Формирование информационно-комуникационной компетентности будущего учителя начальной школы


Формирование информационно - коммуникационной компетентности будущего учителя начальных классов
ФГОС СПО предусматривает как результат освоения программы подготовки специалистов среднего звена не просто сумму усвоенной информации в виде знаний, умений и навыков (ЗУН), а модель специалиста, обладающего определённым набором общих и профессиональных компетенций.
Внедрение ФГОС начального общего образования в современную школу предусматривает переориентировку приоритетов в подготовке будущих учителей начальной школы. Одним из обязательных результатов подготовки учителя начальных классов согласно профессиональному стандарту педагога является его информационно-коммуникационная компетентность, позволяющая успешно адаптироваться молодому специалисту в образовательном пространстве школы.
Информационно - коммуникационная компетентность учителя является важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Профессиональная ИКТ-компетентность — это умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
К основным компонентам информатизации начального образования относятся: формирование информационной культуры учащихся; преподавание пропедевтического курса информатики; использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов; использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности педагога.
Рассмотрим пути формирования ИКТ – компетенции будущего учителя начальной школы в среде педагогического колледжа:
при изучении дисциплин «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и «Информатика с методикой преподавания»;
ИКТ – компетентность администрации;
ИКТ – компетентность преподавателей всех дисциплин;
использование ИКТ во всех видах практики;
организация самостоятельной работы студента.
Дисциплина «Информатика с методикой преподавания» имеется ряд особенностей:
информационные технологии выступают и как предмет изучения, и как средство активизации познавательной деятельности на занятиях;
дисциплина содействуют углублению междисциплинарных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки;
в аудитории, где проходят занятия, имеются автоматизированное рабочее место преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, принтер, доступ к ресурсам сети Интернет) и автоматизированные рабочие места студентов (ПК, доступ к ресурсам сети Интернет);
занятия проходят в «гиперактивном» режиме (очень высок объем самостоятельной работы студентов, в конце практических и некоторых теоретических занятий студент должен представить свой продукт нового качества);
высокая мотивация студентов, уверенных в значимости знаний, полученных на занятиях по информатике и информационным технологиям, в своей будущей профессии.
В связи с требованиями ФГОС СПО были значительно скорректированы используемые на дисциплинах «Информатика с методикой преподавания» методы и формы обучения. Наряду с рациональным применением используемых ранее традиционных и активных методов обучения осваиваются новые, в том числе интерактивные методы обучения, которые более эффективно содействуют формированию  общих и профессиональных компетенций студентов:
в рамках изучения дисциплины увеличено количество практических работ, содержащих профессионально ориентированные задания (например, оформление документации, создание дидактических материалов в MS Word, составление отчетов, тестов в MS Excel);
используется «мозговой штурм» (например, оформление классификации ЭВМ в виде таблиц и рисунков SmartArt в MS Word, изучение логических функций в MS Excel);
на занятиях студенты разрабатывают учебные презентации в MS PowerPoint.
Курс «Информатика с методикой» является подходящим инструментом в деятельности педагога для формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов. Чтобы говорить об оценке уровня сформированности данного вида компетентности, необходимо определить ее показатели и критерии. В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов колледжа, можно выделить следующие:осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи;
осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, др.);
оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);
создание новой информации средствами ИКТ;
сохранение и передача информации.
Оценивание компетенций на занятиях по информатике и информационным технологиям является многофакторным и комплексным. Оценка компетенций студентов производится:
на основе созданных ими документов профессионального характера;
тесты по разделам дисциплины;
зачетные практические работы;
анализ проведённых уроков на практике;
публичная защита проектов, курсовых работ, квалификационных экзамено.;
Согласно требованиям ФГОС СПО, самостоятельная работа как форма учебной деятельности, является важнейшим элементом образовательного процесса.
Одной из форм организации самостоятельной работы является использование дистанционного обучения. Дистанционное обучение - это новая организация образовательного процесса, при которой студенты работают самостоятельно, контактируя с преподавателем и другими студентами посредством электронной почты, электронных форумов, видеоконференций и других форм сетевого общения. Дистанционное обучение рассчитано на тех, кто в силу различных причин, не имеет возможности учиться непосредственно в учебном заведении под контролем преподавателя. Дистанционное обучение развивает навыки самостоятельного мышления, учит мыслить системно, оценивать ситуацию, делать выводы и прогнозы. Оно позволяет ознакомиться с новейшей информацией и помогает легко ориентироваться в дисциплине. Именно эти качества показывают высокую квалификацию специалиста.
Чтоб организовать дистанционное обучение в педагогическом колледже необходимо, чтобы:
-    студенты имели достаточно сформированную степень подготовленности к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины, самоорганизации;-    наряду с традиционной литературой имелись в наличии электронные версии лекционного материала;-    студенты и преподаватели были обеспечены необходимой компьютерной техникой;-    преподаватели уделяли больше внимания консультациям;-    между преподавателем и студентом была возможность свободного общения;-    традиционные формы обучения заменялись новыми, более совершенными.ИКТ-компетентность будущего учителя начальной школы формируется не только при изучении дисциплин, связанных с информатикой. Расширению и углублению ИКТ-компетенции способствует изучение всех дисциплин, включенных в МДК, участие студентов во всех видах образовательной деятельности. Студент оказывается в условиях, когда ему необходимо самому владеть различными способам работы с информацией и организовывать деятельность по выполнению различных информационных процедур, уметь находить и использовать ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ.
Компьютер, интернет сервисы и интерактивные средства обучения – это всего лишь инструменты, использование которых должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач занятия. Компьютер не заменяет преподавателя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главное то, что преподаватели, грамотно используя ИКТ в своей деятельности, реализуют принцип наглядности и уже через него происходит формирование профессиональных компетенций студента.
Содержание подготовки учителя начальных классов должно обеспечить требования, выдвигаемые современным информационным обществом к профессиональной компетентности учителя начальных классов в сфере информатизации начального образования. Сформированность ИКТ - компетенций позволит выпускнику:
успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.