Проект по теме«Художественные средства выразительности в частушках Зауралья»


Выполнила работу ученица 6 класса Приходько Анастасия
МКОУ»Журавлевская СОШ».
Тема: художественные средства выразительности в частушках Зауралья.
Актуальность темы: фольклор - это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить и беречь. Непонимание молодежью искусства, созданного народом, происходит от нехватки пропаганды народного искусства.
Цель работы:
1. Знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают настоящее нашего села.
2.Художественные средства выразительности в частушках Зауралья.
Задачи исследования: собрать материал о частушке как жанре современного фольклора; выявить причины появления частушек и их тематику; определить информационную ценность и актуальность частушки в жизни народа; собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать об их жизни и увлечениях; оформить литературный альманах. (Местные частушки)
Гипотеза: частушка – уникальное явление современного фольклора, так как в них можно встретить самые различные тропы и образные выражения. Частушка выражает различные черты человеческого характера.
Цель исследования: исследовать художественные средства выразительности в частушках Зауралья.
Проблема исследования: различные тропы и образные выражения жанра частушек.
Предмет исследования: частушки Зауралья.
Методы исследования:
поиск материала;
изучение литературы по выбранной теме;
отбор информации;
систематизация собственного опыта.
Направление исследовательской работы:
Прививать интерес и любовь к русскому устному народному и песенному творчеству – частушке Зауралья.
Этапы работы над проектом:
подбор материала;
отбор информации;
обработка информации.
Тип исследовательской работы: творческий.
Вид деятельности: индивидуальный.
Планируемые результаты:
пропаганда жанра частушки;
сохранение народных традиций;
начать работу по составлению альбома « Местные частушки».
Внимание!
С 15 декабря запускаем долгосрочный исследовательский проект:
«Частушки – золотые зерна Зауралья».
Предлагаем план исследования:
Создание проектных групп.
Из истории частушки.
Поисковый материал частушек.
Распределение частушек по темам.
Исследование лексической стороны частушки.
а) частушки с антонимами
б) частушки с эпитетом и гиперболой
в) частушки с эпифорой и анафорой
г) история происхождения частушек
д) Что такое частушка?
Е) О чем поешь, частушка?
Предполагаемый продукт проекта: школьная конференция ШНОУ «Эрудит». Сборник «Местные частушки».
Введение.
В наше время, пожалуй, каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздниках. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Во всей мировой литературе не найти такого жанра! Поэтому необходимо к ней особое отношение и внимание.
Частушка у русского народа – самый известный и любимый жанр. Она живет по своим, только ей самой известным законам. Частушка неразрывно связана с жизнью народа, чутко и молниеносно реагирует на все новое, а также быстро вызывает и ответную реакцию. Богат и разнообразен мир частушек. Частушка всё видит и всё слышит, всё хочет знать и знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства создателей и исполнителей, рассказывает о тех сторонах их жизни, которых другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка во всё вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях, штрихах.
Это один из способов сохранения народного творчества, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколений, жителей деревни и города.  Поэтому мы с ребятами ШНОУ решили узнать, что же такое частушка, когда она появилась, кто исполнял частушки, какова тематика этих коротеньких песенок.
Для этого познакомились со специальной литературой, которую нашли в нашей библиотеке. Спрашивали и записывали частушки у жителей наших деревень.
Часто ли используются эпитет и гипербола при создании частушек?
Для достижения этой цели я поставила задачи:
Дать определение  эпитету и гиперболе.
Найти частушки с эпитетом и гиперболой, которые поют в Зауралье.
Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выражаемым эмоциям. На мой взгляд ,не менее своеобразен и поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, анафора и эпифора, гипербола и др. Некоторые из этих тропов перешли в частушки из традиционных лирических песен. Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием.В частушках можно встретить  такие фольклорные эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек» и т. п. Все эти эпитеты перешли в частушку из традиционных лирических песен. Однако больше в частушках эпитетов не традиционных, а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов. Так, девушка наделяет своего «дружка» такими эпитетами, как «дроля, яблочко садовое», «дроля, аленький цветочек», «отчаянная головушка», «плут-кровиночка», «милый окаянный», «разбессованный миле-ночек» и т. п. Не менее оригинальны эпитеты, в которых характеризуется возлюбленная, выражается отношение к ней дружка: «милая забавница», «милая, горячая», «милка-ветер, милочка-крутилочка» и т. п.Приведенные и подобные им эпитеты определяют жанровую специфику частушки. С помощью таких эпитетов в любовных частушках выражаются различные мысли и чувства, даются меткие индивидуализирующие характеристики. Вот одна из таких частушек:Девки, ой! Девки, ой! Вам знаком игривый мой: Белый — оборотистый, Красивый — разговористый.
Вспомним основные функции прилагательного. Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение: “озарять предметы”.
Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет. Достичь высокого мастерства чрезвычайно трудно. Поиск нужного эпитета интересно наблюдать, заглянув в черновики писателя.
эпитеты – это образные прилагательные (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые)/
Совершенно другое — с гиперболами. (преувеличение) В традиционных лирических песнях гиперболы почти не употребляются. Наоборот, в частушках гиперболы встречаются довольно часто, частушечники употребляют их очень охотно. Это объясняется особенностями, жанровой спецификой частушки. Употребление гипербол в таком случае не только возможно, но и совершенно необходимо. Вот, например, в какой гиперболической форме говорит частушка о любви молодца к девушке:Через поле яровое, Через десять деревень, Через сорок три дорожки Ходит милый каждый день.В приведенной частушке ощущается юмористический подтекст. Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония. Вот пример частушки, построенной на иронии:Меня маменька ругает, Тятька больше бережет: Как идешь с гулянья поздно, Он с поленом стережет.
Часто ли используются анафора и эпифора при создании частушек?
Для достижения этой цели я поставила задачи:
Дать определение  анафоре и эпифоре.
Найти частушки анафорой и эпифорой, которые поют в с. Журавлево.
В художественных произведениях для усиления образно-выразительной речи авторы используют так называемые стилистические фигуры, среди которых есть анафора, или единоначатие, и эпифора, или повторение концовки.
Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора — это повтор слов и выражений в конце стихотворных строк:
Эпифору и анафору рассматривают как противоположные стилистические фигуры.
Хорошо в лесу гулять, только очень боязно, Хорошо с парнем сидеть, Только очень совестно. (анафора)
А что это за гармошка? А что это за баян? А что это за парнишка, Хорошо играет нам?
Не скажу, кого люблю,         Не скажу - которого.      Их всего четыре брата .      Люблю чернобрового.
Не об том сердце болит,         Который рядышком сидит.     А об том сердце болит,         Который издали глядит.   (анафора и эпифора)      ~         У милого моего         Поговорочка на «о».         Ну, пускай она на «о»,         Все равно люблю его.
Милый Коля, ваши кони       У колодца воду пьют.
Милый Коля, ваши глазки
Мне покою не дают.   ( .   (анафора)Хорошо рыбу ловить,       Котора к берегу валит.       Хорошо парня любить,       Который правду говорит.       ~       Хорошо дрова рубить,       Которые березовы.        Хорошо ребят любить,     Которые тверезые.       ~       Хорошо дрова рубить,       Которые осиновы         Хорошо ребят любить,        Которые красивые.       ~       Хорошо траву косить,       Которая зеленая.       Хорошо девку любить,       Которая смышленая.       ~       Хорошо траву косить,       Которзя зеленая.       Хорошо девку любить,       Которая веселая.      ~
Милая, миленая,       Юбочка зеленая.        Расскажи, миленая,       В кого ты влюбленная.    (эпифора)
Ой, война, война, война,
Война меня обидела.
Война заставила любить,
Кого я ненавидела. (Анафора)
Таким образом, если анализировать употребление анафоры и эпифоры в частушках, то можно сделать вывод:
Анафора встречается в частушках чаще, чем эпифора.
Известно, что белое более отчетливо воспринимается на черном фоне, выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее темной ночью, Гулливер кажется могучим великаном рядом с лилипутами, но в стране великанов сам становиться беспомощным карликом.
Резко противопоставленные явления и понятия воспринимаются более остро, чем неконтрастные. Это свойство психики человека обычно учитывается в музыке, живописи, литературе. Именно это свойство русских слов и привлекло меня при выполнении моей работы «Антонимы в частушках Зауралья».
Часто ли используются антонимы при создании частушек?
Для достижения этой цели я поставила задачи:
Дать определение  слову АНТОНИМ.
Узнать какие бывают антонимы.
Найти частушки с антонимами, которые поют в с Журавлево.
Если мы обратимся к словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова, то прочтем: «АНТОНИМ – слово, противоположное по лексическому значению другому слову. Термин употребляется в языкознании. Например, светлый - темный». Антонимы образуют антонимические пары, то есть пары слов, противоположных по значению.
Я провела исследование и обнаружили, что антонимические пары встречаются практически во всех частях речи (за исключением местоимений). Например, ложь-правда (существительные), быстрый - медленный (прилагательные), хорошо - плохо (наречия), молчать - говорить (глаголы), один - миллион (числительные), предлоги (в- из), частицы (да - нет), междометия (здравствуй- прощай).
Если исследовать способы образования антонимов, то можно обнаружить, что антонимы могут быть образованы путем:
подбора словообразовательного элемента с противоположным значением (например, приставки: вталкивать - выталкивать, недобор - перебор, погрузка - разгрузка)подбор корня с противоположным значением (например, друг - враг, спать - бодрствовать, красивый - уродливый и так далее).Отсюда делаем вывод, различают антонимы разнокорневые, или лексические (смех - слезы), и однокорневые (приехал - уехал).
В художественной речи для большей выразительности нередко используются в роли антонимов слова в иносказательном, переносном или символическом значении, например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин)
Слова волна – камень, стихи- проза, лед- пламень в своих прямых значениях не являются антонимами, но в произведении А.Пушкина выступают как образные противопоставления.
Антонимы такого типа, обладающие противоположным значением только в данном тексте, называются контекстуальными антонимами, или окказионализмами (остальные антонимы будем считать языковыми).
Также можно заметить, что если перед нами многозначное слово, то и антонимы у одного и того же слова будут различны. (Это явление в русском языке называют внутренней антонимией).
Докажем:
Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий ветер – знойный ветер
Свежий журнал – вчерашний журнал.
Бледный луч – яркий луч
Бледное лицо – румяное лицо
бледный рассказ – интересный, запоминающийся рассказ.
И наоборот, антонимическими могут быть целые группы синонимов. Например, смелый, храбрый, отважный, мужественный, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый - противоположны группе: боязливый, пугливый, трусливый.Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства.
Свойство контраста было известно еще нашим далеким предкам, об этом говорит древнее русское народное творчество.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЧАСТУШКИ.
Песни пой, пока поется,
Замуж выйдешь - как придется.
Не придется песни петь,
Будешь голосом реветь.
Балалаечка играет,
Как живая говорит.
Холостой идет гуляет,
А женатый дома спит.
Поиграй повеселееТы, гармошка венская!
Милый любит городскую,
А я деревенская!
Говорят, расстаться трудно,
Я легко рассталась.
Было 40 кг, а 60 осталось.
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать
Кто не знает никаких.
У частушек есть начало
У частушек есть конец
Кто частушки наши слушал
Прямо скажем: «Молодец»
Ученье свет, уж знаем мы,А неученье тьмаИх различить помогут намАнтонимы – слова.
Таким образом, если анализировать употребление антонимов в частушках, то можно сделать следующие выводы:
язык литературного произведения выразителен, но антонимы встречаются крайне редко;
в произведениях употребляются чаще разнокорневые антонимы, чем однокорневые;
чаще встречаются контекстуальные антонимы; (Холостой идет гуляет,
А женатый дома спит.)3.наиболее употребим следующий тип использования антонимов – антонимы стоят в центре фразы, определяют её построение, придают симметричность (следовательно, применяется такой стилистический прием как антитеза).
И наконец, чтобы быть разносторонним человеком, грамотным и образованным, нужно изучать богатейший запас русского языка,  который богат не только антонимами, но и синонимами, омонимами.
Вывод:
Частушки – выражение весёлого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Было время, когда частушки считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства, с которым сложены эти короткие сильные стихи,- бойкие ,стремительные, насмешливые.
Частушки – часть фольклора, богатство нации, это памятник истории. Он может быть утрачен от небрежного обращения.
Список использованных источников литературы
1.Горький М. Собрание сочинений в 30-ти т. 1953. т.29., с.499.
2.Боков Виктор. Раздумья о частушке. – В кн.: Частушка. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. М.; Л., Сов. Писатель, 1966, с.5
3.«Заря – заряница»: песни, частушки, народные драмы, сказки, предания, сказы, и устные рассказы Горьковской области./ (Составитель и автор вступительной статьи В.Н.Морохин.) – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. – 238с., ил.