Формирование этнокультурных ценностей учащихся во внеурочной деятельности.

В.В. Герасимова
С.Ю.Уткина
Формирование этнокультурных ценностей учащихся во внеурочной деятельности.

Многовековой педагогический опыт наших предков убеждает в воспитательной эффективности этнокультурных традиций своего народа. Сегодня как никогда раньше молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.
Организация этнокультурной воспитательной работы с молодежью ведется в нашей гимназии по следующим направлениям:
-знание и принятие истории своего народа,
-конструктивная деятельность по его усовершенствованию,
-видение ближайшего и отдаленного будущего для себя и своего общества.
Интерес к этнокультурным ценностям в значительной степени обусловлен процессом гуманизации общественного сознания.
Новое педагогическое мышление ставит учащегося в центр воспитательного процесса, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей. Но без учета этнокультурного осознания жизни воспитанника невозможно формирование личности.
Этническая культура личности – это сложное системное образование, складывающееся из интеллектуального, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов.
Представитель каждой этнической культуры характеризуется сформированным этническим самосознанием, образом жизни своей общности, правилами поведения и нормами этикета, характерными для данного этноса.
На нынешнем этапе главной задачей этнокультурного образования является формирование общечеловеческих ценностей на основе этнической идентификации личности. Таким образом, ориентация личности на общечеловеческие ценности через этническую культуру рассматривается как важнейший принцип организации образования на современном этапе.
Этнокультурное образование ориентировано на развитие и социализацию личности как субъекта конкретного этноса, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Оно призвано решить триединую задачу: в этнокультурном плане – воспитание личности, носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном плане – формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном плане – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.
Этническая культура способствует формированию гармоничной целостной личности. Наивысшим показателем уровня развития этнокультуры молодых людей является их готовность и способность к этнокультурной трансляции, благодаря чему сохраняется устойчивость самого этноса и обеспечивается преемственность и эффективность воспитания.
В формировании духовно-нравственных качеств на основе приобщения к этнической культуре условно можно выделить следующие этапы:
а) приобретение школьниками ценностных знаний отражающих принятые в данном сообществе отношения к окружающему миру, людям, самому себе;
б) формирование ценностных ориентаций к содержанию приобретенных этнокультурных знаний;
в) развитие ценностных отношений к основным требованиям этнической культуры;
г) организация соответствующей деятельности патриотической, экологической гуманистической направленности, характеризующейся толерантностью, самоуважением и самореализацией.
Для внедрения этнокультурных ценностей в учебно-воспитательный процесс, наша гимназия использует наиболее эффективные подходы современной педагогической теории и практики.
Особое место отведено созданию и внедрению в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента, авторских инновационных программ, учитывающих государственную и национально-региональную специфику. В этом плане хорошо зарекомендовали себя школьные курсы «Народные промыслы и орнаменты», «Гончарное производство», программы «Народная культура», «Наследие».
Так как мы живем в Республике Татарстан, в нашей гимназии особое внимание уделяется работе школьного музея «Известные татары современности», главной задачей которого является развитие интереса учащихся к известным татарским личностям, прославившим свое отечество; приобщение к активному участию в диалоге культур; воспитание патриотизма на основе сопричастности к достижениям татарского народа; формирование навыков исследовательской работы, публичных выступлений и проведения экскурсий. Экскурсии проводятся на трех языках: татарском, русском и английском. В музее организуются встречи с интересными людьми. Татары – один из самых крупных тюркоязычных народов. В мире насчитывается 7,5 млн. татар. Но самое важное, что татары, живущие за рубежом, не забывают свой родной язык, говорят, читают на родном языке, дают детям татарские имена, следуют татарским обычаям и обрядам, отмечают татарские праздники. Наш музей, сплачивая детей и взрослых, становится центром патриотического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся и центром поликультурного образования.

Не так давно в нашей школе создано Молодежное крыло Ассамблеи народов Татарстана, где представители разных национальностей, а их у нас 14 человек, проводят разные мероприятия не только в стенах родной школы, но и сотрудничают с другими подобными молодежными объединениями в своем городе и в Республике, принимают участие в разных конкурсах рисунков, танцев и песен.
Молодежное крыло создано в целях осуществления взаимодействия между учащимися разных национальностей, а также защиты и реализации личных прав и свобод молодежи и ее участия в социально значимых программах Ассамблеи народов Татарстана.
Для достижения своих целей Молодежное крыло осуществляет следующие задачи: -выдвижение и поддержка молодежных инициатив, защиту прав, свобод и интересов молодежи и молодежных общественных объединений всех народов; -участие в реализации мероприятий, направленных на сохранение и развитие языков, являющихся родными для учащихся; - сохранение и развитие фольклора, традиций и обычаев этих народов; - выявление, привлечение и поддержка способных, творчески одаренных детей и подростков;
-воспитание толерантности, уважения к национальным культурным ценностям; -информирование учащихся о многонациональном народе Татарстана, оказание информационной, методической и иной поддержки молодежному объединению
-проведение совместных мероприятий с подобными молодежными объединениями нашего города, а также с представительством Ассамблеи народов Татарстана в Зеленодольском муниципальном районе;
-привлечение молодежи и молодежных общественных объединений к реализации поставленных задач;
-содействие освещению вопросов реализации молодежной деятельности в средствах массовой информации.
-привлечение молодежи и молодежных общественных объединений к реализации поставленных задач;
-содействие освещению вопросов реализации молодежной деятельности в средствах массовой информации.
Этнокультурное воспитание предполагает использование различных форм работы: уроки, классные часы, мастер-классы, факультативы, кружковые занятия, конкурсы, праздники, ярмарки, игры, походы, экскурсии, экспедиции. Причем, каждый отдельный урок, каждое отдельное внеклассное мероприятие должны отражать культурную жизнь и органически входить в систему воспитательной работы.
Особое место в организации этнокультурного воспитания в нашей гимназии занимает организация среды жизнедеятельности. Во-первых, это школьная среда, где усилиями учителей и учащихся формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера. Здесь значение имеет все – от оформления интерьера до любой неформальной деятельности тем или иным образом связанной с этнокультурой. Во-вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. Потенциал этнокультуры семьи активно используется и непосредственно в учебно-воспитательном процессе. В-третьих, это внешкольная среда с ее многочисленными взаимосвязями и отношениями. Здесь одинаково важно как нейтрализация негативных компонентов, так и актуализация и обогащение этнопедагогических средств. Школа работает не только с самим школьником, но и его ближайшим окружением.
Важным представляется включение в систему полезных дел, которые воспитывают школьников. Причем, дела могут быть внешне, как бы не связанные с этнокультурой, но построенные на традиционных народных ценностях, например акция «Милосердие» – забота о престарелых людях, общественно-полезный труд, природоохранные мероприятия и т.п. Именно такие виды работ ведут к формированию полезных привычек. В нашей школе создана бизнес-компания « Школа добра», в которую входят учащиеся разных возрастов и национальностей. Все они объединены одним общим делом – быть полезным своей школе, своему городу, людям, нуждающимся в помощи. Недавно по инициативе детей был организован сбор поделок на ярмарку « Твори добро», весь сбор от которой был направлен на приобретение специальных кроватей для больных детей. В народе давно уже сделан вывод, что нравственность формируется на уровне подсознания, эмоций, привычек. Лишь нравственные убеждения, взаимодействуя с нравственными чувствами, побуждают на нравственный поступок. Без эмоционального отношения к действительности, трудно формировать внутренние побуждения к соответствующему поведению.










15