Рабочая программа Духовно-нравственное воспитание (внеурочная деятельность)


Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБС(К)ОУ № 131
Протокол № __ от ___________ 2015 г.
__________________________________ УТВЕРЖДЕНА
Приказ № ____ от __________ 2015 г.
Директор ГБС(К)ОУ № 131 ________________________________
Л.Н. Ненашева

Рабочая программа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников: Я гражданин и патриот своей страны»
Класс 4 «А»
По учебному плану: 1 час в неделю
Срок реализации рабочей программы:
01.09.2015 г. – 25.05.2016 г.
Составитель:
Горохова Ольга Константиновна,
учитель начальных классов
Без категории
Санкт-Петербург
2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».
4. Устав школы.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса внеурочной деятельности
формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
осознание «Я» как патриота и гражданина России;
формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Метапредметные результаты освоения курса:
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
структурирование знаний;
развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
умение строить доказательство;
структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Предметные результаты:
формирование представления о роли обрядов и традиций в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование устойчивого интереса к истории родного края;
формирование основ музыкальной культуры в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.
С методической стороны, данная культурно-образовательная деятельность требует следующих задач:
осуществлять связь музейных занятий с темой урока, внеклассными мероприятиями, праздниками;
использовать разнообразные приемы и формы музейной деятельности, включать игровые и творческие задания;
учитывать развитие познавательных процессов в данном возрасте: памяти, внимания, мышления, так как преобладающим является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется и абстрактно-логическое;
при проведении музейной экскурсии учитывать главенствующую роль зрительного восприятия;
исторические факты, события должны излагаться на доступном для детей языке;
между занятиями должна прослеживаться связь, опора на принцип от простого к сложному;
необходимо формировать самостоятельность и творческую активность учеников.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:1. Индивидуальные.
2. Работа в парах.
3. Групповые.
Методы работы:
1. Словесные: объяснение, беседа
2. Наглядные: наблюдение, работа по образцу,
3. Практические: практикум, семинар, обобщение и систематизация материала в форме таблиц, схем др. и
Формы проведения занятий:
1. Беседа
2. Практические занятия, на которых дети разучивают песни
3. Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
4. Концерт – участие в концертной программе классных, общешкольных мероприятий.
5. Дидактические игры
6. Музыкальные игры
7. Экскурсии
8. Мастер-классы
9. Встречи
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них; осознание «Я» как гражданина России;
развитие нравственно-этических качеств;
структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии рода.
Регулятивные УУД
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы;
умение адекватно воспринимать оценки;
формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.
Познавательные УУД
развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
структурирование знаний;
развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
рефлексия способов и условий действия.
формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД
формирование умения планирования сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу;
развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Содержание и формы деятельности:
Школьники 7–8 лет уже имеют определенные представления о времени, но они еще не совсем готовы воспринимать абсолютно абстрактные понятия. В этом возрасте чрезвычайно важно предварительно подготовить детей к посещению музея, помочь установить связь между увиденным в экспозиции и своим прошлым опытом.
При проведении конкретной тематической экскурсии, прежде всего, необходимо провести вводную беседу, посвятить в тему экскурсии, выявить знания учеников по изучаемой теме, важно соблюдать принцип от общего к частному. После вводного этапа следует переходить к более подробному рассмотрению экспонатов, их взаимосвязи между собой, помимо сведений о назначении предметов, можно рассказать детям об интересных и занимательных фактах из истории этих предметов, что вызывает у младших школьников повышенный интерес и положительные эмоции.
Помимо основных маршрутных экскурсий в музее, включали также и виртуальные экскурсии (храмы Санкт-Петербурга, памятные места Васильевского острова и т. д.). Данный вид экскурсии обычно сопровождается слайд–шоу, фото и видеорепортажем. Преимуществами являются, широкий диапазон охваченных объектов при минимальной затрате времени. Имеется возможность остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально, прокомментировать, что способствует формированию у учащихся навыком наблюдения. На разных этапах виртуальной экскурсии мы применяли различные интерактивные задания, например: вставьте пропущенное слово; заполните таблицу; отгадайте загадку, кроссворд; соедините слова. На этапе рефлексии ученики дополнили предложения «сегодня я узнал о …», «больше всего понравилось…», «я хотел бы посетить…», «я задумался о том, что…».
Можно отметить, что музейные экскурсии, занятия, являются неоценимым средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, его познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся появилась возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления об окружающем мире.
Музейные занятия способствовали становлению учащихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду и творчеству своих предков и современников.
Программа рассчитана на 33 ч в 1 классе , проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35 мин для первоклассников в первом полугодии, 40 мин во втором. Набор в кружок осуществляется на добровольной основе, по желанию детей.
Учебно-тематический план
№ Название мероприятия Кол-во часов Содержание занятия Форма и вид деятельности.
Кто – Я (8 ч.)
1. Введение. 1 Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Беседа.
2. Я – ученик. 1 Теоретические сведения о школе на Руси и их значения. Форма: беседа, практическая работа.
3. Я и культура. 1 Теоретические сведения о культуре. Формирование отношения к искусству. Понятие что такое культура. Форма: беседа, практическая работа (рисунок «Казанский собор»)
4. Я и культура. 1 Поэты и писатели нашего города. Форма: беседа, практическая работа (Викторина)
5. Золотое правило 1 Что посеешь, то и пожнешь Кто такой Конфуций и его правило. (Скороговорки, пословицы, загадки) Форма: беседа, практическая работа (рисунок)
6. Мои школьные друзья. 1 Теоретические сведения о коллективе. Кто такие друзья?
отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе». Просмотр мультфильмов о доброте. Форма: беседа, урок-игра.
7-8. Кто Я и моя семья. 2 Обогащать представления детей о семье. Кто мои предки. Форма: урок-исследование.
Природный календарь (2 ч.)
9. Времена года: лето и осень. 1 Теоретические сведения лето и осень. Календарь, названия месяцев в обычном и народном календарях. Форма: беседа, практическая работа
Приметы и календарь.
10. Время года: зима и весна. 1 Теоретические сведения о зиме и весне. Календарь, названия месяцев в обычном и народном календарях. Форма: беседа, практическая работа
Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.
Моя школа (2 ч.)
11. Основные правила поведения в школе. 1 Что такое школьная дисциплина?
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Форма: беседа, практическая работа
12. Правила общения с одноклассниками.
1 Обязательность: дал слово – держи его.
Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.
Поступки твои и других (их оценка).
Правдивость, честность. Форма: беседа, практическая работа
Я живу в России (11 ч.)
13. Россия. Патриотизм. 1 Стихи о Родине. С. Дрожжин «Привет». Форма: беседа, практическая работа.
14. Москва – столица России. Кремль.
1 Стихи о Москве. Форма: беседа, урок-игра.
15. Гражданственность. 1 Декларация прав человека.
Форма: беседа, практическая работа.
16. Гимн России. 1 История возникновения гимнов. Форма: беседа.
17-18. Герб древней  Руси.
Двуглавый орел. 1 История возникновения герба. Иван III-самодержец. Форма: беседа.
19. Знамена Древней Руси 1 Рассмотреть что такое хоругвь. Форма: беседа
20. Флаг России 1 Как различать символы государства. Форма: беседа
21. От Москвы и до окраин. Здесь я  родился. Моя малая Родина. 1 Где я родился. Е. Серова «Мой дом». Пословицы о Родине. Форма: беседа, урок игра.
22-23. Праздник «Родина любимая моя». Пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте. 2 История праздника. Обычаи празднования. Форма: беседа
Выставка открыток
Традиции (10 ч.)
24. Россия – многонациональное государство. Народы России. 1 Уважительно относиться к русскому языку как языку
межнационального общения.
Форма: беседа.
25-26. Праздники на Руси. 2 История праздников. Масленица, Пасха. Форма: беседа, урок-исследование.
27-28. Чудеса народного искусства. 2 Познакомится с зодчеством Древней Руси. Форма: беседа, урок-исследование.
29. Митинг, посвящённый Дню Победы. 1 Познакомится с памятными событиями. День Блокады. Великая Отечественная война. Форма: беседа, урок-исследование.
30. Мы – одна семья. Традиции моей семьи. Ты и твоё имя. 1 Рассказы о традициях. Что такое традиции и обычаи. Форма: беседа, урок-исследование.
31-32. Традиции нашего класса. 2 Игра викторина « Я люблю тебя Россия». Форма: беседа, урок-игра.
33. Итоговое занятие «Россия – мой дом» 1 Подведение итогов. Форма: беседа.
Воспитательные результаты.
Воспитательный результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Рефлексивный этап.
Изменение социальной  духовно-нравственной позиции младших школьников; определение системы дальнейшей деятельности.
В процессе реализации Программы « Я гражданин и патриот своей страны», направленной на духовно-нравственное развитие детей, учитываю,  прежде всего,  результаты различных диагностик и анкет,  позволяющих определить уровень состояния личностных особенностей, самооценки, мотивационной сферы, воспитанности, удовлетворённости школьной жизнью детей и родителей.
Результатом своей деятельности по воспитанию считаю следующее:
благоприятный психологический климат в классе, способствующий личностному развитию, реальному росту самоконтроля и умения оценивать свои и чужие поступки с нравственной стороны;
активное участие родителей в жизни класса, позволяющее детям осознать  безусловную ценность семьи, взаимопомощь, почитание, заботу;
понимание духовных и нравственных ценностей, на основе которых происходит постепенное осознание гражданской принадлежности к своему государству;
различать добро и зло;
видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;
понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;
умению прощать, сопереживать, сочувствовать;
уважать и почитать родителей;
быть патриотом своей Родины.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература:
Агапова И.А. праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
Андрюхина Л.М. Культура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.
Воспитание на социокультурном опыте. М, 1997.
Выготский (Антология гуманной педагогики). М, 2002
Истоковедение. Том 1, 2. Отв. ред. И.А. Кузымин, Л.П. Сильверстова. М, 2001.
Каллистратова Э.А. Азбука родоведа. Екатеринбург, 2006
Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М, 1997.
Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006.
Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997.
Мосин А.Г. Уральские фамилии. Екатеринбург, 2000
Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность.
Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 2001.
Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2001.
Человек пришел на Урал. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 1998.
Человек построил дом. Стал человек в доме жить. Сост. А.Н. Шигина. Екатеринбург, 2005.
Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М, 2001.
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М, 1997
Интернет ресурсы.
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htmlhttp://karmanform.ucoz.ru/index/0-25http://catalog.iot.ruhttp://www.school.edu.ruhttp://www.edu.ruhttp://ims.ocpi.ruhttp://method.samara.rcde.ruhttp://nsc.1september.ru.
http://www.openworld.ruhttp://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
http://maro.newmail.ruhttp://www.ug.ruhttp://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.htmlhttp://www.bibliotekar.ru/istoriya/38.htmhttp://whttp://www.hrono.ru/0800ru.phpww.istorya.ru/
Материальное обеспечение:
Кабинет.
Музыкальный центр.
Экран.
Мультимедийный проектор.
Музыкальная колонка.
Лист корректировки программы