Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому,правовому.семейному воспитанию


Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат № 12»
«С О Г Л А С О В А Н О»
заместитель директора
по ВР (коррекционной)
школы – интерната № 12
________________________
Е. В. Курочкина
« 01 » сентября 2016 г. «Р А С С М О Т Р Е Н О»
на заседании методического объединения воспитателей
протокол № 1____
от «_26_»август_2016 г.
Р А С С М О Т Р Е Н О
на педагогическом совете
протокол №1 _____
от «29»августа2016 г. «У Т В Е Р Ж Д А Ю»
директор специальной
(коррекционной)
школы-интерната № 12
______________________
И. А. Голубева
«01____» сентября 2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по гражданско - патриотическому, правовому, семейному воспитанию
9 класса
Воспитатель: Арутюнян Софья Эдуардовна
Ставропольский край, Предгорный район, село ЮцаКоличество часов по программе: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
3Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты внеурочной деятельности:
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Работать индивидуально и в группе
Планирования и регуляции своей деятельности
Коммуникативные УУД:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Познавательные УУД:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знаково-символических средств, общих схем решения;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса, ведь юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сегодняшних обучающихся, зависит будущее нашей страны.
Согласно социологическим опросам именно системе образования принадлежит ведущая роль в гражданско-патриотическом воспитании. 70% родителей относят патриотическое, гражданское, общественно-политическое воспитание на счёт образовательных учреждений, педагогов, общественных организаций, но не семьи.
Каждая образовательная организация должна стать центром гражданско-патриотического воспитания. Программа гражданско-патриотического воспитания должна реализовывать требования стандарта.
Важное значение при реализации программы используются новейшие педагогические технологии: интерактивные методики (дискуссии, беседы, ролевые и деловые игры, метод проектов, обсуждение видеофильмов) и информационные технологии, обеспечивающие деятельностный аспект учебно-воспитательного процесса.
Настоящая программа дает возможность реализовывать в полном объеме образовательную программу по познавательному развитию с приоритетным гражданско-патриотическим направлением.
Патриотическая направленность обеспечивает воспитание у обучающихся патриотических чувств, любовь к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Гражданская направленность нацелена на формирование у обучающихся такого комплекса качеств личности, который позволит ощущать себя политически дееспособным, социально активным с критическим отношением к действительности, стремлением самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире.
Цель:
Прививать обучающимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, через ознакомление с историческими событиями нашей страны, связь с живыми очевидцами ВОВ – ветеранами войны, тружениками тыла.
Задачи:
1. Расширять кругозор  обучающихся об историческом периоде  Великой Отечественной войны
2. Создать условия для саморазвития и самосовершенствование личности через активное участие обучающихся в поисковой работе, вовлечение их в поисковую деятельность, развитие интереса к событиям ВОВ на основе исторических примерах жизни и деятельности ветеранов войны и тружеников тыла, литературных источников патриотической тематике;
3. Воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, армию и солдат, готовности защищать родное Отечество;
4. Чтить историческую память поколений;
5. Развивать чувства уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
6. Формировать чувство ответственности за будущее страны;
7. Совершенствовать навыки продуктивной творческой деятельности
Занятость обучающихся в поисковой деятельности, кружках, мероприятиях, конкурсных работах, посвященных гражданско-патриотической тематике.
Систематизация и обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Реализация гражданско-патриотических мероприятий в рамках программы.
Развитие гражданско-патриотической направленности у обучающихся.
Развитие познавательных способностей студентов.
Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной организации.
Формы работы
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
5.Календарно-тематическое планирование.
Дата Тема Форма работы Литература
6.09 «Как я провел лето» Беседы, собеседования, дискуссии, экскурсии, сообщения учащихся, игры, викторины, информационный блок, мини- сочинения, час общения «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
13.09 «Что главное в человеке» «Граждановедение»
Я.В.Яковлев
20.09 «Свобода-это ответственность» «Мораль и право»С.АЧайкун27.09 «У человека есть права» Правовое воспитание школьников 5-9 классов
4.10 «Моя семья, твоя семья» «Обществознание»8 класс
18.10 «Родители и дети» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
25.10 «Что такое закон» Правовое воспитание школьников 5-9 классов
1.11 «Без символов государству не обойтись» «Мораль и право»С.АЧайкун8.11 «Государство и его граждане» «Граждановедение»
Я.В.Яковлев
15.11 «Как можно защититься от несправедливости» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
29.11 «В каком пространстве мы обитаем» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
6.12 «Дом , в котором мы живем» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
13.12 «Проступок. Правонарушение. Преступление.» Правовое воспитание школьников 5-9 классов
20.12 «Подготовка к новому году» Интернет ресурсы
27.12 «Подготовка к новому году» Интернет ресурсы
10.01 «Создание позитивных дружеских отношений» «Обществознание»8 класс
17.01 «Разрешение конфликтов без насилия» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
24.01 «Что такое человек культурный» «Мораль и право»С.АЧайкун31.01 «Что такое человек культурный» «Мораль и право»С.АЧайкун7.02 «Психологический климат в семье» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
14.02 «Семейное право» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
28.02 Подготовка к празднику Интернет ресурсы
7.03 Подготовка к празднику Интернет ресурсы
14.03 «Межличностные отношения» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
21.03 «Что такое семья. Как создается семья» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
28.03 «Права и обязанности супругов» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
4.04 «Радости и сложности общения» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
11.04 «Радости и сложности общения» «Обществознание»8 класс
18.04 «Природа под охраной закона» «Обществознание»8 класс
25.04 «Окружающая экология» «Обществознание»8 класс
2.05 «Человек и выбор жизненного пути» «Обществознание»8 класс
9.05 «Человек и выбор жизненного пути» «Введение в обществознание»
Л.Н.Боголюбов
16.05 Подготовка к последнему звонку Интернет ресурсы
23.05 Подготовка к последнему звонку Интернет ресурсы
1.Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса, ведь юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сегодняшних обучающихся, зависит будущее нашей страны.
Согласно социологическим опросам именно системе образования принадлежит ведущая роль в гражданско-патриотическом воспитании. 70% родителей относят патриотическое, гражданское, общественно-политическое воспитание на счёт образовательных учреждений, педагогов, общественных организаций, но не семьи.
Каждая образовательная организация должна стать центром гражданско-патриотического воспитания. Программа гражданско-патриотического воспитания должна реализовывать требования стандарта.
Важное значение при реализации программы используются новейшие педагогические технологии: интерактивные методики (дискуссии, беседы, ролевые и деловые игры, метод проектов, обсуждение видеофильмов) и информационные технологии, обеспечивающие деятельностный аспект учебно-воспитательного процесса.
Нормативно-правовая база
1.Конституция РФ 1993г.
2.Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990г.)
3.Закон РФ (Об основных гарантиях прав ребенка» от 27.07 1996г.№ 124-ФЗ
4.Иструктивное письмо Министерства общго и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997г. «О мпецифике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов »
5.Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья от 12.03.1997г.
6.Федеральный закон об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012г.
7.Программа воспитательной работы ГКОУ школы-интерната №12
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества. воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа.
Формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
6.Материально-техническое обеспечение.
Литература:
«Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов,
«Обществознание»8 класс,
«Мораль и право» С.А Чайкун,
«Граждановедение» Я.В.Яковлев,
Интернет ресурсы.
7.Планируемый результат прохождения курса.
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВоспитательной программы ГКОУ школы-интерната №12
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю) на изучение в 7 классе.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»
В связи с этим разработана программа образования младших подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 5-го по 8-й класс. Она включает в себя 4 направления связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Цель программы:
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества. воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа.
Формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи программы:
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Методы реализации программы:
Словесный (беседа)
Наглядно-образный (иллюстрации)
Практический (практическая работа)
Виды деятельности:
Рассказ воспитателя;
Беседа, обсуждение;
ИЗО.

Календарно-тематическое планирование
Дата Тема занятия Форма работы Литература
6.09 «Права и обязанности учащихся» Беседа Т.Н. Максимова
Л.И. Гайдина «ГПД 7 класс»
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России»
Интернет –сайт «Открытый класс»
Интернет-сайт Классный час.ruИнтернет-сайт nsportal,ru13.09 «Правила поведения в школе» Рассказ, обсуждение ситуаций 20.09 «Примером сильны и сердцем отважны» Беседа, патриотическая викторина 27.09 «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Рассказ, обсуждение ситуаций 04.10 Всемирный день защиты животных Беседа, рассказ, обсуждение 18.10 «Конфликты в нашей жизни» Беседа 25.10 «С любовью к России» История страны и её символы Беседа, рассказ, обсуждение 01.11 «Умницы и умники» игра посвященная Дню народного единства Интеллектуальная игра 8.11 День согласия и примирения Рассказ, беседа. 15.11 «Каждой вещи свое место» Беседа. 29.11 « У мамы всегда добрые глаза» Беседа, обсуждение ситуаций 6.12 «Порадовать близких – как это просто» Рассказ, обсуждение 13.12 «День героев отечества» Беседа , просмотр кинофильмов 20.12 «Памятные страницы истории моей Родины» Патриотическая беседа 27.12 Школа самоорганизации «Искусство успевать» Заочное путешествие 10.01 «Твой труд дома» Беседа, обсуждение ситуаций 17.01 «Снятие блокады Ленинграда» Беседа. 24.01 «Мы вместе сильны! Мы едины! Познавательная беседа, обсуждение ситуаций 31.01 «Родина – это часть тебя» Литературная композиция 07.02 «Семья и семейные традиции» Беседа, обсуждение ситуаций 14.02 «Наш край» Рассказ 28.02 «Во славу Отечества» Беседа, просмотр и обсуждение видеоматериалов. 7.03 «Наши земляки известные люди» Беседа, обсуждение 14.03 «Потолкуем о маме» Беседа, игра 21.03 «Каким человеку следует быть? Наши права и обязанности» Беседа, обсуждение ситуаций 28.03 «Путешествие по неизведанным планетам» Беседа, обсуждение, викторина. 04.04 Пропаганда здорового образа жизни «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. Рассказ, тематическая беседа 18.04 «Международный день освобождения узников фашистских лагерей» Беседа 25.04 «Мама, папа, я – дружная семья» Рассказ, беседа, обсуждение 02.05 «Они сражались за Родину» Рассказ, беседа, обсуждение 09.05 «Подвигу народа жить в веках» Рассказ, беседа 16.05 «Мама, папа, я – дружная семья» Рассказ, беседа, обсуждение 23.05 «Патриотизм народа России» Беседа Литература:
1.Т.Н. Максимова
2.О.Е.Жиренко «Я – гражданин России»
3.Т.М. Кумицкая «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание»
4.М.Р. Мирошкина «Мое право - мой выбор - моя ответственность: Проекты и программы по гражданскому воспитанию детей»
5.Интернет – сайт «Открытый класс»
6.Интернет-сайт Классный час.ru
7.Интернет-сайт nsportal,ru