Духовно — нравственное воспитание средствами театрального искусства в системе дополнительного образования
Духовно - нравственное воспитание средствами
театрального искусства в системе дополнительного образования
1Слайд
Тема духовно - нравственного воспитания очень актуальна сегодня, так как она определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня его развития. В настоящее время мы наблюдаем глубокий кризис духовного и нравственного развития общества. Сегодня бездуховность подрастающего поколения проявляется в таких качествах, как эгоизм, агрессивность, стремление к насилию, а так же в потере таких общечеловеческих ценностей: порядочности, честности, сострадания, доброты, любви к ближнему.
На мой взгляд наиболее благоприятной средой для решения проблемы духовно - нравственного воспитания детей, сегодня является система дополнительного образования, в сфере театрального искусства, которая способна отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных социальных ситуациях.
2 Слайд
Многовековая история развития театра доказывает, что средства театрального искусства способствуют ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека, формируются навыки взаимного общения, коллективной работы, умение подчинить свои интересы к общему делу. Элементы духовно - нравственного воспитания заложены в образовательном процессе театрального коллектива и обеспечиваются посредством приобщения учащихся к лучшим традициям российской духовности, литературы, лучших образцов театральной культуры…
Мы живем в реальности сегодняшнего дня и именно сегодня, уже сейчас и не только на сцене хочется вместе со своими учениками творить добро.
Поэтому, не случайно именно экологическое театральное объединение «Пульс» стало инициатором и активным участником долгосрочной
3 Слайд
программы «ПРОЯВИ СЕБЯ».
Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к формированию экологической культуры, экологических знаний, через экологические сказки, спектакли.
Я представляю вашему вниманию образовательную программу эклого-биологическо направления «ПРОЯВИ СЕБЯ».
Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботится об окружающей природе. Дети охотно участвуют в деятельности экологических спектаклей и общественных экологических акций, т.к. реально, иногда на себе, ощущают негативное влияние экологических и связанных с ними этических проблем (мусор, загрязненная вода т.д) понимают актуальность и видят результативность различных форм природоохранной деятельности (не только практических акций, но и просветительской и пропагандисткой).
4 Слайд
Основная цель программы – развитие творческих способностей обучающихся через театрализованную деятельность.
5 Слайд
Для достижения цели программы, я решаю следующий комплекс задач:
Обучающие.
Развивающие.
Воспитывающие.
Путем ознакомления детей и подростков с театральным искусством, русскими сказками, театральными постановками создаю условия для формирования мировоззрения учащихся в духе гражданственности и патриотизма.
В основу образовательного процесса заложены общие принципы:
- уважение и терпимость
- доброжелательство (доброта и внимание)
- доверие
- коллегиальность (коллективное решение каких либо вопросов)
6 Слайд
Содержание программы рассчитано на четыре года обучения. Возрастной диапазон детского объединения «Пульс» 9 – 14 лет, состав постоянный.
Расширение инновационной палитры форм, методов, приемов экологического просвещения – одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Театр, а особенно детский, – один из самых эмоциональных видов искусства. Кроме того, это синтетический вид искусства, где переплетаются живопись и музыка, драма и поэзия, пластика и вокал.
7 Слайд
При совместном изготовлении декораций и костюмов у детей формируются терпение, аккуратность, бережливость. Спектакли сопровождаются записями музыки, звуков природы. Таким образом, дети знакомятся с произведениями мировой и русской музыкальной классики, открывая для себя их красоту.
В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность ребенка. Для детей участие в постановках, быть может, станет первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.
8 Слайд
Инновационная форма театра дает мне возможность свободно проявить фантазию, умения, эстетические пристрастия. Опыт показывает, что в ходе подготовки и после представления взаимоотношения «педагог – воспитанник» обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет у педагога возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.
9 Слайд
Все учащиеся, желающие заниматься в театре, делятся на две группы: в первую группу, подготовительную, попадают впервые пришедшие в коллектив;
10 Слайд
во вторую, старшую, – дети, занимающиеся в объединении «Пульс».
Много внимания уделяется развитию сценической речи. Мы занимаемся пантомимой, ставим этюды,
11 Слайд разучиваем танцевальные упражнения.
12 Слайд
Сценарии для спектаклей наша творческая группа пишет самостоятельно, а также находим в различных журналах, перерабатываем их, дополняем музыкой, песнями, танцами. Дети тоже активно принимают в этом участие и делают свой вклад.
13 Слайд
Каждое представление, подготовленное нашей творческой группой, обязательно показывается обучающимся Центра. Вывешиваются афиши, а после просмотра каждый ребенок может выразить свое отношение к самой постановке, затрагиваемой в ней проблеме, отметить работу артистов. Дети пишут сочинения, стихи, делают зарисовки, обмениваются впечатлениями. Я всегда рада тому, что дети после спектакля начинают задумываться и меняют свое отношение к природе, из созерцателей они постепенно превращаются в юных исследователей и ее друзей.
14 Слайд
Наиболее приоритетной работой по программе, я считаю использование в работе с детьми создание экологической агитбригады.
В старшей и подготовительной группе на базе экологического театра возникла экологическая агитбригада, обладающая мощным воспитательным потенциалом.
Ее главными достоинствами являются мобильность, оперативность и актуальность. Кроме того, экологическая агитбригада не требует большого количества декораций, атрибутов, костюмов.
15 Слайд
Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Главная цель работы агитбригады нашего ДО – активизация экологического движения в своем Центре, районе и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.
16 Слайд
В организации этой работы мы пока делаем первые шаги, но на нашем счету уже есть агитационные выступления перед воспитанниками детского сада, школ, населения, краевых и городских конкурсов на районной природоохранной акции «Марш парков» и т.д.
17 Слайд
Однако агитационная деятельность экологической бригады заключается не только в теоретическом изложении проблемы, дети принимают активное участие в озеленении уборке территории города, прилегающих улиц, а зачастую еще являются и инициаторами такой работы.
18 Слайд
Активное участие члены агитбригады – воспитанники подготовительной группы – принимали в реализации проекта «Тропой Ветлана», акциях «Вишера – река нашего детства», «Зеленые спасатели», «День птиц», «День Земли», «Чистая вода», субботниках.19 Слайд
В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются все обучающиеся детского объединения (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
20 Слайд
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр и экологическая агитбригада - новое направление в работе Центра дополнительного образования. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
21 Слайд
Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль (а еще лучше самим его придумать), требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
22 Слайд
Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных конкурсов муниципального краевого и районного уровня ежегодно являются их призёрами и дипломантами.
Своим опытом работы по реализации программы я охотно делюсь с коллегами.
23 Слайд
Объединение «Пульс», это дружный коллектив единомышленников в составе педагога, детей и их родителей. Можно с уверенностью сказать, что воспитанники объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с театральной красотой.
Уважаемые коллеги, надеюсь мой опыт работы пригодится и вам!
24 Слайд
И в заключении мне хочется сказать:
- Все труднее сохранять свою жизненную позицию там, где окружение диктует свои условия существования:
Мы должны осознать происходящее с нами: мы движемся в потоке жизни, который может привести нас в тупик, но мы — люди,… разумные существа,… и судьба нашего будущего зависит от меня, тебя и всех нас, от силы нашего убеждения, от нашей любви, от нашей порядочности, от нашей духовности.
Мы можем и должны мир сделать лучше! И помогут нам в этом наши дети…
25 Слайд
Спасибо за внимание!