Статья Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как эффективный способ реализации воспитательной компоненты
Салихова Гульнара Сагадеевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №13» г.Нефтеюганска
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как эффективный способ реализации воспитательной компоненты
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
Принятая «Программа воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» дополняет, углубляет содержание федеральных государственных стандартов, концепции модернизации российского образования, где сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Однако, несмотря на провозглашение приоритетности воспитания в процессе образования, декларирование ценностей социальной активности, реальная педагогическая практика отстаёт от запросов и проблем сегодняшнего дня. По-прежнему преобладают формы педагогической работы с детьми, основанные на механической передаче знаний и умений от учителя к ученику. Это отставание становится критическим в свете проблем, с которыми ребенок сталкивается в современной жизни. Процесс социально-политических трансформаций обострил проблему социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни. С одной стороны, резко обострилось социальное расслоение, что привело к появлению большого количества дезадаптированных детей. Им необходимы образовательные услуги, направленные на успешную социализацию. С другой стороны, новые образовательные запросы появились и у категории социально благополучных детей. Они нуждаются в освоении новых, современных навыков, умений, социальных технологий, которые позволят им стать успешными гражданами. И школа, по закону, обязана вооружить современными навыками и умениями, необходимыми для жизни в правовом демократическом обществе, каждого учащегося.
Реализация воспитательной компоненты в общеобразовательной школе, согласно целям программы, предполагает взаимодействие системы общего и дополнительного образования. Учебная и внеучебная, внеурочная деятельность, а также внешкольное пространство - всё должно быть направлено решение главной задачи системы образования, которая может быть сформулирована предельно лаконично: научить детей быть гражданами нового общества, т.к. будущее России определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления детей.
Необходимо признать, что специфика построения образовательного процесса в нашей школе обусловлена большим количеством классов-комплектов, режимом работы в 2 смены, отсутствием дополнительных площадей. В сложившихся условиях организация внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования претерпевает ограничения. Но данный факт не снимает ответственности за воспитание. Оно остаётся приоритетом деятельности школы. Главным в деятельности работы школы является создание эффективных воспитательных систем, координация усилий различных структур школы по решению многих воспитательных проблем.
Напомним, какие воспитательные технологии новый стандарт образования называет самыми продуктивными:
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
информационно-коммуникационная технология;
технология развития критического мышления;
технология проведения учебных дискуссий.
Одной из ключевых составляющих новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности, как инновационной образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.
В связи с этим, стратегия развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе должна придерживаться нескольких направлений.
Первое направление -усиление воспитательного потенциала урока через применение современных образовательных технологий.
В традиционном уроке достаточно было провести беседу, чтобы сказать, что воспитательная задача урока успешно решена. Формат учебного занятия по новым стандартам предполагает деятельностный подход. Важно, не только научить школьников видеть и понимать, что хорошо, что плохо, но и находить пути решения тех или иных проблем, научить действовать. Освоение технологии урока-проекта, урока-исследования, урока в технологии проблемного обучения, урока-учебного эксперимента, урока-диспута, или дебатов остаётся приоритетом для педагогов школы, поскольку именно эти технологии позволяют решать в комплексе задачи воспитания и обучения, именно они формируют у учащихся компетентности, т.е. способности к действию.
Второе направление- проектная деятельность во внеучебной деятельности:
1) в рамках кружков дополнительного образования детей;
2)в рамках работы школьных методических объединений (предметные недели, дни науки);
3) в работе классных руководителей;
4) участие в реализации общешкольных проектов;
5) в рамках работы органа ученического самоуправления и др.
Третье направление - проектная деятельность педагогов, направленная на решение проблем в сфере воспитания (разработка и реализация педагогических проектов).