультирование родителей и педагогов, коррекционно-развивающая работа.
       Разработка коррекционной программы. Вся коррекционная работа строится с учетом результатов входящей диагностики и направлена на ликвидацию выявленных у ребенка проблем. Коррекционная программа содержит разделы по развитию познавательных процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребенка и развитию межличностных отношений. Программа реализуется через проведение групповых и индивидуальных занятий.
        Кроме всего перечисленного, большой вклад в результативность коррекционной работы с детьми с ОВЗ, вносит использование средств сенсорной комнаты. Учащиеся просто обожают посещать эту «волшебную комнату».  Сенсорная комната  мощный инструмент для сенсорного и познавательного развития детей  здоровых и с ограниченными возможностями здоровья.
       Сенсорная комната позволяет выполнять следующие виды психологического и психотерапевтического воздействия:
·  релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
·  стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых: развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
·  фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
·  повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
·  развитие воображения и творческих способностей детей;
·  коррекцию психоэмоциональных состояний.
     Консультирование и просвещение родителей. Консультации для родителей проводятся в индивидуальном порядке. Просвещение родителей происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда.
    Консультирование и просвещение педагогов.  Другим немало важным направлением работы является консультирование педагогов школы по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Просвещение педагогов  реализуется в форме выступлений на педсоветах, методобъединениях, собраниях, семинарах.
       В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  наш педагогический коллектив стремится использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Заголовок 1Заголовок 415