Проблема социального сиротства
Проблема социального сиротства
Содержание
Введение
1. Сущность и причины социального сиротства
1.1 Понятие социального сиротства
1.2 Истоки и причины социального сиротства
2. Пути и методы решения проблемы социального сиротства
2.1 Деятельность государства
2.2 Деятельность общественных организаций
Заключение
Список литературы
Введение
Тема проблемы социального сиротства в России, несомненно, носит очень актуальный характер.
Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем наибольшую опасность представляет рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, то есть так называемого явления социального сиротства. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет.
Основными причинами увеличения детей-сирот при живых родителях являются падение жизненного уровня большинства российских семей, утрата понятия семьи как основной единицы общества и осознания ее как основы нравственной ценности, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, отказ от новорожденных детей, а также межнациональные конфликты и т.д.
В связи с этим защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации огромное практическое значение.
По официальным данным в России проживает около 800 тысяч детей, которые остались без родительского попечения, однако на самом деле таких детей гораздо больше. Каждый такой ребенок – это уникальная личность, со своим неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией.
Особенно важным является именно предотвращение явления социального сиротства. В последнее время правительство большое внимание уделяет этому вопросу, потому что ситуация действительно выглядит угрожающе, и чем скорее произойдет ее решение, тем легче будет преодолеть угрозу увеличения социальных сирот.
1. Сущность и причины социального сиротства в России
1.1 Понятие социального сиротства
В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство):
Дети-сироты – это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
В настоящее время существуют следующие виды сиротства:
дети, родители которых рано умерли (собственно сироты);
дети, родители которых лишены родительских прав («лишенцы»);
дети, родители которых отказались от родительских прав («отказники»);
дети, которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании (интернатские сироты);
дети, у которых полный «комплект» родителей, и ребенок живет с ними, но им – не до ребенка (домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонистических отношениях.
Во всех этих случаях, кроме первого, речь идет именно о социальном сиротстве.
Очень важными понятиями являются попечительство и опека.
Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей)
Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)». Опека – это также лица и учреждения, на которых возложено это наблюдение.
Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети, родители которых:
умерли;
лишены родительских прав;
ограничены в родительских правах;
признаны безвестно отсутствующими;
недееспособны (ограниченно дееспособны);
отбывают наказание в исправительных колониях;
обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
уклоняются от воспитания детей;
отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Сиротство – это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности.
В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется, появляются его новые характеристики. Возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. И как следствие изменяется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, растет беспризорность большого количества детей и подростков.
У ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. У ребенка-сироты формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.
1.2 Истоки и причины социального сиротства
С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего, другими словами, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи.
С разрушением коммунистами православной культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. Изменения в социальной политике произошли лишь в 50-е годы в связи со сменой политических ориентиров. Правительством были приняты меры, направленные на укрепление института семьи.
Впервые же о масштабах явления, которое вскоре получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года на учредительной конференции Советского детского фонда (город Москва). В докладе его президента А. Лиханова прозвучали такие цифры: «Почти 95 % нынешних детдомовцев – сироты при живых родителях».
Прошли годы. Сегодня мир вступил в XXI век. Но проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет.
В последние десятилетия особенностями России стали:
обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества;
резкое падение уровня жизни большинства населения;
резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему во многом способствует расцвет массовой культуры.
Серьезнейшей проблемой современной педагогической науки стал кризис воспитания. «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей... Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме...». Тем самым, мы можем увидеть, что перед современной Россией стоит важная задача возрождения нравственных ценностей и устоев, которые с годами были утрачены.
Небывалый кризис всех сфер общественной жизни, потрясший Россию, привел к увеличению числа дезорганизованных семей. Резкое падение уровня жизни большой части населения сделало массовым такое явление, как отказ от ребенка, которого нет возможности прокормить. В России выросли масштабы преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, что усилило истоки детского неблагополучия.
Возникший кризис семьи неблагоприятно отразился на состоянии детства в стране. В результате масштабы социального сиротства оказались настолько велики, что впервые встала проблема о переуплотнении детских домов и школ-интернатов..Кризис семьи проявляется в различных формах:
нарушение структуры и функций семьи;
рост числа разводов и количества неполных семей;
рост количества нерегистрируемых браков (в среднем в год примерно на 5-7%);
асоциальный образ жизни ряда семей;
падение уровня жизни населения (к бедному классу относят сейчас 60% населения)
ухудшение условий содержания детей;
нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, что непосредственно отражается и на детях;
распространение жестокого обращения с детьми в семьях.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Тяжелое заболевание и инвалидность родителей и также может стать причиной возникновения социального сиротства. Такие люди склонны к «уходу в болезнь», они сознательно отдаляются от своих близких, друзей, детей.
Кроме того, семьи, в которых живут люди с ограниченными возможностями, также могут стать фактором риска для появления детей-сирот. В таких семьях дети крайне негативны в суждениях по причинно-следственным факторам, которые привели их семью к неблагоприятному положению. Они не хотят находиться в семье, выслушивать скандалы родителей, судить мать или отца, они не в состоянии переломить ситуацию – дети «ломаются» сами. И в результате они уходят...
Особую группу причин составляют причины добровольного отказа родителей от новорожденных. Среди них мы выделим следующие:
мать-отказница живет за чертой бедности;
женщина находится в алкогольной или наркотической зависимости;
мать – сама бывшая воспитанница детского дома, не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного отдельного проживания;
роженица находится в юном возрасте;
родился больной ребенок.
К сожалению, дети-сироты, которые воспитывались в государственных учреждениях, чаще всего повторяют судьбу своих родителей, тем самым, расширяя поле социального сиротства.
Таким образом, мы видим, что причины социального сиротства велики и разнообразны. Поэтому решение этой действительно серьезной проблемы и представляется таким долгим и сложным. Это дело и государства, и общества, и каждого человека в отдельности.
2. Пути и методы решения проблемы социального сиротства в России
Каковы же пути решения столь трагического и масштабного социального явления? Традиционно выделяют следующие пути решения проблемы:
стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, повышение жизненного уровня;
возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи;
создание системы экономической, законодательной, социальной поддержки семьи, материнства и детства;
возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме и уважении к ребенку;
реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, воспитательных систем этих учреждений;
совершенствование системы устройства детей-сирот.
Рассмотрим государственные и негосударственные пути решения этой сложной проблемы.
2.1 Деятельность государства
Деятельность государства по решению вопроса социального сиротства включает в себя издание различных законодательных актов, а также обеспечение и содержание детских домов и интернатных учреждений, в том числе контроль над их деятельностью.
Первым международным документом, который закреплял права детей, стала Женевская декларация прав ребенка (1924). Затем положение об особой помощи детям было закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948), а, начиная с 1990 года, ориентиром нравственного и гуманного подхода к детям стала Конвенция о правах ребенка (в ней указывались основные права, которые закрепляются за каждым ребенком – право на семью и на нормальные условия для полноценного умственного, физического и духовного развития)31.По проблеме социального сиротства в России проводятся правительственные собрания, конференции и круглые столы.
Приведу слова Президента РФ В.В. Путина относительно данной проблемы: «Считаю необходимым поручить Минздраву, Министерству образования и науки, Минрегиону, МВД разработать программу поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Я уже об этом говорил совсем недавно в Кремле на встрече с представителями правоохранительных органов. Считаю, что мы должны создать специальную государственную программу. Прошу больше не затягивать. Уже несколько раз мы возвращаемся к этому вопросу. И все названные мною ведомства - если нужно, Михаил Ефимович (обращаясь к М.Фрадкову), подключите, пожалуйста, и других наших коллег, должны принять самое активное участие в разработке этой программы. Разумеется, нужно включать в совместную работу и региональные власти. Не менее важно подумать и о таких направлениях, как молодежная политика в целом, - это, конечно, темы связанные, но все-таки отдельные. Здесь очень важна позиция ведомств, которые занимаются организацией спорта, опять же образования и так далее. В этой связи прошу и экономический блок не забывать о необходимости финансирования всех проектов, которые разработаны и которые должны осуществляться. И если вы посчитаете возможным - а думаю, что это лишним бы не было - можно было бы подумать и на тему дополнительной поддержки этого направления деятельности».
Из этого высказывания видно, что приоритетом социальной политики в настоящее время стала профилактика социального сиротства.
В 2007 году бюджетом предусмотрено около 700 млн рублей на финансирование единовременных выплат в размере 8 тысяч рублей при устройстве ребенка в приемную семью. Также регионам необходимо разработать и принять региональные нормативные правовые акты, устанавливающие выплаты в размере не менее 4 тысяч рублей по содержанию ребенка в семье опекунов или приемной семье.
Однако изменить ситуацию лишь финансированием вряд ли удастся. Поэтому в настоящее время федеральные власти разрабатывают ряд программ и нормативно-правовых актов, которые направлены на решение проблемы социального сиротства.
Однако не все так хорошо как кажется на первый взгляд. С переходом к новой социальной политике (передача практических мер в области защиты прав детей на усмотрение субъектов РФ при отсутствии федеральных государственных стандартов поддержки семьи и детей и гарантированных размеров пособий) необходима смена приоритетов и формирование адекватной Концепции государственной семейной политики в России. Участники Межрегиональной Ассоциации органов социальной защиты населения решили:
1. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы:
разработать Концепцию государственной семейной политики в РФ до 2015 года;
привести в соответствие с новыми целями социальной политики координационно-управленческие структуры всех уровней власти, обеспечивающие решение проблем семьи, материнства и детства и защиту их прав;
разработать и принять единые минимальные социальные стандарты поддержки семьи и детей в РФ;
установить совместные расходные обязательства РФ и субъектов РФ на финансирование затрат по реализации государственных стандартов поддержки семьи и детей, а также выплате гарантированных детских пособий;
подготовить и внести в установленном порядке проект федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ»;
разработать и принять федеральную целевую программу «Дети России», включив в нее подпрограмму «Организация отдыха, оздоровление и занятости детей»;
подготовить изменения в федеральное законодательство, регламентирующее правовой статус семейных воспитательных групп.
2. Рекомендовать на уровне субъектов РФ:
2.1 развивать сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в каждом муниципальном районе субъектов РФ;
2.2 развивать нестационарные формы социального обслуживания семей и детей. Активнее внедрять в практику работы семейные формы реабилитации несовершеннолетних;
2.3 привлекать к участию в решении проблем социального сиротства общественные, коммерческие организации, граждан.
Работа строится по следующим направлениям:
профилактика употребления алкоголя и наркотиков;
приобщение несовершеннолетних «группы риска» к общественно-полезному труду;
организация развивающего досуга несовершеннолетних «группу риска»;
организация летнего отдыха;
профессиональная ориентация несовершеннолетних «группы риска»;
оказание социально-экономических услуг.
Тем самым благодаря деятельности этого социально-реабилитационого центра были достигнуты следующие результаты: наладилось тесное сотрудничество с необходимыми методами, были разработаны индивидуальные программы помощи подросткам, стали активнее себя проявлять родители детей «группы риска». Однако детская безнадзорность остается еще на довольно опасном уровне и необходимо время и усилия для искоренения этого явления.
Деятельность социально-реабилитационых центров и приютов строится из нескольких этапов:
Сбор необходимых материалов, которые помогают выявить и всесторонне изучить проблемы семьи и причины их появления. Далее составляется индивидуальный план помощи семьи. После чего выбираются наиболее эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей.
Намеченный план реализуется: психокоррекционная работа с ребенком и членами семьи, социально-правовая помощь в решении сложившихся проблем.
Определяются формы патронирования семьи, т.е. посещение ее на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями.
Таким образом, ведется эффективная и своевременная политика помощи детям, а также профилактика и предупреждение социального сиротства. В целом происходит оздоровление психологического климата в семье.
К сожалению, в нашей стране очень плохо развита система усыновления детей-сирот (сейчас в России усыновляют чуть больше 6 тысяч детей в год39, и это из 700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей). Это является реальным путем жизнеустройства российских сирот. Помимо того, что ребенок будет воспитываться в нормальных домашних условиях, государство могло бы сэкономить 4 млрд долларов в год.
Необходима, прежде всего, реформа органов опеки, уточнение их функций. Во-вторых, нужна психологическая подготовка замещающих и приемных семей. А также органами опеки должны выявляться не жаждущие наживы люди, а те, которые смогут обеспечить сиротам семейное тепло и родной дом.
Кроме того, в последнее время Правительство активно сотрудничает с Церковью. «Это уроки добра и милосердия; круглые столы по проблемам духовного воспитания; чтения, посвященные Дню народного единства; творческие конкурсы и викторины; выступления детских творческих коллективов; посещения богослужений в храмах; субботники по благоустройству исторических сооружений и памятных мест и др.».Именно милосердие и духовность способны консолидировать российское общество. Сотрудничество с Церковью имеет очень важную роль в возрождении этих ценностей в России.
Правительственные методы по решению проблемы социального сиротства многочисленны и разнообразны. Но, к сожалению, в России это решение направлено не на уничтожение причин возникновения этого явления, а уже на последствия. Поэтому решение затягивается на долгие годы, и с каждым годом все труднее и труднее ликвидировать эту проблему.
2.2 Деятельность общественных организаций
Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также отдельных граждан.
Так, например, проведя исследования, было выявлено три вида помощи, которую готовы оказать жители города беспризорникам:
Единовременные акции:
организация сбора вещей;
кормление беспризорного ребенка;
общение с ребенком;
периодическое посещение приюта и интернатов;
перевод денежных средств.
Постоянная помощь – это либо усыновление ребенка, либо устройство на работу в приют.
Добровольная общественная помощь по месту проживания ребенка в профилактических целях – это помощь детям группы риска у себя в подъезде, доме, ДЭЗе, микрорайоне, а также создание группы добровольных помощников беспризорным детям у себя в районе.
Создание таких гостиных имеет огромное значение в работе с детьми. Так как они являются местом, где можно провести время в свое удовольствие. Ребенок не праздно гуляет по улицам, а занят интересующим его делом. Здесь можно отметить день рождения, поговорить по душам, попить чай, воспользоваться бесплатными услугами Интернета и просто получить поддержку и помощь. В таких гостиных может быть оказана методическая, психологическая, юридическая, информационная поддержка всем тем, кто в ней нуждается.
Таким образом, гостиные являются особым центром, где все неравнодушные люди могут найти занятие, которое отвечает их интересам, потребностям, наклонностям.
Это пример того, как эффективно и равноправно могут сотрудничать государство и общество, и сотрудничество это приводит к действительным и хорошо заметным результатам. Движение действительно помогает людям, которые нуждаются в помощи, кроме того, оно пробуждает в людях активность и неравнодушие.
Помимо небольших общественных региональных движений существуют крупные негосударственные программы, которые решают проблемы профилактики социального сиротства в нашей стране. Примером такой программы является программа «Помощь детям-сиротам в России».
Работа по профилактике социального сиротства ведется по следующим направлениям:
работа с неблагополучной семьей с целью предотвращения безнадзорности детей;
организация досуга детей и подростковой занятости;
помощь семьям, воспитывающим ребенка-инвалида для того, чтобы не допустить отказа родителей от ребенка;
помощь в обеспечении семейного жизнеустройства детям, которые нуждаются в государственной защите (поддержка замещающих семей: патронатных, приемных, семейно-воспитательных групп);
социальная адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов;
профилактика социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
Помимо создания новых услуг и учреждений, фондом модифицируются уже существующие организации и услуги.
Инновационным предложением фонда стало применение такого механизма как конкурсы консолидированного бюджета, который складывается из бюджетных средств, средств местного бизнеса, поддержки Фонда. Эта инновация является способом поддержки инициативных руководителей и специалистов региона. С ее помощью можно «заказать» необходимые виды услуг. В итоге получается сотрудничество тех, кто готов помочь материально, и тех, кто хочет развить работу в направлении помощи и поддержки нуждающимся в них. Когда проект уже разработан и реализуется, его можно будет постепенно переводить на бюджетное финансирование.
Необходимо к тому же выстраивание вертикали социальной защиты детства, которая была бы вынесена из ведомств, с наличием своих выделенных задач, что поможет в решении проблемы сиротства. После построения этой вертикали необходимо создание новых учреждений для решения назревших проблем или делегирование новых функций существующим учреждениям.
Вертикаль органов власти опирается на горизонталь из уполномоченных учреждений.
Для таких преобразований, особенно на начальных этапах, нужны крупные вложения, но региональные руководители не находят средств даже на первоначальные вложения. Поэтому ситуация на первый взгляд выглядит безвыходной. Однако выход из нее даже не один. Во-первых, это систематическое, постепенное выделение средств на новые услуги и учреждения, которые поддерживали бы неблагополучные семьи. И, во-вторых, это привлечение внебюджетных инвестиций (поддержка Национального фонда).
Таким образом, общественные негосударственные организации ведут продуктивную и эффективную работу по профилактике социального сиротства. Важным моментом этой работы является сотрудничество государственных учреждений и негосударственных организаций. Именно такая политика может привести к необходимым результатам.
Итак, мы рассмотрели пути и методы решения проблемы социального сиротства. В нашей стране, к сожалению, решение этой проблемы находится только на начальном этапе, и не все еще работает так, как того требует ситуация. Поэтому необходимы законы, необходима реконструкция интернатных учреждений, необходимо тесное сотрудничество государства и общества, и может быть только тогда проблема социального сиротства будет решена.
Заключение
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что проблема социального сиротства в России выглядит действительно угрожающе. Социальные сироты – это дети, имеющие биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются их воспитанием и не участвуют в их судьбе.
Корни проблемы социального сиротства уходят еще в советские времена. Именно падение ценности семьи и послужило толчком к возникновению этого социального явления. Второй важной причиной явилось ухудшение жизненного уровня большинства российских граждан, которое повлекло за собой асоциальный образ жизни некоторых родителей.
Современное состояние проблемы социального сиротства выглядит катастрофическим. С каждым годом количество социальных сирот растет, и их число достигло уже 800 тысяч по данным официальной статистики. Причем усыновляют только 6 тысяч детей в год. Остальные же находятся в учреждениях интернатного типа, что неблагоприятно влияет на их дальнейшую судьбу.
Проблема социального сиротства в нашей стране решается как государственными, так и негосударственными методами. Со стороны государства – это указы, различные социальные программы, решения конференций и круглых столов, заседаний правительства. Со стороны общественных организаций – это посильная практическая и теоретическая помощь детям-сиротам. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы. Важным моментом этой деятельности является формирование общественного мнения относительно детей, оставшихся без попечения родителей. Таким детям, также как и всем нужна забота, ласка и семейное тепло.
Поэтому самым первым шагом в решении этой проблемы является попытка искоренить причины этого явления!!!, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес. На заседании круглого стола «Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства» было предложено создать в Российской Федерации Министерство семейной политики. Необходима такая семейная политика, которая была бы нацелена на укрепление семьи, как социального института, нужна пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи по факту исправлению поведения родителей и их социальных условий (за период с 1997 года возвращено в семью 5200 детей); производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.
В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Главной целью политики государства является разработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, закрепление их в Семейном кодексе.
Список использованной литературы
Арефьев А.Л. Беспризорные дети России //Социологические исследования. – 2003, №9. С. 61-73
Артемьева Л. На службе у детства // Социальная работа. – 2005, №4. С. 59.
Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004, №4. С. 46-51.
Дубровская М. Профилактика социального сиротства // Социальная работа. – 2006, №1. С. 58-60.
Орлова П. Социальное сиротство в России. Создание национального совета по проблемам детей-сирот // Известия. – 2007-02-07.
Пыхтин С.И. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Социальная работа. – 2006, №4. С. 4-5.