ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И КРАЕВЕДЕНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Дергунова И.В. МБОУ СОШ № 69 г. Пензы, Россия
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
«Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Огромную роль в системе духовно-нравственного воспитания играют интегрированные уроки литературы и краеведения. Педагогическая практика последних лет убедительно доказывает, что без знания исторических, литературных фактов, без интереса к истории города, школы, традициям народной культуры не может быть полноценным и нравственным школьное воспитание, теряется личность гражданина, патриота, уважение. История культуры – это самая чудесная, облагораживающая ум и душу сказка из всех сказок и легенд, созданных народом. Активизация культуроведческих знаний (изучение быта населения, его трудовой и культурной деятельности, обычаев, обрядов, устного народного творчества) на уроках литературы формирует ученика как личность, развивает нравственные, духовные ценности, воспитывает гордость за прошлое и любовь к настоящему. Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования в учебном предмете «Литература» как одна из приоритетных выделяется задача художественного освоения мира. Решение ее становится возможным за счет реализации межпредметных связей, интегрированного подхода к обучению на уроках литературы, так как осмысление художественных произведений в контексте разных видов искусств расширяет кругозор учащихся, заставляет взглянуть на произведение с различных сторон.
Содержание работы по краеведению ориентировано на выполнение учебных задач программы по литературе. Их суть находит свое выражение в следующих педагогических установках:
1. Повышение роли идейно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания учащихся за счет углубления знаний по истории родного края на уроках литературы.
2. Воспитание средствами художественной литературы и краеведения духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре.
3. Формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма, уважения к культурам разных народов, обогащение духовного мира, жизненного опыта учащихся в процессе приобщения к историческому прошлому пензенского края.
4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений и выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
5. Развитие устной и письменной речи, творческих способностей, познавательной активности, любознательности, навыков исследовательской деятельности;
6. Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода при изучении литературных произведений.
Изучение истории родного края на интегрированных уроках литературы и краеведения представляет сложный процесс, предполагающий разработку методических вопросов. Остановимся на рассмотрении некоторых из них.
Использование краеведческого материала на уроках литературы является одним из условий, обеспечивающих изучение предмета на конкретном жизненном материале. Творения прошлого, став своеобразным документом морально-нравственной деятельности людей прошлых времен, хранят в себе великое духовное наследие, вызывая у потомков чувство гордости за Отечество.
Инновационная система интегрированных уроков, представлена как «Уроки познания, мышления и творчества». На таких уроках отмечена позитивная динамика учебных и творческих достижений учащихся.
Основными способами активизации учебной познавательной деятельности интегрированных уроков являются: «1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссия; 3) интерпретирование, анализ; 4) исследовательская работа; 5) творческая работа учащихся; 6) коллективная познавательная деятельность; 7) формирование стимулов к учению.
Интерес к уроку зависит и от выбора учебного материала, и от формы его проведения. Целесообразно проводить обобщающие уроки, урок творческого поиска, творческие мастерские, урок-проект, инсценирование, игра, конкурс, концерт, экскурсия. На таких уроках можно поразмышлять, поговорить, затронуть волнующие детей проблемы: о дружбе, об отношениях к людям, природе, событиях в жизни класса, школы, малой родины, страны. Для повышения эффективности обучения на уроке используются средства наглядности: показ иллюстраций, предметов быта, орудий труда, женской и мужской одежды XIX века.
Так, при изучении в 5 классе темы по литературе «Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», анализируя поэтический образ русской женщины», обращаемся к культуре и быту пензенского края в XVIII веке. Средством наглядности является старинная утварь, домотканая одежда – одним словом, все то, что свидетельствовало о развитии культуры и быта пензенского края в ХIХ веке. Тяжелая, подневольная жизнь женщин запечатлена во многих песнях, сказках, пословицах и поговорках, которые исполняются во время урока, набирается материал для сочинения. Такой урок решает следующие задачи: знакомит с историей края, его бытом и культурой на конкретном жизненном материале, воспитывает любовь, совершенствует духовный мир ученика, развивает речь. Обогатив речь, ученик логичнее, правильнее будет излагать свои мысли на бумаге, используя увиденное и услышанное.
При изучении устного народного творчества на уроках литературы используются межпредметные связи краеведческого характера: репродукции картин, иллюстрации, портреты собирателей и исполнителей фольклора, предметы декоративно-прикладного искусства, литературные и музыкальные произведения поэтов и композиторов, фото- и видеоматериалы достопримечательностей Пензенского края.
Групповая работа на уроках заняла достойное место в ходе обучения. Она даёт возможность вовлечь каждого в процесс познания. Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Класс делится на группы, получая заранее домашнее задание по теме урока. Творческая поисковая группа освещает проблему, связанную с одной из микротем урока. Высказаться может каждый, что создаёт свободную атмосферу общения. Такая форма работы ведёт к сотрудничеству ученика и учителя. Так, при изучении темы «А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения» в 8 классе, рассматривая личность предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачёва, его связь с Пензенским краем, объединяем ребят в группы. Первая группа готовит рассказ об истории создания повести; вторая – о пребывании Емельяна Пугачёва в Пензе, о событиях, происходивших во время крестьянской войны; третья группа работает над заданием «Герои и их прототипы»; четвёртая (сюрпризная) группа исполняет стихи и песни о Емельяне Пугачёве, представляет дополнительную информацию «Пугачёвские» клады в Пензенской губернии: миф и реальность». Домашнее задание – сочинение «Народный герой Емельян Пугачев» - объявляется в начале урока, а в ходе урока накапливается материал для его выполнения. Ещё не читая произведения, ребята знакомятся с предводителем крестьянской войны, событиями, происходившими в то время в Пензенской губернии, с тайнами и легендами, которые и в настоящее время существуют вокруг имени Емельяна Пугачёва.
Использование краеведческого материала на уроках литературы предполагает не репродуктивное воспроизведение устоявшихся истин, а исследовательский путь в обучении, сотрудничество ученика и учителя, дающее возможность ребёнку ощутить себя частью культурной среды. Это помогает учащимся в выработке моральных и нравственных качеств, развивает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, толерантность.
Таким образом, краеведение является не просто совокупностью сведений о литературном или историческом процессе какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разного уровня культуры и образования.
Литература
1. Ятайкина А.А. Об интегрированных подходах в обучении // Школьные технологии, 2001. №6. С. 12
2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика , 1981.
3. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. – М., 1977
4. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.
5. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. – М., 1993.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. Т 5/Сост. С.Ф. Егоров.
- М.: Педагогика, 1990.
7. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1995.
8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.