Статья Использование этнокультурных традиций в воспитании обучающихся
Использование этнокультурных традиций в воспитании обучающихся
Аштуева Светлана Альфоровна , учитель истории и обществознания
МБОУ « Хохорская СОШ»
Иркутская область
Боханский район
с.Хохорск, ул. Ленина 2А
Проблему « Как воспитать правильно человека?» смело можно отнести к разряду вечных вопросов. Каждый родитель, педагог, да и любой человек могут привести множество аргументов в пользу того или иного метода. И каждый будет по- своему прав и будет свой метод претворять в жизнь.
На вопрос « Кто должен в большей степени заниматься воспитанием? Ответ однозначен – семья, а уже потом общественные институты. Роль семейного воспитания неоспорима. Семья за долгое время своего существования как социального института доказала свою значимость не столько кА средство материальной стабильности, а как основа нравственного благополучия человека, а потом и общества в целом. К сожалению, и негативное поведение во многом « заслуга неправильного семейного воспитания. Как тут не вспомнишь пословицу о том, что яблоки падают недалеко от яблони. В то же время семья является неким отражением, мини-срезом общества. Как только случаются проблемы в общественном развитии, тут же начинают говорить о кризисе семейных отношений. Но нельзя во всём винить время, общество. Всегда, во все времена было нелегко. Меняется планка, по которой мы можем судить о материальном благополучии или неблагополучии. Но остаётся та планка, та мера ценностей, которые необходимо заложить в подрастающем человеке, чтобы он мог успешно адаптироваться в современном, сложном мире, чтобы он мог противостоять тому негативному, нежелательному, что может преподнести ему жизнь.
Одним из средств воспитания является обращение к воспитательным традициям народа. Сейчас можно наблюдать любопытную тенденцию. Современный этап развития общества, характеризуемое как информационное общество, предполагает некую унификацию процессов, происходящих в экономике, политике и» в том числе, в социальных отношениях. На этом фоне трудно объяснить, особенно выразительно проявившееся во второй половине XX века, черты многообразия, поликультурноти современного мира. Оказывается, можно жить в современном мире и придерживаться обычаев предков, можно сменить политическую идеологию на религиозные ценности. В таких случаях было бы слишком просто высказаться о раздвоении личности , или о несформированности политической системы. Ответ другой. Совершенно очевидно, что базовые ценности, нравственные критерии жизни и функционирования общества основаны на тех культурных традициях, которые сформированы в процессе жизнедеятельности народа То есть как бы не был
« космополитичен» современный чело причастности к определённой нации, не только с точки зрения национальности, но и как носительства определённой культуры, языка, менталитета даёт человеку точку опоры, помогает понять своё место в жизни. Национальное самосознание, знание языка, культуры, истории своего народа – одни из самых важных моментов в процессе саморазвития личности . Очень тонка грань между национальным самосознанием и национализмом, шовинизмом – её очень легко переступить. И воспитание терпимого отношения к разным взглядам, уважительное отношение к национальной культуре, принятие факта уникальности , ценности каждого человека – лежат в основе современной педагогики. Начало этому процессу должно быть заложено в семье. Воспитание в семье использованием национальных традиций может стать мощным фактором в правильном воспитании молодого поколения. Этнопедагогика - это веками проверенный опыт, где сохраняется лучшее, что есть в воспитательной системе данного народа .
Бурятские традиции семейного воспитания тесно переплетаются с религиозными, культурными традициями. В частности, у бурят культ предков, которых они должны помнить и почитать. Те , в свою очередь, играют роль оберега семьи, рода. Культ предков предполагает знание своей родословной. Обязательным считается знание семи поколений своей родни. Из поколения в поколение носителями памяти были бабушки и дедушки, родители. Знание родословной – это явление, которое удовлетворяет не только религиозные запросы, оно многофункционально. Идентификация ребёнка в родословной, сопричастность с родословной эффективна с точки зрения привития духовно- нравственных ценностей. Это воспитание уважительного отношения к старшему, привитие гордости за своих достойных предков, внушение ребёнку, что он не только отдельно взятый индивид, но и он является частью рода, ему нельзя «выбиваться» из общего ряда достойных сородичей, нельзя ему нарушить заведённый ход времени, порядок. Родословная имеет связь с историей. Изучая родословную, человек как бы пронизывает время, видит жизнь своих предков, участие их в исторических событиях. Собственный педагогический опыт показывает, что подобное изучение исторических событий через изучение истории своей семьи весьма эффективно. Изучение родословной выходит за рамки только семьи, затрагивает при этом историю отношений внутри поселения. В этом отношении примечательны именно деревни. Замечательно сказал в своё время Вампилов о своей малой Родине - « похожий на все райцентры, но на всю Россию всё-таки один единственный». Показ уникальности поселения, значимости истории деревни в истории страны делает историю ближе, значит и значимее для ребёнка. В истории села Хохорск прослеживается на протяжении 8-10 поколений родословная основателя села. По преданию, он имел один глаз, за что получил прозвище «слепец».( «Хохор») – отсюда название села – Хохорск. Другое название деревни « Абгайтан» - Дядин улус. Рано осиротевшие племянники нашли, по обычаю того времени, приют и воспитание у своего дяди. По легенде, это само собой разумеется и не вызывает никакого удивления. Для наших современников -это урок, как надо поступать в подобных случаях. В легендарной истории бурятских родов, составленной С.П.Балдаевым , история Хохорска представлена от прародителя Буха –ноёна до основателя улуса Дархи ( Хохора), продолжена вплоть до XX века. Работу С.П.Балдаева продолжила учитель-краевед Алла Архинчеевна Ванкевич. Тем самым жители Хохорска имеют уникальную возможность проследить свою родословную на 18-20 поколений. История поселения, насчитывающая примерно 270-300 лет, имеет некую точку опоры, некое начало своей деревенской истории. Эта связь: родословная семьи- история села – история региона – история страны – очень логична и эффективна для развития ребёнка.
Пример родословной жителя села Хохорск
Буха-ноён ( легендарный прародитель бурят, жил у подножия Саян, в честь него проводятся весной олебны в Тункинской долине, жена его Будан –хатан)
Булагат ( жил в долине реки Куа имел двух сыновей, Булгак- хара и
Булган –хара ( женат на дочери Халак хана)
Тугалак ( имел 7 сыновей и 3 дочери- «Тугалаки долоони тооложи барахабэбэй, тогоониинархи уужа барахабэй» или « Тугалаки долоони тоорогтой» - « потомков Тугалака не пересчитать, их молочное вино не выпить», потомки Тугалака счастливы» )
Алагуй ( Аха ехэ Алагуй или Ама Саган Алагуй – самый старший Алагуй или белоротый (сладкоголосый) Алагуй)
Готол ( переселился в долину р. Ида, поселился в устье р. Тараса. Имел 3 сыновей и дочь. От сыновей Сыновья стали основателями улусов Боханского района – от Тудэ- Хандагай, корминский, кутульский. Дубунский, , Бугутуй; от Тургена – II и IV Готольский роды – Тараса, Готол Аларский и Орлок в Осинском районе; От Тутхэна произошёл III Готольский род- улусы Хохорск, Ижелха, Харатирген, Шунта, Заглик, Хондолой ; потомки дочери Голохан основали Бохан и Красную Буреть)
Тутхэн ( имел одного сына, зато внуками был богат)
Таху ( имел 5 сыновей)
Ярбай ( имел 7 сынове1, постепенно на родовом поселении становилось тесно)
Дархи ( четвёртый сын Ярбая переселился в долину р. Ида, жениля на девушке Белен из Бараева рода, кочевавшего недалеко от Балаганска; потерял один глаз на облавной охоте, за что получил прозвище Хохор, имел 8 сыновей, которые стали основателями уруков ( родов) Хохорска)
Хайдар ( имеет много потомков)
Малахай
Халтан
Балдунаг
Баргуй ( его имя стала фамильным - Баргуевы)
Семён ( имел 2 сыновей и дочь)
Егор ( имел одного сына, рано умер, сын воспитывался у дедушки) )
Сергей ( 1936 г р., знатный комбайнёр, имеет орден Трудового Красного Знамени)
Константин ( 1966 г.р. )
Владимир ( ученик МБОУ «Хохорская СОШ»)
Такая родословная имеется практически у каждого жителя села. Подробная родословная всех жителей села составлена Аллой Архинчеевной Ванкевич и хранится в школьном музее, является очень востребованной как ребятами, так и взрослыми.
Следует отметить, что знание родословной, кроме духовной составляющей, з носило и чисто физиологический аспект – недопущение кровосмешения, что в условиях компактного проживания чревато тяжёлыми последствиями
В воспитательных системах многих народов в т.ч бурят есть понятие «табу» ( запрет). Начальный этап воспитания сводился к навязыванию ребёнку ограничений, которые должны были стать для него привычными. На следующих этапах воспитания включались всё новые структуры ограничений, запретов: в потребностях, интересах, ритуалах и обрядах, праздниках. Нельзя делать то, что приносит вред окружающим, самому человеку. Устанавливая такие запреты, буряты полагали, что только так можно сохранить потомство, здоровье своё и своих близких, обладать большим количеством скота. Неблаговидные поступки считаются грехом, « сээр». Нарушение табу влечёт за собой последствия в виде неудач, несчастья человеку, который преступил запрет, но и, что самое страшное, накладывает отпечаток на детей, потомков, в целом на сородичей. Это воспитывало ответственность за свои поступки.
Данная воспитательная система нисколько не подавляет личность, человек не в коей мере не должен стать одним из многих. Всячески приветствовались индивидуальность человека, его личные качества. Воспитание направлено на то, человек полнее раскрыл свои способности, для того чтобы им могли гордиться сородичи, чтобы с него могли брать пример остальные. Большое значение для воспитания имеет понятие « идеал», то есть то, что к чему хочется стремиться. В силу возрастных особенностей, детей привлекают героические примеры, подвиги, которые могут совершить не все. Богатый пример нам преподносит художественная культура. Бурятский героический эпос « Гэсэр» тому пример. Концентрированная мудрость народа, изложенная в эпосе, даёт ответы на многие вопросы, в т.ч. затрагивая проблемы воспитания. В самом начале повествования, где речь идёт о небожителях, приводится структура семьи, в которой живут несколько поколений. Здесь мы видим
Мудрую бабушку Манзан Гурмэ
А сила её – в её уме,
Тысяча телохранителей окружает её
Чаша тонкой работы в руках у неё,
Чаша эта – чистое серебро,
В чаше напиток, под названьем – Добро.
« у каждого у нас была такая бабушка- воплощение добра, мудрости, справедливости, вселенского всепрощения)
Отец « сына достойного вырастивший,
Богатыря великого выпестовавший»7;
Матушка мальчика « нянчила, пеленала
И поила , и согревала,
.
Седою ставшая, белее снегов,
І
· Опорою ставшая для Вселенной всей».
Мальчик вырос, обзавёлся своей семьёй. У него родились три сына статных, три дочери ладных».
Мальчики выросли « Всему хорошему – покровители,
Всего недоброго – истребители»,
« Самые суровые дела выбирали,
Самые трудные подвиги совершали,
Были они мыслью скоры,
были они сердцем чисты»
Дочери были под стать своим братьям. Вот одна из них
«Из всех чувствующих –
самая чувствующая,
Из всех думающих – самая думающая,
Из всех чистых – наичистейшая,
Из всех честных – наичестнейшая,
На всех небесах, во Вселенной всей,
Не было красоты, подобной ей»
Данная структура семейных отношений – образец в плане построения семейных отношений. Сыновья – богатыри и их подвиги – пример для мальчиков, поведение сестёр – подражание для девочек.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что современная бурятская семья во многом утратила эти традиции. Сегодняшние родители росли и воспитывались в тот период нашей страны, когда вопросы развития национальной культуры, языка не находили должного места в государственной политике. Проводимая в школе работа по внедрению этнокультурных знаний призвана помочь в возрождении национальных традиций. Работа должна вестись на сегодняшний день, как минимум, по двум направлениям- воспитание обучающихся и просветительская работа среди родителей. Приведённые примеры лишь часть системы воспитания подрастающего поколения, основанной на национальных традициях. Эта система многообразна и уникальна и отражает опыт, накопленный поколениями, который может при правильном, грамотном использовании, дать ответ на главный вопрос – как воспитать хорошего человека.
Литература
Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Улан-Удэ, 1986
Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят, Ч.1. Улан –Удэ. Издательство БГУ, 2009 г
13PAGE 15
13PAGE 14915
15