Лекцияпо педагогике на тему Семейное воспитание


Тема: «Методика работы классного руководителя с семьей воспитанника».
План лекции:
1.Характеристика семьи.
2.Условия успешного семейного воспитания.
3.Изучение семьей воспитанников.
4. Задачи семейного воспитания.
5.Формы, методы и содержание взаимодействия семьи и школы.
1.Характеристика семьи, тенденции развития современной семьи.
Семья является социальным институтом, т.е. представляет собой элемент порядка общественного устройства, призванного регулировать поведение её членов.
Семья – «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».
Свою точку отчета семья начинает с момента вступления в брак, который представляет собой исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. При помощи брака общество устанавливает правила, регламентирующие их супружеские права и обязанности.
Семью принято воспринимать именно как социальный институт, а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.
При характеристике семьи как социального института говорят об этапах, которые образуют семейный или жизненный цикл семьи: заключение брака (начало существования семьи); появление ребенка; окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое гнездо» (образование собственной семьи последним ребенком); завершение жизненного цикла семьи (смерть одного из супругов).
Тенденции развития современной семьи.
1. Заметное снижение многодетности и среднедетности, следствием чего является рост малодетности. Рождаемость в целом в последние годы заметно возросла. Во многих городах и регионах России рождаемость и смертность сравнялись, но еще преобладает однодетная семья.
2.Следующей тенденцией в развитии современной семьи является нарастающая нуклеаризация (отделение родителей с детьми от других родственников). Все больше молодых супругов стремятся жить самостоятельно, без родителей, иметь свое собственное жилье. Такая направленность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, супруги учатся самостоятельности, ответственности, учатся уважению и взаимопониманию. Но с другой стороны, молодым супругам вынуждены обходиться без помощи дедушек и бабушек, которая особенно востребована при появлении ребенка. Для развития личности детей общение с дедушками и бабушками часто оказывает благоприятное влияние, которого не достает при отсутствии постоянного контакта с ними. Негативным фактором нуклериализации является и заброшенность стариков.
3. Ещё одной важной тенденцией развития современной семьи является изменение стиля внутрисемейного взаимодействия, переход от повелительного общения к партнерскому. Данная тенденция получила название эгалитаризации или демократизации. В семьях, где возобладал данный стиль взаимодействия, за каждым членом семьи, не исключая ребенка, признаются не только обязанности, но и права.
Особенности современной семьи. В настоящее время, характеризуя отношение к браку, все чаще говорят о наличии в сознании современного человека установки на возможную его временность.
Официальный брак в сознании молодежи больше не ассоциируется с идеалом.. Популярность незарегистрированных браков растет в Швеции, Дании, США и Канаде. Не отстает в этом отношении и Россия, где такие браки часто не только не осуждаются, но даже поощряются, например, на некоторых психологических тренингах и в публикациях авторов, занимающихся психологической практикой.
Если говорить о факторах стабилизирующих семейные отношения, важно отметить другую особенность в развитии современной семьи, наблюдаемую в промышленно развитых странах мира. Речь идет о семье, которую принято называть бикарьерной. В данной семье признается равенство профессиональных интересов мужа и жены и оба супруга имеют высокую заинтересованность как в создании семьи, так и в построении карьеры по выбранному профессиональному пути. Такая семья обладает высоким уровнем единства в сфере межличностного взаимодействия и ценностных ориентаций. Супруги с одинаково высокой самоотдачей занимаются домашними обязанностями, заботой о теплоте внутрисемейного общения, готовы оказать помощь и поддержку друг другу с уважением относятся к профессиональным планам каждого из супругов.
Типы семей.
При характеристике семей наряду с выявлением их индивидуальных особенностей принято относить их к определенным типам:
1.Патриархальная семья. В классическом виде данный тип семьи характеризуется большим составом. Под одной крышей в ней проживают большое число родственников. Детей в таких семьях обычно много, от них строго требуется почитание старших, соблюдение религиозных и национальных обычаев. Основной тип взаимодействия в таких семьях авторитарный. Мужчина – глава семьи, его слово – закон.
2.Нуклеарная семья. В промышленно развитых странах и среди городских семей России выражено стремление молодых супругов отделяться от родителей. Такие семьи получили название нукленарная. Обычно они включают в себя лишь два поколения: родителей и детей, которые ещё не вступили в брак. К категории нуклеарной относят также трехпоколенные семьи, где вместе с родителями и детьми, проживают ещё дедушки и бабушки. Молодые супруги в таких семьях часто желают жить самостоятельно, но из-за отсутствия возможности вынуждены жить с родителями.
3. Неполные семьи. В последнее время отмечается рост семей, состоящих лишь из двух человек (малые семьи). Данный тип семей имеет несколько разновидностей. В первую очередь к ним относят семьи разведенных либо овдовевших супругов.
4.Материнская семья. В отличие от неполной семьи, мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По данным отечественной статистики каждый шестой ребенок рождается в незарегистрированном браке. Среди матерей, имеющих внебрачных детей, преобладают две категории: до 19 и свыше 35 лет.
5.Семья «пустые гнезда» - это семья родителей, где дети выросли и покинули отчий дом. Функции семьи.
Функции семьи связаны с удовлетворением потребностей ее членов. Современная социальная психология дает несколько вариантов характеристик функций семьи. Рассмотрим данные функции более подробно.
1.Функция деторождения и сексуальных отношений.
2.Функция интеллектуального общения. Исполнение интеллектуальной функции зависит от содержательной и эмоциональной насыщенности общения, готовности искать компромиссы и проявлять гибкость в поведении при столкновении мнений, умении чувствовать причастность и готовность делать свой вклад в решение проблем других членов семьи.
3.Функция психологической разрядки важна для гармонизации внутрисемейных отношений. Она выражается в эмоционально-психологической поддержке супругами друг друга, умении разнообразить свободное от работы время, в преобладающей эмоциональной атмосфере, раскрепащенности, доверительности внутрисемейных контактов. Для осуществления функции психологической разрядки большое значение имеет досуг.
4.Воспитательная функция семьи проявляется во многих аспектах жизнедеятельности семьи и касается необходимости личностного развития всех её членов. Разумеется, в первую очередь она связана с формированием личности ребенка, систематическим психолого-педагогическим взаимодействием с ним, задающим направленность его личностного развития. Однако успешное осуществление данной функции связано не только с развитием личности детей, но и родителей, регулярным воспитательным воздействием каждого члена семьи друг на друга. На развитие личности ребенка и других членов семьи оказывают влияние такие особенности поведения и отношений как ожидания, сравнения, достижения, притязания, удовлетворенность своей ролью и др.
5.Функция хозяйственно-бытовых отношений включает ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища, создание уюта в нем и т.д. В её задачи входит также создание условий для сна и отдыха.

Структура семьи.
Главной основой структуры семья является система ролей, которые исполняют все ее члены. Список основных ролей, которые могут исполнять члены семьи небольшой. Он включает следующий перечень: родительские (мать, отец), супружеские (муж, жена), детские (дочь, сын, брат, сестра), внутрипоколенные и межпоколенные ( старший, младший, бабушка, дедушка) и т.д.
Успешное исполнение семейных ролей имеет большое значение для процветания семьи. Если у кого-то из членов семьи нет четкого представления о том, как исполняется та или иная его роль, то это отражается на эмоциональной атмосфере в целом.
2.Условия успешного семейного воспитания.
В психологии выделяют три стиля семейного воспитания: попустительский – отказ от активного участия в воспитательном процессе, авторитарный – подавление ребенка, навязывание ему мнения взрослых и демократический – достижение согласия, внутреннего принятия ребенком необходимых форм поведения.
Особенности воспитания в многодетной семье. В настоящее время многодетной в большинстве регионов России принято считать семью, имеющую трое и более детей. Ученые приводят аргументы в пользу того, что трое детей является наиболее благоприятной ситуацией для воспитания. Один ребенок может способствовать развитию у родителей безрассудной любви и страха за его жизнь. Наличие двоих детей в семье часто порождает соперничество между ними за родительскую любовь.
Говоря о воспитательном потенциале многодетной семьи, исследователи выделяют как преимущества, так и недостатки. Среди положительных сторон указываются следующие:
- помощь родителям по хозяйству, присмотр за младшими братьями и сестрами и игры с ними;
- в подражании младшие дети легче перенимают многие полезные навыки (учебные, бытовые, общения и т.д.) от более старших детей, чем от взрослых;
- жизнь в разновозрастном и разнополом детском коллективе при условии благоприятного эмоционального климата в семье способствует формированию самостоятельности, ответственности, гибкости поведения и устойчивости к стрессовым ситуациям;
- необходимость распределения родительского внимания между всеми детьми, способствует формированию восприимчивости к интересам и проблемам окружающих;
- эмоционально взаимодействие в детском коллективе из трех и более человек разнообразнее и менее конфликтно, чем общение между двумя детьми. Однако это не исключает родительского контроля за тем, чтобы это общение было равноправным: не ущемлялись интересы младших детей и не происходило паразитирования младших над старшими.
Специалисты, занимающиеся проблемами многодетных семей, 1.возникновение конкуренции и соперничества между братьями и сестрами в них. Чем меньше разница в возрасте, тем острее обнаруживается данная проблема.
2. Еще одним существенным недостатком для воспитания в многодетной семье является нехватка уединения. Уединение способствует очень важной для плодотворного развития личности рефлексии.
Специфика семьи с приемным ребенком. Помимо обычных трудностей, вызванных ошибками стиля родительского поведения, в семьях с приемными детьми добавляются еще и специфические трудности. Поэтому взаимодействие с такими семьями от классного руководителя требуют большей собранности и подготовленности.
Заметной проблемой, характерной для российских семей, решившихся на усыновление, является вопрос о том, говорить ли ребенку правду о его появлении в семье? По мнению специалистов, ребенку необходимо знать правду о его усыновлении. Об этом ему следует сообщить ещё в дошкольном возрасте, объясняя это тем, что у него не оказалось своей мамы вначале, поэтому новые родители полюбили его и захотели стать его папой и мамой.
За рубежом данное правило уже давно стало определяющим при усыновлении ребенка. От детей там не принято скрывать правду об их усыновлении. Родители обладают твердым убеждением, что родным ребенком является тот, которого любят и о всестороннем благополучии которого заботятся. Вскоре такое отношение чувствует и сам ребенок, принимая новых родителей всем сердцем.
Для решения многих проблем, связанных с воспитанием приемных детей следует привлекать квалифицированных специалистов, психологов, занимающихся данной проблематикой. Классный руководитель может быть связующим звеном между приемной семьей и данными специалистами, настроить семью на доверие к ним и плодотворное сотрудничество.
3. Изучение семьей воспитанников.
Современные подходы и методы изучения семьи. Для эффективной работы классному руководителю необходимо изучение семьи, ее традиций, духовных ценностей, особенностей взаимоотношений между родителями и детьми. В этих целях он может обратиться к различным методам психолого-педагогической диагностики: наблюдению, беседе, анкетированию, тестированию, и др.
Наблюдение является одним из наиболее ценных источников получения информации о семье, т.к. отражает непосредственно сами проявлениями детско-родительских отношений. Однако для того, чтобы эти сведения были действительно ценными, наблюдение должно отвечать определенным требованиям. Оно должно быть многократным. Выявленные тенденции должны иметь устойчивый характер, т.е. неоднократно повторяться. Наблюдение должно быть объективным, т.е. отражать факты, а не впечатления наблюдателя. Все наблюдаемые факты необходимо фиксироваться, а затем накопленный фактический материал анализировать. Возможности для наблюдения у классного руководителя имеются во время классных собраний, совместных мероприятиях, при посещении семьи. Наблюдение за поведением детей часто дает ценный материал для характеристики всей семьи.
Нередко анализ фактов, выявленных классным руководителем в наблюдении, приводит к вопросам, ответы на которые можно получить в непосредственной беседе с родителями или ребенком. Однако диагностические возможности беседы могут обнаружиться лишь в случае, если она отвечает определенным критериям. Прежде всего, классный руководитель должен быть искренне заинтересованным в решении стоящих перед семьей воспитательных задач, преодолении возникающих на этом пути трудностей. Беседа должна иметь доброжелательную доверительную атмосферу, где классный руководитель и родители выступают партнерами. Навязывание и давление со стороны классного руководителя приводит к нежеланию родителей взаимодействовать со школой. Родители закрываются, получение информации о семье становится более затруднительным.
Интервью представляет собой устную форму опроса. Вопросы для интервью готовятся заранее, ответы фиксируются, допускаются уточняющие вопросы, определенные отвлечения. Преимуществами интервью является раскрепощенная обстановка, возможность наблюдать эмоциональные реакции собеседника, видоизменять вопросы, менять их последовательность, состав и т.д. Интервью обычно способствует большей доверительности и более серьезному отношению опрашиваемого к содержанию общения, чем анкеты.
Преимуществами анкетирования является возможность проведения группового опроса, получение в короткий промежуток времени информации, касающейся большинства семей учащихся класса. Анализ результатов анкетирования позволяет выявлять выраженность тех или иных положительных или отрицательных тенденций в области детско-родительских отношений, характеристик поведения детей и т.д. Однако в случае отсутствия доверительных отношений между классным руководителем, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой, результаты анкетирования могут быть необъективными.
В отличие от анкет тесты направлены не на констатацию приоритетов, а на измерение степени выраженности различных качеств. Тесты представляют собой стандартизированные методики, т.е. требуют строгих правил проведения и подсчета результатов.
В диагностике внутрисемейных отношений часто ценные сведения могут дать проективные методики. Они могут иметь рисуночную или вербальную форму. Ребенку или родителям даются задания выполнить какой-то рисунок, закончить предложение, написать сочинение и т.д. В зависимости от того как выполняется задания создаются заключения о наличии в семье тех или иных проблем.
Получить нужную информацию о состоянии семейных отношений можно и в других формах взаимодействия с семьей: интерактивных играх, тренингах, во время изучения материалов детского творчества и т.д.
Следует также отметить, что изучение семьи может принести классному руководителю ценные сведения лишь в том случае, если оно является не разовым и фрагментарным, а организованным и систематичным.
4. Задачи семейного воспитания.
Семейное воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Главная и общая задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.
Составные компоненты семейного воспитания:
– физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;
– нравственное – стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;– интеллектуальное – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
– эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
– трудовое – закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь – поиск «легкой»» жизни.
Разнообразная работа классного руководителя с семьей обучающегося требует от него определенных навыков и умений:
– использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
– хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;
– установить добрые взаимоотношения, с семьей обучающегося, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
– с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
– спланировать работу с родителями обучающихся, составить план классного педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности обучающихся в своем классе;
– видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе;
– поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном обогащении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей;
– подготовить и провести родительское собрание.
Успех в работе учителя, с семьей обучающегося будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.5.Формы, методы и содержание взаимодействия семьи и школы.
В раздел плана могут быть включены вопросы, отражающие следующие направления:
Совместная работа с родительским комитетом класса (оказание помощи в подготовке собраний, заседаний комитета, организация учебы родительского актива, посещение семей, мероприятия по формированию единых требований семьи и школы к обучающемуся).
Формирование единого коллектива обучающихся, учителей и родителей (определение совместных общественно-полезных дел: помощь младшим, ветеранам, активы милосердия, коллективные творческие дела, подходы, экскурсии).
Педагогическое просвещение родителей. На основании изучения и анализа состава родителей планируются общие, групповые и индивидуальные формы педагогического всеобуча, тематика лекториев, помощь по самообразованию.
Привлечение родителей к организации внеклассной и внешкольной работы со школьниками. Включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе по месту жительства, использование индивидуальных педагогических поручений.
Индивидуальная работа с родителями (посещение семей, установление шефства, оказание помощи по воспитанию детей, контроль за выполнением родительских обязанностей, организация их учебы).
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Эффективность совместной деятельности детей, родителей и педагогов, по мнению С.В. Сидорова, зависит от соблюдения следующих условий:
1) положительный настрой участников на совместную работу, осознание ее цели и личностной значимости;
2) совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
3) распределение функций, ролей и сфер деятельности участников совместной работы с учетом из желаний и возможностей;
4) создание педагогом условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;
5) тактичность и ненавязчивость педагогического воздействия;
6) поддержание и укрепление родительского авторитета в глазах детей;
7) стремление педагога показать родителям лучшие качества их детей;
8) четкая общественно-педагогическая позиция классного руководителя, соотносящаяся с целями обучения и воспитания.
Основные формы сотрудничества педагогов, детей и родителей.
1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нем присутствуют только родители обучающихся), так и общим, когда в нем участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведется протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания. Главным предназначением собрания является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
2. Формы познавательной деятельности:
– общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
– творческие отчеты по предметам, например, в виде предметного вечера;
– открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
– праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т.д.);
– турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).
3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, благоустройство и озеленению школьного двора, микрорайона и т.д.
4. Формы досуга:
– совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, экскурсии;
– совместная подготовка к школьным конкурсам;
– совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности;
– совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, телепередач;
– домашние клубы выходного дня: родители организуют деятельность группы детей вне школы: подготовку к школьному мероприятию, обучение специальным умениям, встречи с интересными людьми, общение «по душам» и т.д.;
– родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.
Остановимся подробнее на некоторых из форм сотрудничества педагогов, детей и родителей.
День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
– тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
– семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
– практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
– проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
– познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;
– традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;– организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);
– благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др.)
– мастер-класс («Как организовать праздник в семье»).
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т.п.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и образовательными учреждениями, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся.
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.