Программа «Россияне» (гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание)
Программа «Россияне»
(гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание)
Пояснительная записка
Программа «Россияне» направлена на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы». Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия и проекты, направленные на патриотической воспитание учащихся, ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания. Система образования Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Проблема: события последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи на формирование чувств патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение и падение престижа военной и государственной службы. Разрушающее воздействие оказывает пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.
Но все-таки героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества.
Программа рассчитана на три года обучения. Реализация программы предполагает совместную деятельность педагогов, родителей, различных общественных организаций.
Цель программы:
воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ.
Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся являются следующие задачи:
воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви к малой Родине и преданности своему Отечеству;
развитие познавательного интереса к культурно-историческим ценностям россиян ;
формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
расширение представлений о правах человека, его ответственности и гражданском долге;
понимание толерантности, чувства уважения к другим народам;
формирование бережного отношения к природе и всему живому
Содержание и формы патриотического воспитания включают в себя следующие взаимосвязанные направления:
1. Гражданско-правовое направление, ориентирование на:
изучение государственной системы РФ, значение ее Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
2. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
встречи с ветеранами В.О.В., воинами- афганцами, участниками военных действий в Чечне;
посещение музеев;
поисково-исследовательскую работу (проект) по сбору материалов, документов, эссе о ветеранах для книги «Память»
тематические мероприятия, вечера, викторины, конкурсы;
сотрудничество с библиотекой, Домом культуры;
изучение военной истории родного края и России;
привлечение родительской общественности.
3. Духовно-нравственной направление, в содержание которого входит:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание отношения к труду, как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
4. Краеведческое направление включает:
приобщение к культурному наследию страны и «Малой Родины»;
научить уважать свой народ, землю, край;
познакомить с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью Самарской области;
развитие интереса к истории родного села, его людям;
достопримечательности родного края;
этнический состав населения Самарской области.
5. Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание любви к своей малой Родине, родному краю, ее замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувств национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№/п
Тема
Дата
1.
Страна, которую мы любим (диалог)
2.
Как устроено наше государство
3.
Государственная символика: флаг, герб, их значение. Государственный гимн.
4.
Наш президент и правительство
5.
Многонациональный российский народ
6.
Единство российского народа
7.
Дружелюбие россиян
8.
Наша толерантность
9.
Об обязанностях и ответственности
10.
Мораль и закон
11.
Что такое наказание
12.
Ребенок и его права. Конвенция ООН «О правах ребенка».
13.
Моя малая Родина (рассказ о своем селе)
14.
Что значит быть гражданином России
15.
Экскурсия на природу «Очей очарованье»
16.
Викторина «Край любимый, край заветный мой»
17.
Что значит быть патриотом России?
18.
Сбор документальных материалов о ветеранах-земляках
19.
Посещение выставки в сельской библиотеке, посвященной Году учителя.
20.
Создание базы данных о ветеранах.
21.
Работа с Интернет-ресурсами по созданию презентации
22.
Работа с Интернет-ресурсами по созданию презентации книги «Память»
23.
Работа с Интернет-ресурсами по созданию презентации
24.
Работа с Интернет-ресурсами по созданию презентации
25.
Что такое честь и совесть
26.
Человек среди людей
27.
Встреча с ветераном войны. Оказание посильной помощи (уборка снега).
28.
Культура народов Поволжья (школьный музей)
29.
Хлеб- всему голова
30.
Мы граждане России
31.
Генеалогическое древо. Как составить родословную.
32.
Родословная моей семьи
33.
Благотворительна акция «Дари тепло души своей»
34.
Познавать и улучшать себя
35.
Экскурсия в Технический музей ВАЗа
36.
Доброта и гуманность. Злоба и жестокость.
37.
Благотворительная акция «Рождественский подарок»
38.
Писатели нашего края
39.
Зимний лыжный поход
40.
Достопримечательности Самарской области.
41.
Экскурсия в г. Самару
42.
Сколько красы на Руси (тематическое мероприятие)
43.
Народные промыслы России
44.
Что такое толерантность?
45.
Экскурсия в «Музей Отваги» г. Тольятти
46.
История с. Хрящевка
47.
«Афганистан живет в душе моей» (совместно с библиотекой)
48.
Создание презентации «Наши земляки-афганцы»
49.
Создание электронной книги «Память»
50.
Создание электронной книги «Память»
51.
Защита Отечества – священный долг.
52.
Конкурс электронных презентаций «Уголок России»
53.
Экскурсия в Краеведческий музей.
54.
«От всей души» Тематический праздник.
55.
Мы сохраним тебя, русская речь.
56.
Путешествие по Самарской Луке
57.
«Я люблю тебя, Россия»- стихи о родине.
58.
Творчество русских поэтов.
59.
Конкурс стихов о Родине.
60.
Русские художники-пейзажисты.
61.
Создание презентации «Русский пейзаж в живописи»
62.
Подбор иллюстративного материала.
63.
Подбор иллюстративного материала.
64.
Работа с Интернет-ресурсами.
65.
Работа с Интернет-ресурсами.
66.
Создание электронной презентации.
67.
«Пою тебе, моя Россия»
68.
Патриотические песни о России.
69.
Подбор музыкального материала.
70.
Подбор музыкального материла.
71.
Составление музыкального альбома патриотических песен.
72
Открытое занятие «Россия-родина моя»
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
№/п
Тема
Дата
1.
Дети Беслана (о террористических актах)
2.
Гражданин против терроризма
3.
Во имя жизни на Земле.
4.
Фф°Экология Самарской области
5.
Виртуальная экскурсия «Самарская Лука»
6.
С думой о России
7.
На всей Земле ищу России имена
8.
Столица Родины - Москва
9.
Достопримечательности столицы
10.
Храмы Самарской области
11.
Колокольные звоны Руси
12.
Экскурсия к строящемуся храму.
13.
Твоя малая Родина
14.
Создание презентации.
15.
Из истории родного края.
16.
Города на Волге (виртуальная экскурсия)
17.
Достопримечательности г. Тольятти
18.
История военного мундира.
19.
Бородинское сражение.
20.
Составление презентации «Тема живописи в войне 1812 года»
21.
О российской армии.
22.
Рода войск.
23.
Много в армии профессий.
24.
Профессиональные праздники.
25.
Непобедимый Андреевский флаг.
26.
Земля-наш общий дом.
27.
Песни В.О.В.
28.
Тематика военных песен.
29.
Работа с Интернет-ресурсами по подбору музыкального материла.
30.
Работа с Интернет-ресурсами по подбору музыкального материла.
31.
Открытое занятие « Эхо фронтовой песни»
32.
Полководцы - слава и гордость России.
33.
Земля- наш общий дом.
34.
При солнышке тепло, при матери добро.
35.
Подбор стихов а матери.
37.
Ваш подвиг будет жить в веках (о вдовах В.О.В)
39.
Проект «Женщины России»
40.
Работа с администрацией села Хрящевка.
41.
Составление списков вдов В.О.В.
42.
Сбор материала о вдовах В.О.В
43.
Совместная работа с сельской библиотекой.
44.
Совместная работа с ДК «Современник»
45.
Поиск фотоматериалов и документов военных лет.
46.
Поиск фотоматериалов и документов военных лет.
47.
Оформление стендов по проекту.
48.
Оформление стендов по проекту.
49.
Подбор музыкального материла.
50.
Подготовка к защите проекта.
51.
Защита проекта.
52.
Создание презентации «Плакаты В.О.В»
53.
Великая Отечественная война (конкурс эрудитов)
54.
Роль церкви во время В.О.В.
55.
Путешествие по городам-героям.
56.
Путешествие по городам-героям.
57.
Путешествие по городам-героям.
58.
Поговорим о милосердии.
59.
Акция милосердия «Дари тепло души своей»
60.
Акция милосердия «Дари тепло души своей»
61.
Наша армия родная.
62.
Моя Россия
63.
Составление договора по проведению совместных мероприятий с музеем «Воинской Славы» с. Хрящевка на 2012 г.
64.
Составление портфолио «Солдаты Отчизны» на областной конкурс «Гражданин»
65.
Проведение социологического опроса населения.
66.
Сбор отзывов о проекте.
67.
Сбор отзывов ветерана, родственников.
68.
Составление текста публикации статьи по проекту в газету «Ставрополь на Волге».
69.
День памяти воинов-интернационалистов «Афган – ты наша память».
70.
Размещение проекта на школьном сайте.
71.
Создание электронной версии «Ветераны В.О.В - наши земляки»
72.
Создание медиатеки по нравственно-патриотическому воспитанию.
73.
Создание электронной версии «Ветераны В.О.В - наши земляки»
74.
Оформление стендов по проекту.
75.
Берегите лес.
76.
Конкурс рисунков «Берегите природу»
77.
Экология Самарской области.
78.
Знакомство с законом РФ
79.
Экологический десант.
80.
Социальный проект по озеленению пришкольной территории.
81.
Распределение обязанностей по проекту.
82.
Посадка семян цветов.
83.
Посадка семян цветов.
84.
Составление обращений к жителям села по озеленению.
85.
Составление обращений к жителям села по озеленению.
86.
Экскурсия в Краеведческий музей г. Тольятти.
87.
Мы и охрана природы
88.
Моя семья- фотоколлаж
89.
Как устроено наше государство.
90.
Что такое гражданское общество
91.
Защита Отечества- священный долг.
92.
Интеллектуальная конкурсная программа.
93.
Музеи, народное творчество Самарской области.
94.
Этнический состав населения Самарской области.
95.
Природа родного края (виртуальная экскурсия).
96.
Наши исторические корни.
97.
История родного села.
98.
История родного села.
99.
Поиск материала к презентации «Мое село»
100.
Работа с Интернет-ресурсами.
101.
Работа с Интернет-ресурсами.
102.
Встреча с известными людьми нашего села.
103.
Встреча с известными людьми нашего села.
104.
Создание презентации «Мое село»
105.
Русская культура
106.
Составление кроссвордов «Народное творчество»
107
Тематический вечер «Народные ремесла»
108
Конкурс рефератов «Святые имена»
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения
№/п
Тема
Дата
1.
Конституция РФ
2.
Мы живем в правовом государстве
3.
Страны и континенты
4.
Наша планета Земля
5.
Быть гражданином ты обязан
6.
Экскурсия в Каменную чашу.
7.
Религии мира
8.
Свобода верований
9.
Твоя гражданственность
10.
Этикеты разных стран
11.
Виртуальная экскурсия «Золотое кольцо России»
12.
Достояние республики
13.
По выставочным залам и музеям
14.
Третьяковская галерея
15.
Эрмитаж
16.
Экскурсия «Храмы г. Тольятти»
17.
Твой темперамент
18.
Твой выбор профессии
19.
Знакомство с Уголовным кодексом
20.
Знакомство с Трудовым кодексом
21.
Знакомство с Жилищным кодексом.
22.
Судебная система РФ
23.
Преступление и наказание
24.
Поездка на Ранчо
25.
Викторина «Мое Отечество»
26.
Бардовские песни
27.
Владимир Высоцкий
28.
Акция «Изготовление кормушек для птиц» (подарок детям детского сада «Золотой колосок»).
29.
Акция «Изготовление кормушек для птиц» (подарок детям детского сада «Золотой колосок»).
30.
Волонтерское движение «Помощь ветеранам В.О.В»
31.
Волонтерское «Помощь ветеранам В.О.В»
32.
Разработка игровой программы к новогодним праздникам.
33.
Народные традиции и обряды
34.
Зимние народные праздники
35.
Викторина «Великие люди великой страны»
36.
Наше право на свободу и неприкосновенность.
37.
Здоровый образ жизни.
38.
Дорожи честью смолоду.
39.
Умение общаться- это искусство.
40.
Умение выступать публично.
41.
О толерантности.
42.
Родная, родная. Родная земля.
43.
Поэты и тема Родины.
44.
Выставка плакатов«Наша армия родная»
45.
Акция «Подарок солдату»
46.
От князя Игоря до маршала Жукова.
47.
Легендарные личности России.
48.
Судьба и Родина едины.
49.
Подготовка к выставке «Вот рук чудесное творенье»
50.
Подготовка к выставке «Вот рук чудесное творенье»
51.
Выставка «Вот рук чудесное творенье»
52.
Как жили люди в старину.
53.
Весенние народные праздники
54.
Наши культурные права
55.
Суверенитет нашей страны.
56.
Мы против экстремизма.
57.
Интеллектуальная игра «Гражданин» 5-7 кл.
58.
Интеллектуальная игра «Гражданин» 8-9 кл.
59.
Интеллектуальная игра «Гражданин» 10-11 кл.
60
Посещения «Музея Отваги» МОУ СШ № 93, г. Тольятти (совместные мероприятия)
61
Уроки милосердия.
62
Меценаты России
63
Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
64
Древнерусская иконопись.
65
Посещение театра. Спектакль «А зори здесь тихие»- ТЮЗ г. Тольятти.
66
Сбор лекарственных трав.
67
Экскурсия в «Богатырскую Слободу»
68
Конкурс презентаций «Многонациональная Россия»
69
Конкурс презентаций «Многонациональная Россия»
70
Легенды и были Жигулей.
71
Летние народные праздники
72
Экскурсия в г. Казань.
73
История русского народного костюма.
74
Мужской русский народный костюм.
75
Женский русский народный костюм.
76
Русские народные музыкальные инструменты.
77
Оркестр русских народных инструментов.
78
Знакомство с творчеством русских композиторов.
79
«Могучая кучка»
80
Прослушивание произведений русских композиторов.
81
Проект «О песня, русская, родная»
82
История русской народной песни.
83
Песенные жанры.
84
Работа с первоисточником.
85
Работа с первоисточником.
86
Работа с Интернет-ресурсами.
87
Работа с Интернет-ресурсами.
88
Оформление стендов по проекту
89
Оформление стендов по проекту
90
Оформление портфолио по проекту
91
Оформление портфолио по проекту
92
Подготовка к защите проекта.
93
Защита проекта.
94
Памятники В.О.В.
95
О городах- героях.
96
Мемориальный комплекс « Мамаев курган»
97
Мемориальный комплекс «Хатынь»
98
Тема патриотизма в кинематографе.
99
Тематика фильмов.
100
Тема патриотизма в музыке.
101
Тематика песен.
102
Тема патриотизма в живописи.
103
Тематика картин.
104
Тема патриотизма в театре.
105
Тематика спектаклей.
106
Тема патриотизма в скульптуре.
107
Тематика памятников.
108
Оформление портфолио «Тема патриотизма в искусстве»
Литература
1. Агапова И.А. Давыдова М.А., Мы – патриоты., Москва, 2008.
2.Бартеньева В.А., Патриотический клуб «Память»., Волгоград, 2009.
3.Видякин В.М.., Военно-патриотическое воспитание в школе., Волгоград, 2009.
4.Воронова Е.А., Воспитать патриота., Ростов на Дону, 2008.
5.Воронова Е.А., Патриотическое воспитание в современной школе., Ростов на Дону, 2006.
6.Кадашникова Н.Ю., Воспитываем патриота и гражданина., Волгоград,2009.
7.Мирюков В.Ю., Военно-патриотическое воспитание в школе.,Москва., 2009.
8.Усатова Е.В., Гражданско-патриотическое воспитание., Волгоград, 2009.
9. М.А. Гузик., Русская культура., Москва, Просвещение, 1997.
10. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова., Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования., Учебная литература, 2006.
11.
13PAGE 15
13PAGE 141315
15