Программа внеаудиторного занятия Умники и умницы


Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 4-го класса.Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше.
Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности обучающихся. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений
Основные формы работы.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности.
Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
Содержание программы.
Содержание программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Методика организации работы детей на занятиях основывается на принципах дидактики:
- систематичность,
-последовательность
-доступность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Тексты с различными заданиями и тестовые работы.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задания.
Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв ления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
            Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
 Задания, развивающие мышление
 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Контроль и оценка планируемых результатов проводится в  в формах
- тестирования;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- Контрольные задания.
Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
         Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарно-тематический план
Темы Количество часов Дата по плану Факт дата
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1 Работа по тексту на русском языке 1 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Работа по тексту на языке саха1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Выполнение тестовых заданий на русском языке 1 Совершенствование воображения. 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Задачи мо математике 1 Работа по тексту на русском языке 1 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1 Работа по тексту на русском языке 1 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Работа по тексту на языке саха1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Выполнение тестовых заданий на русском языке 1 Совершенствование воображения. 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Задачи мо математике 1 Работа по тексту на русском языке 1 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) 1 Работа по тексту на русском языке 1 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Работа по тексту на языке саха1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант 1 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант 1 Выполнение тестовых заданий на русском языке 1 Совершенствование воображения. 1 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Задачи мо математике 1 Итоговое занятие 1 Всего 35 часов
Ожидаемые результаты занятия.
- участие на различных всероссийских интернет олимпиадах
- участие на улусной олимпиаде для 4 –х классов
- участие в кустовых олимпиадах
- качественное выполнение тестовых работ
МБОУ Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы___________ зам.дир по УР___________ рук.МО __________
Руфов В.А. Спиридонова С.Н. Семенова А.А.
Программа внеаудиторного занятия для 4-го класса 2015-2016 уч.годУмники и умницы
Руководитель: Семенова А.А.