Программа внеаудиторного занятия по русским шашкам Чудо шашки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа предназначена для шашечного занятия и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в занятие ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.
При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца, вручаются классификационные билеты, даются задания на лето.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.
Каждый кружковец старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со школьниками.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.
Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.
Преподаватель (тренер) должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.
Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шашиста.
Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.
Большие темы разбиваются на отдельные двухчасовые занятия. Однако теоретическому материалу и его анализу придается большое значение. Учащихся знакомят с более сложными элементами шашечной игры, дают конкретные понятия о ее стратегии и тактике, об оценке позиции, расчете и выборе вариантов. Преподаватель не должен опасаться анализа с занимающимися отдельных дебютных систем, которые вызывают у специалистов споры, так как эти примеры расширяют комбинационные способности шашиста и могут явиться иллюстрацией для критического, самостоятельного понимания разнообразных положений на шашечной доске.
В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.
Цель программы:
• Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Тематическое планирование.
№ Тема
Кол-во часов Дата по плану Факт. дата
1 Основы шашечной игры: сила флангов.
1 2 Основы шашечной игры: как выиграть шашку.
1 3 Основы шашечной игры: как пройти в дамки.
2 4 Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии. 1 5 Основные приемы борьбы на шашечной доске.
1 6 Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция. 1 7 Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка. 2 8 Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим. 2 9 Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва. 3 10 Основные приемы борьбы на шашечной доске:угроза. 2 11 Основные приемы борьбы на шашечной доске:окружение. 2 12 Основные приемы борьбы на шашечной доске:роздых. 2 13 Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание). 2 14 Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр. 1 15 Комбинации:комбинация для прохождения в дамки. 2 16 Комбинации: комбинация для получения материального преимущества. 2 17 Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции. 2 18 Окончание:нормальные окончания.
1 19 Окончание: треугольник Петрова.
2 20 Окончание:три дамки против дамки с простой.
2 21 Окончание:эстафетные окончания.
1 22 Тренировочные и соревновательные турниры.
1 23 Решение задач и комбинаций.
1 Ожидаемые результаты.
Знание теории и практики шашечной игры.
Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.
Умение моделировать комбинации игры.
Овладение элементарными навыками игры в шашки.
МБОУ Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы___________ зам.дир по УР___________ рук.МО __________
Руфов В.А. Спиридонова С.Н. Семенова А.А.
Программа внеаудиторного занятия по русским шашкам для 4-го класса 2015-2016 уч.годЧудо шашки
Руководитель: Семенова А.А.