Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся
Подковыров Владимир Михайлович
учитель истории и географии
ГБОУ ООШ с. Четыровка
муниципальный район Кошкинский Самарская область
Воспитание патриотизма у учащихся, является одной из важнейших задач современной школы России. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
В современном обществе наблюдается рост интереса к историческому и культурному прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности
Социально-экономическая среда оказывает далеко не положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. На это есть несколько причин: - во-первых, в сельскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
- во-вторых, большинство наших учеников растет в сложных семейных условиях и у них практически отсутствует дошкольная подготовка.
- в-третьих, нарушилась эмоциональная и духовная близость между родителями и детьми.
- в-четвертых, на селе много неблагополучных семей, в которых наблюдается социальная неустроенность родителей.
В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности, важно пробудить в детях доброту, научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе требует особого внимания. Главная трудность в проведении воспитательной работы заключается в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью круга их общения и проявляющихся отсутствием настоящей мотивации учения.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является краеведение. Особенно широко распространено краеведение среди школьников.
Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Его развитие и жизнеспособность определяются особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, школьное краеведение способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес, юношеский энтузиазм в нужное русло. Необходимо развернуть в каждой школе краеведческую деятельность в виде кружков, научных обществ, школьных музеев.
Основные направления краеведения, которые я выделяю:
- геолого-географическое (изучение климата, почв, растительности, полезных ископаемых и т. д.);
- историческое (познание истории края с древнейших времен до наших дней, изучение и охрана памятников старины, искусства и архитектуры);
- народно-хозяйственное (изучение населения, хозяйства и его достижений, воздействия человека на природу).
Эти направления взаимосвязаны, дополняют друг друга. Поэтому очень важно проводить комплексное изучение родного края.
В краеведении используются методы различных наук: истории, археологии, физической и экономической географии, геологии, демографии и др. При этом самое главное - осуществлять комплексное исследования и применять свои знания на практике.
Изучение родного края - прекрасное дополнение к школьным курсам истории, географии, природоведения и других предметов. Как ни глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение истории, природы, населения и экономики лицом к лицу, не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми, специалистами.
Краеведение - первый шаг на пути научных исследований. На занятиях дети учится проводить самостоятельные изыскания, проникать мыслью в сокровенные тайны природы, познавать культурную и хозяйственную деятельность человека. Краевед сочетает изучение литературы с походами и экскурсиями, теоретическую подготовку с практическими действиями. Это позволяет не только лучше изучить родной край, но и приносить немалую пользу краю и стране в целом. Этнографические экспедиции, сбор старинной утвари для музея, встречи с интересными людьми, позволяют воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к природе, родине.
Разнообразны формы краеведения: занятия в кружках, проведение археологических исследований, географо-краеведческих походов, экспедиций, олимпиад, активное участие в общественных мероприятиях по охране и приумножению природных богатств, памятников старины и культуры. Наиболее очевидная роль краеведения - познание родного края, его природы, хозяйства, экономики, культуры.
Краеведческие музеи - учреждения, в которых хранятся и экспонируются предметы старины, памятники материальной и духовной культуры. Они ведут большую исследовательскую и просветительную работу, оказывают методическую и организационную помощь школьным краеведческим музеям.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Наш школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, школьный музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны.
Школьный музей призван не только, закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам.
Из накапливающегося в школе краеведческого материала вначале был организован краеведческий уголок, а затем и школьный музей. Его экспонаты отражают разнообразные стороны прошлой и современной жизни края.
На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.
В зависимости от наличия экспонатов в музее может быть различное количество отделов. В нашем этнографическом музее распространена следующая схема отделов: история родного края, праздничный стол, кухонная утварь, огонь, образование колхозов и др. Вокруг музея сосредотачивается краеведческая работа в школе, накапливается опыт этой работы , обогащается ее содержание и методы. Здесь хранятся описания и отчеты о походах, экскурсиях, встречах, вечерах, слетов краеведов, дневники походов, сведения по истории краеведения в школе, призы, награды юным краеведам школы. Поступающие новые материалы обрабатываются и пополняют музейные стенды. На особом хранении находятся редкие экспоната, исторические предметы и документы, ценные материалы геологических исследований, которые почти во в каждом школьном музее. Под руководством учителей истории, географии школьники учатся оформлять материалы в музее. Не следует перегружать стенды маловыразительными предметами, так как это снижает качество всей экспозиции. Важно, чтобы главные предметы привлекали к себе внимание зрителя, а второстепенные - не мешали их рассмотрению. Каждый предмет имеет этикетку, на которой записывается его название и краткая история появления в музее. Фотографии, диаграммы, рисунки, профили окантовываются под стекло. Экспонаты регистрируются в книге или на отдельных карточках, где обязательно указывается, откуда поступил экспонат, и дается его подробное описание. Участие в краеведческой работе помогает школьникам лучше узнать родной край, воспитывает патриотизм, приобщиться к его жизни и общественно полезному труду.
Стержнем музея является история. Это может история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Исходя из вышесказанного, я решил смоделировать воспитательную систему этнографического кружка, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности учащихся, умеющего жить в разновозрастном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи при достижении поставленной цели.
Цель воспитательной системы кружка - формирование личности, способной строить жизнь, достойную гражданина нашей великой страны. Для достижения вышеозначенной цели предстоит решить основные задачи: - способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;
- поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
- создавать нравственную и эмоциональную благоприятную среду для формирования коллектива и развития личности ребенка в нем; - воспитывать патриотизм;
- взаимодействовать с семьей.
Родители - первые помощники, советники, единомышленники учителя, детского коллектива класса. Работа с родителями требует разносторонней подготовки и прежде всего психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями и действовать, опираясь на их помощь и поддержку.
Ребята занимаются в кружке «Этнография» по авторской программе, проводят следующую работу в соответствии с данной программой:
изучают литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
систематически пополняют фонды музея путем активного поиска в туристических походах, экскурсиях, экспедициях;
обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет в инвентарной книге музея;
создают и обновляют экспозиции, выставки;
проводят экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
оказывают содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе;
организуют и проводят мероприятия, коллективно-творческие дела, акции, праздники;
участвуют в районных и областных творческих конкурсах.
На занятиях кружка ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта. Знания и умения, приобретенные в кружке, а также материал, полученный в ходе исследования, учащиеся используют на уроках истории.
За последние годы юные краеведы достигли больших результатов в поисково-исследовательской деятельности. Проект «Село мое родное» дал возможность учащимся изучить историю села и выступить на научно-практической конференции СЗУ, работа заняла призовое место. Впоследствии учащиеся выступили перед жителями села, которые благодарили детей за проделанную работу.
Воспитательная система кружка формирует личность, способная строить жизнь, достойную гражданина нашей великой страны.
Библиографический список
1. Карпов В.Г. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Москва "Педагогика" 1981
2. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара 1991
3. Афонина Е.А. "Разновозрастное сотрудничество" журнал "Воспитание школьников" № 10 2011
4. Латышина Д.И. Живая Русь. Книга 1. Москва Центр гуманитарного образования 1995
5. Латышина Д.И. Живая Русь книга 2. Москва Центр гуманитарного образования 1995
6. Черникова Т.В. История России 1Х - ХУ11 века 6-7. Издательский дом "Дрофа" 1997
7. Сердюцкая Е. Ю. Программа «Школьный музей»
8. Самойлова Е. Ю. «Роль школьного музея в становлении личности»
13PAGE 15
13PAGE 14215
15