Методическое пособие Методы решения линейного уравнения с параметрами 
260921512192000 260921512192000Министерство обороны              Российской   Федерации
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение 
«Оренбургское президентское кадетское училище»
 
 
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ 
ЛИНЕЙНОГО УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ.
(Методические рекомендации для преподавателей и воспитанников)
 
                                             
                                                            Преподаватель                             
                                                            математики высшей категории
                                                            Зевина Елена Петровна 
                                                            
                                                                            
Оренбург
 2011г.
УДК 372
Зевина Е.П.: Методы решения линейных уравнений с параметрами. Методическое пособие для воспитанников и преподавателей.
-Оренбург: ФГКОУ Оренбургское ПКУ,-20с.
Учебное пособие содержит линейные уравнения с параметрами, при решении которых возникают наибольшие затруднения во время изучения алгебры 7 класса. Методам решения таких уравнений в общеобразовательном учреждении уделяется мало внимания, и целью данного пособия является помочь воспитанникам в устранении этого пробела. Пособие может быть полезно преподавателям для работы на индивидуальных занятиях с воспитанниками.
Рассмотрено на заседании методического совета ФГКОУ Оренбургского ПКУ.
© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2012г.
Содержание 
Введение…………………………………………………………...  4
Уравнения  с параметром………………………………………….4
Простейшие уравнения с параметром…………………………….7
Графический способ решения линейного уравнения  с параметром………………………………………………………  10
Линейное уравнение, содержащее дробные коэффициенты…..13
Линейное уравнение, содержащее знак модуля……………… ..15 
Алгоритм решения линейного уравнения с параметром………18 
Примеры  уравнений с параметрами из школьного учебника…18
Задачи для самостоятельного решения………………………….19
 Литература ………………………………………………………..20           
Введение
 При изучении различных закономерностей часто приходим к решению  уравнений. В школьном курсе математики в системе изучаются методы решения алгебраических уравнений, неравенств и их систем. Наибольшие затруднения вызывают уравнения с параметрами, поскольку наличие параметра предполагает решение не по аналогии и не по шаблону. Недостаточно механического применения формул, необходимо понимание логики решения, навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта, системность и последовательность в решении, умение объединить рассматриваемые частные случаи в единый результат. Решение уравнений с параметрами требует исследования. Этим обусловлены трудности, возникающие у учащихся при решении таких уравнений. В учебном процессе решение  уравнений с параметрами предусматривается, но крайне редко, не в системе, и поэтому у учащихся зачастую не сформированы навыки их решения. Один  из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается  только на немногочисленных факультативных занятиях. В данном пособии будут предложены рекомендации, которые помогут понять логику решения  линейных уравнений с параметрами. Данная статья может быть использована для самостоятельной подготовки к экзаменам при наличии хороших знаний школьного курса 7 класса, а также может быть полезной учителям для индивидуальной работы с учащимися, для работы на факультативных занятиях.
 
Уравнения  с параметром.
Линейное уравнение – это уравнение вида:  ах = b , где a и b – некоторые постоянные.  При решении линейных  уравнений,  получаем различное  количество корней уравнения. Чтобы понять логику решения линейного уравнения с параметрами рассмотрим решение следующих  частных уравнений.                                                                                                                                                                                                    
Пример 1.  Решить уравнение 3х = -  15 . 
 Решение: Т.к. а = 3, а b = - 15, то х = - 15 : 3(деление возможно, 3≠0); 
х = -5.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
 Проверка: 3 ( -5) = -  15 0; - 15 = - 15(верное), то  -5 является корнем     исходного уравнения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
Ответ: -5                                                                                                                                                                               
Пример 2. Решить уравнение 0х  = 0
Решение: 0 = 0(верное при любом значении переменной х ), то корнем уравнения является любое число.
Ответ: х - любое число 
Пример 3. Решить уравнение 0х= 7
Решение: 0 = 7 (не верно при любом значении х),  уравнение корней не имеет.
Ответ: хЄ∅Вывод: 1) Если  а≠0, то уравнение имеет единственный корень: х =   ba   ( ах = b;    ах = b;    х =  b : а;    х= ba)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
       2)  Если  а = 0 и b = 0, то корнем уравнения ах= b является любое число.                                                                                                                                                                                                            
       3)  Если  а = 0, b≠0, то уравнение ах= b не имеет корней,  хЄ∅.Если а и b не принимать конкретными значениями, то, говорят, что  а и b – это параметры в уравнении ах=b, а само уравнение ах=b -  уравнение с параметрами.  Однако овладеть методикой решения уравнений с параметром мне кажется очень полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет чуть по-новому, как бы изнутри взглянуть на линейную зависимость, подробно анализируемую школьной программой.
     Многие учащиеся воспринимают параметр, как «обычное» число. Действительно, в некоторых уравнениях параметр можно считать постоянной величиной, но эта постоянная величина принимает неизвестные значения! Поэтому необходимо рассматривать уравнение при всех возможных значениях этой постоянной. 
     С параметрами семиклассники встречаются уже при введении некоторых понятий. В качестве примеров рассмотрим следующие объекты: 
- функция прямая пропорциональность: y = kx (x и y переменные, k – параметр, k≠0);
- линейная функция: y = kx+b (x и y – переменная, k и b – параметры);
- линейное уравнение: ax+b=0 (x – переменная, a и b – параметры, a≠0).
     К уравнениям с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, например, поиск решений линейных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.  Этот  небольшой класс задач, конечно,  многим не позволяет усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойную природу.  С одной стороны, с параметром работаем как с числом, с другой – это неизвестное. Так, деление на выражение, содержащее параметр, без предварительных исследований невозможно. Как правило, результаты этих исследований влияют и на решение, и на ответ.
     Основное, что нужно усвоить при первом знакомстве с параметром, - это необходимость осторожного, даже деликатного обращения с фиксированным, но неизвестным числом.  Определение уравнения с параметром: «Пусть дано равенство с переменными   х, а:  f (x; а) = 0. Если ставится задача для каждого действительного значения  а  решить это уравнение относительно  х, то уравнение  f  (х; а) = 0  называется уравнением с переменной  х  и параметром  а. Решить уравнение с параметром  а – это значит, для каждого значения  а  найти значение  х,  удовлетворяющие этому уравнению». Назовем контрольными значения параметра те значения, при которых обращается в нуль  коэффициент при х в линейном уравнении. Рассмотрим алгебраический способ решения линейного уравнения.
Простейшие уравнения с параметром.
Простейшие уравнения с параметром.
Рассмотрим решение линейных уравнений, если параметр является свободным членом.
Пример 4. Решить уравнение x – a = 0.
          Ответ:     x = a,  при  любом a 
Пример 5. Решить уравнение 5x = a .               Ответ: x = а5, при любом a.
х2= a                  Ответ: x = 2a, при любом a.
Вывод: если параметр является свободным членом в уравнении, то уравнение всегда имеет один корень.
     Подобные упражнения помогают учащимся привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений. Замечу, что даже такие, казалось бы, совершенно элементарные уравнения часто требуют от учителя подробных комментариев и терпеливых объяснений.
2.     В качестве второго шага, рассмотрим уравнения с параметром, где выделим  уравнения с небольшим числом легко угадываемых ветвлений. 
Пример 6. Решить уравнение 0•х = а. 
                    Ответ: при   а ≠ 0,  корней нет,
                              при   а = 0,   х – любое из множества R.
Пример 7. Решить уравнение.  |x| = a.  
 Ответ: при   а < 0,   корней нет,
            при   а = 0,    х = 0,
             при   а > 0,   х =  ±а.
3.Рассмотрим уравнения с параметром, где параметр – это коэффициент линейного уравнения, и,  он может имеет вид алгебраического выражения.
Пример 8. Решить уравнение  ах = 1.
Решение:  Найдем контрольные значения параметра для  коэффициента при х,  а=0. Решение данного уравнения сведем к одному из случаев примеры 1-3.
Если а=0, то уравнение примет вид: 0х=1, а это уравнение не имеет корней.
Если а≠0, то деление на а возможно и   х = 1а Ответ: Ø  при а =0;     1а  при  а≠ 0. 
Пример 9.  Решить уравнение  (а -3)х=1.
Решение: Найдем контрольные значения параметра для коэффициента при х, т.е. а-3=0, то а=3. Решение данного уравнения сведем к одному из трех случаев. (примеры 1-3).
1)Если а=3, то а -3=0, и уравнение (а -3)х=1 примет вид 0х=1, а это уравнение корней не имеет.
2)Если а ≠3, то то деление на а возможно и   х=1а-3 
Ответ:  Ø, при а =3;    1а-3,  при а ≠3.
Рассмотрим уравнения с параметром, где  коэффициент линейного уравнения и  свободный член содержат параметр.
Пример 10.  Решить уравнение  (а -2)х= а -2.
Решение: Найдем контрольные значения параметра для  коэффициента при х , т.е. а -2=0, то а =2.
Если а =2, то а -2=0, и уравнение (а -2)х= а -2 примет вид 0х=0, х – любое число.
Если а ≠2, то  деление на а возможно х=а-2а-2=1
Ответ: любое число, при а =2;  1, при а ≠2
Пример 11. Решить уравнение    b х + 1=2b + х.
 Решение: Приведем данное уравнение  b х + 1=2b + х к виду ах = b.
                    b х – x=2b - 1
                    (b – 1)х=2b - 1
Найдем контрольные значения параметра для коэффициента при х,
  b – 1=0,   b=1.  
Если b=1,то  b – 1=0, то уравнение  (b – 1)х=2b - 1 примет вид 0х=1, корней нет
Если b≠1, то b – 1≠0  деление возможно на b – 1 и  х= 2b-1b-1 
Ответ: Ø, при b=1;  2b-1b-1  , при b≠1.                     
Пример 12.   Решить уравнение  (b2-b)х= b2 – 1.
Решение: (b2-b)х= b2 – 1
Найдем контрольные значения параметра для коэффициента при х, т.е. 
b2-b=0,      b(b-1)=0,       b=0  или  b=1
1)Если b=1,то  b2-b=0, уравнение(b2-b)х= b2 – 1 примет вид 0х=0, то х – любое.
2)Если b=0,то  b2-b=0, уравнение примет вид 0х= - 1, корней нет
3)Если b≠1 и b≠0, то деление на b(b-1) возможно и   х=b2 – 1  b2-b= b-1bОтвет: любое число, при  b=1;
             ∅, при b=0;
             b-1b, при b≠1 и b≠0.
 Пример 13.    Решить уравнение  а2х=а(х+2) – 2
        Решение: Приведем данное уравнение а 2х=а(х+2) – 2   к виду ах = b.
                              а2х=а(х+2) – 2
                           а2х=ах+2а-2
                           а2х-ах=2а-2
                           (а2-а)х=2а-2
Найдем контрольные значения параметра для коэффициента при х,
а2-а=0,         а(а-1)=0,       а=0 или а=1
Если  а=0, то а2-а=0, и уравнение (а2-а)х=2а-2примет вид ох= - 2, корней нет
Если  а=1, то а2-а=0, и уравнение примет вид 0х=0, х – любое число
Если   а≠0 и а≠1, то х=2а-2а2-а =2а+1Ответ: ∅, при а=0;
            любое число, при а=1;
            2а+1, при а≠0 и а≠1.
   Данные выше примеры позволили увидеть, как изменяется вид рассматриваемого линейного уравнения с изменением значения параметра и влияние параметра как переменной на значение корней и их количество.  
                           
Графический способ решения линейного уравнения  с параметром.              
    Рассмотрим геометрическую интерпретацию решения линейного уравнения с параметрами  kx+b=0.  Графический способ определения числа корней уравнения в зависимости от входящего в него параметра является более удобным, чем аналитический. Количество корней линейного уравнения kx+b=0 зависит от расположения прямых у= kx+b и у=0, но второе  уравнение можно записать в виде у= 0x+0, где  k=0, b=0.   Две прямые на плоскости могут либо пересекаться (только в одной точке), либо быть параллельными, либо совпадать, а соответственно уравнение kx+b=0 может иметь  1 корень, не иметь корней, или иметь бесчисленное множество корней.  
Решением уравнения kx+b=0 являются абсциссы точек пересечения прямых, заданных уравнениями у= kx+b и у= 0x+0. 
Рассмотрим эти случаи расположения прямых,  и подтвердим,  от чего зависит решение уравнения.
1 случай:
Пусть в уравнении у= kx+b, параметр b – некоторое фиксированное число, k – любое, k≠0. Это уравнение на плоскости задает  множество  прямых, проходящих через точку (0; b).  k – угловой коэффициент прямой и он один и тот же для данного  множество прямых. Т.к. k≠0, то прямые, заданные уравнениями у= kx+b и у= 0x+0, пересекаются.
1282065508635001510665508635001672590394335038671555626000102870055372000 Вывод: уравнение kx+b=0 при k≠0 имеет один корень. ( рис.1)                              
     Рис.1
                                  b    
168148041719500183451541846500
809625-635002063115635000128206511430003860809525                                   0                  у=0х+0        x                           
2 случай:
Пусть в уравнении у= kx+b,  k – некоторое фиксированное число,  k≠0, b – любое. Графиком данного уравнения является множество  параллельных прямых, имеющих один и тот же угловой коэффициент. Построим в одной системе координат графики функций y=kx+b  y=0x+0 (y=0) и найдем координаты точек пересечения: (х;0). Абсциссы этих точек являются решением уравнения kx+b=0.
 Вывод: уравнение kx+b=0 при k≠0 имеет один корень.(рис. 2 и рис.3 ) 
8191421717040919403124201091565312420Если k>0.                                                              Если k<0
3939540131445                      Y                                                                 Y
2533651117603634740235584
653415330200003377564330835
2976880140335                     0         у=0х+0       x                                    0                  81914121285        x                                                                                                   
3случай:
1529715121031000Пусть в уравнении  kx+b=0  k=0, b≠0.  Найдем координаты точек пересечения прямых, заданных уравнениями у= kx+b  и у=0. Учитывая условия, уравнения примут вид у= 0x+b и у=0х+0. Так как угловые коэффициенты (k=0) равны, то прямые параллельны. (рис.4) 
152209529527500386715312420                                У                у=0х+b
386715226060                               b   0                          х
                                
Вывод: уравнение kx+b=0  корней не имеет.
4случай:
14319251458595Если в уравнении kx+b=0, k=0 и  b=0, то уравнение примет вид 0х+0=0. Найдем координаты точек пересечения прямых, заданных уравнениями у=0х+0 и у=0 (что то же самое у=0х+0). Угловые коэффициенты прямых и свободные члены соответственно равны, то прямые совпадают (ось 0х). (рис.5)
                            у
138684031496000234315324485                                                у=0х+0
                             0                 у=0       х
Вывод: уравнение kx+b=0, при k=0 и  b=0 имеет бесчисленное множество корней. 
Линейное уравнение, содержащее дробные коэффициенты.
Пример 14. Решить относительно х уравнение x+b1+b=x -b2+b.
Решение: уравнение  x+b1+b=x -b2+b  запишем в виде ах=в, для этого перенесем все в одну часть и приведем к общему знаменателю. Получим:   
 x+b1+b- x -b2+b=0x+b2+b-(x -b)(1+b) (1+b)(2+b)=0, выполним алгебраические преобразования числителя полученной дроби и сгруппируем слагаемые относительно х. х2+b+2b+b2-1+bx+b2+b(1+b)(2+b) = 0
х+3b+2b2(1+b)(2+b) = 0
В числителе полученной дроби выражение линейное относительно х. найдем контрольные значения параметра для знаменателя дроби, т.е. 1+b=0, 2+b = 0;  b =  - 1, b =  - 2.  
Если b =  - 1, b =  - 2, то знаменатель дроби обращается в нуль, а следовательно уравнение корней не имеет.
Если b≠ - 1 и b≠ - 2, то х+3b+2b2=0, х = - 3b- 2b2Ответ:1) ∅, при b =  - 1, b =  - 2;
- 3b- 2b2, при b≠ - 1 и b≠ - 2.
Пример 15. Решить относительно х уравнение х+а2+а+ ха+ а2 = 1.
Решение: уравнение  х+а2+а+ ха+ а2 = 1  запишем в виде ах=в, для этого перенесем все в одну часть и приведем к общему знаменателю. Получим:  
2ах+а+2х2+а+а22+а-2а(2+а)2а(2+а)=0 
2ах+2а2+4х+2ах+2а3-4а-2а22а(2+а)=04ах+4х+2а3-4а2а(2+а) = 0
4а+4х+2а3-4а2а(2+а) = 0
В числителе полученной дроби выражение линейное относительно х.  Контрольными  значениями  параметра для знаменателя дроби, а = 0 и а=-2.
Если  а = 0 и а = -2, то х Є ∅.
Если  а ≠ 0 и а ≠ -2, то 4а+4х+2а3-4а = 0
4а+4х= - 2а3+4аНайдем контрольные значения параметра для коэффициента при х, а =  - 1
а) если а =  - 1, то уравнение примет вид 0х =  - 2, хЄ ∅.
б) если а ≠ - 1, то х = - 2а3+4а4а+4, х = 2а- а32а+2.
Ответ: 1) х Є ∅, при а = 0, а = -2, а =  - 1;
            2)  2а- а32а+2, при а ≠ 0, а ≠ -2 и а ≠ - 1.
Линейное уравнение, содержащее знак модуля.
Пример 16.  Найти число решений  уравнения    2x-4 =a2x-4 =aРешение:  Запишем уравнение в виде системы
753110254000                     у = | 2x – 4|
                          у = а
Изобразим графически  (рис.6)
169164031178500                                 
141478015684500201676015621000                                      у
16440154762500                                     4     
202501524193500824865335915009340853048000                                                                  а >0    
84391539687500                                  0      2                 а=0         х
                                                                  а <0                   
(рис. 6)
  Ответ:  если  а<0 , то n=0;если  a = 0, то n=1;если  а >0, то n=2.Пример 17.| х | = х – а
-11811039624000Решение:  запишем данное уравнение в виде системы
у = | x |
y = x – a    
             у = х – а  даёт множество прямых,  параллельных  биссектрисе  I и II координатного угла. Изобразим графически   (рис.9)
21678906985000175831525082500129159011747500                                         у                  
196786515113000148209015113000216789015113000                                          а <0111061538671500                                                   а = 0     а >0                                        (рис. 9)
Ответ:  если  а <0 , то n=1;   если  а = 0, то n= ∞;
             если  а > 0, то n=0.Рассмотрим более сложное задание.
Пример 18. Для каждого значения параметра  решить уравнение.
| x+3|-а| x-1 |=4
Точки перегиба: х+3=0 и х-1=0
                             х=-3       х=1
           Точки -3 и 1 разбивают всю числовую прямую на части
21526524828514820901841502567940184150                               -3                         1                      х
х<-3,   -3≤х≤1,    х>1
Рассмотрим каждый из случаев.
          Пусть х<-3, тогда х+3<0 и х-1<0, то уравнение примет вид
-х-3+ах-а=4
(а-1)х=4+а+3
(а-1)х=7+а
Найдем контрольные значения параметра для старшего коэффициента
а=1
Если а=1, то уравнение примет вид 0х=8, х – любое число.
Если а≠1, то х=7+аа-1Проверим , при каких значениях параметра  а выполняется условие 7+аа-1<-3, аЄ(-1;1)=>при х<-3 уравнение имеет корень х=7+аа-1, при  аЄ(-1;1).
 Если -3≤х≤1, то х+3≥0 и х-1≤0, и  уравнение примет вид:
х+3+ах-а=4
(а+1)х=4-3+а
(а+1)х=1+а
Найдем контрольные значения параметра для старшего коэффициента
а=-1
а) если а=-1, то уравнение примет вид: 0х=0,  -3≤х≤1
б) если а≠-1, то х=1, -3≤1≤1
3)  х>1, то х+3≥0 и х-1>0, и уравнение примет вид:
     х+3-ах+а=4
     (1-а)х=1-а
     Найдем контрольные значения параметра для старшего коэффициента
    а=1.
    а) если а=1, то 0х=0, х – любое, х>1
    б) если а≠1, то х=1,  1 не является решением неравенства  х>1, хЄØ
  Изобразим решение уравнения на числовой прямой.
         1                      -3≤х≤1         7+аа-1 ; 1                    х≥1      1          а
349186545085137731545085-137160102235
                                     -1                                              1
Ответ: 1) х=1, при а<-1 и а>1            
    2) х= 7+аа-1, х=1  при -1<а<1
    3) -3≤х≤1, при а=-1
    4) х≥1, при а=1
Алгоритм решения линейного уравнения с параметром.
Рассмотрев решение линейных уравнений с параметром можно предложить следующий алгоритм решения.
1.   Определить «контрольные» значения параметра при х в уравнении вида ах = b .
2.  Рассмотреть случаи   решения уравнения относительно х, при контрольных значениях параметра и отличных от «контрольных».
3.     Записать ответ в виде:
1) уравнение корней не имеет, при значениях параметра ... .
 2) уравнение имеет корни ... ; при значениях параметра ... 
 3)  уравнение имеет корни ... ; при значениях параметра ... .
Примеры  уравнений с параметрами из школьного учебника.
При каких значениях а корнем уравнения  х(6 - а)+а(х+2)=26 является число 4? (А.Г. Мордкович Алгебра 7 класс. Часть 2. Задачник для общеобразовательных учреждений, стр. 33 домашняя контрольная работа №1, задание 8)
Решение: выполним алгебраические преобразования данного уравнения х(6 - а)+а(х+2)=26
6х – ах+ах+2а = 26
6х+2а = 26
6х = 26 – 2а число корней данного уравнения не зависит от значения │параметра а. По  условию число 4 – корень уравнения, поэтому 26 - 2а=6•4, 26 - 2а=24, 2а = 2, а = 1.
Ответ: при а=1 число 4 – корень уравнения. 
Задачи для самостоятельного решения
Решить относительно х уравнения:
ах = 5
ах = х+5
а2х = 4х+2+а
(а - 1)х+2 = а+1
сх+2 = 2х+1
│x - 2│ = a
│x - a│ = a
│x - a│ = x -  a
Ответы для самоконтроля:
5а, при а≠0; Ø при а = 0
5а-1, при а≠ 1; Ø при а = 1
1а-2, при а≠2, а≠ -2; Ø при а = 2; х – любое при а =  - 2
х – любое, при а = 1; 1, при а≠ 1.
хЄ ∅, при с = 2;   32-с, при а ≠ 2.
а+2 и 2 – а, при а˃0;  2, при а = 0; Ø, при а˂0.
0 и 2а, при а ˃0; 0, при а = 0; Ø, при а˂0.
х≥а, при любом а.
Литература
Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н. и др. Алгебра – 8 с углубленным изучением математики. М.Просвещение, 1995
Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н. и др. Алгебра –9 с углубленным изучением математики. М.Просвещение, 1995
Галицкий М.Л, Гольфман А.М., Звавич Л.И. сборник задач по алгебре для 8 – 9 классов с углубленным изучением математики. М «Просвещение», 1994.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б.. Задачи с параметрами, М: Илекса, Харьков, 1998.
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. Москва «Просвещение, 2009г.
Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9 классов. Просвещение, 1995.
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. Просвещение, 1990.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику. М.Просвещение, 2004.
Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно – методические материалы по математике /Под ред. Л.Я.Фалько. Изд. 3 – е.-М.: Народное образование, Илекса, 2005.