Перспективное планирование. Художественная литература (средняя, старшая, подготовительная группы на год с учетом ФГОС)


Перспективное планирование. Художественная литература (средняя, старшая, подготовительная группы на год с учетом ФГОС)
Сентябрь
Дата Тема недели
(периода) Темы художественных произведений
Программное содержание Интеграция образовательных областей
1 неделя «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» Средняя группа. Е. Пермяк. «Как Маша стала большой».
Цель. Учить слушать, давать оценку поведению героев, рассказывать о помощи взрослым.
Старшая группа. Л. Толстой. «Лев и собачка».
Цель. Учить чувствовать и понимать характер образов литературного произведения.
Подготовительная к школе группа . «Что за прелесть эти сказки!» А. С. Пушкин.
Цель. Познакомить с творчеством великого русского поэта. Уточнить и обогатить представление о сказках А.Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Мой город, мой поселок» Средняя группа. Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и её связь с сюжетом сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа . Русская народная сказка. «Заяц-хвастун». Обработка О.Капицы.
Цель. Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями к сказке.
Подготовительная к школе группа. Русская народная сказка. «Семь Симеонов - семь разбойников». Цель. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя
«Осень» Средняя группа. Русская народная сказка. «Зимовье зверей».
Цель. Учить понимать и оценивать характеры героев; передавать интонацией голоса и характер персонажей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Старшая группа. Л.Толстой. «Косточка».
Цель. Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев.
Подготовительная к школе группа . Эстонская сказка «Каждый своё получил», обработка М Булатова. Цель. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Осень» Средняя группа. Сказки братьев Гримм. Заяц и ёж».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа. Русская народная сказка. «Сивка – Бурка».
Цель. Учить воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей; высказывать своё отношение к ним.
Подготовительная к школе группа. Х. К. Андерсен. «Гадкий утёнок».
Цель. Помочь вспомнить знакомые сказки Х.К.Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Октябрь
Дата Тема недели
(периода) Темы художественных произведений Интеграция образовательных областей
1 неделя « Мои любимые игрушки» Средняя группа. С. Маршак. «Мяч».
Цель. Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Упражнять в использовании средств интонационной выразительности.

Старшая группа. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка».
Цель. Закреплять знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним.
Подготовительная к школе группа . Д. Мамин - Сибиряк. «Медведко».
Цель. Познакомить с творчеством писателя Д.Мамина – Сибиряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Учить определять к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Дары природы» Средняя группа. Русская народная сказка. «Война грибов с ягодами», обработка В.Даля.
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа. Молдавская сказка. «Как братья отцовский клад нашли».
Цель. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Учить оценивать поступки героев.
Подготовительная к школе группа . С. Ремизов. «Тёплый хлеб».
Цель. Формировать оценочное отношение к героям. Закреплять знание структуры сказки. Помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой сказкой». Повторить известные произведения малых форм фольклора. Способствовать развитию связной речи.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя «Семья» Средняя группа. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки; придумывать новые эпизоды к сказке.
Старшая группа. Русская народная сказка. «Хаврошечка».
Цель. Продолжать учить понимать использованные в сказке средства выразительности; переносное значение фразеологических оборотов.
Подготовительная к школе группа. А. Раскин. «Как папа укрощал собачку».
Цель. Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Мой город, моя страна» Средняя группа. А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. А. Гайдар. «Чук и Гек».
Цель. Закреплять знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним.
Подготовительная к школе группа. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Цель. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины; придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; использовать средства связи частей предложения рассказа.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»

Ноябрь
Дата Тема недели (периода) Темы художественных произведений
Интеграция образовательных областей
1 неделя «Мой город, моя страна» Средняя группа. К. Чуковский. «Телефон».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. Б. Житков. «Белый домик».
Цель. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Подготовительная к школе группа. Нанайская сказка «Айога», обработка Д. Нагишкина.
Цель. Учить понимать образное содержание сказки; понимать и оценивать характеры персонажей. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя
«Моё окружение» Средняя группа. Н. Носов. «Заплатка».
Цель. Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; понимать значение образных слов произведения; замечать выразительные средства речи в произведении. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. Б. Житков. «Как я ловил человечков».
Цель. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своём отношении к героям.
Подготовительная к школе группа. А. Куприн «Слон». Цель. Познакомить с произведением А.Куприна. Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения..Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы. «Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3неделя «Моё окружение» Средняя группа. Д.Мамин – Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа. Н. Телешов. «Крупеничка».
Цель. Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки.
Подготовительная к школе группа. Ш. Перро. Французская сказка. «Кот в сапогах». Цель. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности, умение разыграть фрагменты сказки. «Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Моё окружение» Средняя группа. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».
Цель. Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; понимать значение образных слов произведения; замечать выразительные средства речи в произведении. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. Р. Киплинг. Сказка «Слонёнок».
Цель. Учить осмысливать содержание сказки; оценивать поступки литературных героев. Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы.
Подготовительная к школе группа. А. Усачёв. «Про умную собачку Соню». Цель. Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»

Декабрь
Дата Тема недели (периода)
Темы художественных произведений
Интеграция образовательных областей
1 неделя «Встреча зимы»
Средняя группа. Русская народная сказка. «Лисичка – сестричка и волк».
Цель. Учить понимать образное содержание и идею сказки; передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивать творческое воображение.
Старшая группа. Сказки народов Западной Африки. «Чудесные истории про зайца по имени Лек».
Цель. Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки.
Подготовительная к школе группа. Ю. Коваль. «Стожок».
Цель. Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей. Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. «Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Домашние животные»
Средняя группа. К. Ушинский. «Бодливая корова».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. Н. Носов. «Живая шляпа».
Цель. Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Подготовительная к школе группа. К. Ушинский. «Слепая лошадь».
Цель. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя «Чудо – чудное, диво – дивное» Средняя группа. С. Маршак. «Вот какой рассеянный».
Цель. Учить понимать образное содержание и идею произведения; замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.
Старшая группа . Русская народная сказка. «Царевна – лягушка».
Цель. Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки.
Подготовительная к школе группа. Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
Цель. Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Учить осмысливать содержание прочитанного; связно передавать содержание средствами игры.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Новогодний
праздник»
Средняя группа. Т. Эгнер. «Приключения в лесу Ёлки – на – Горке».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. О. Пройслер. «Маленькая Баба – яга».
Цель. Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев.
Подготовительная к школе группа. С. Романовский. «На танцах».
Цель. Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров. Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев. «Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Январь
Дата Тема недели (периода)
Темы художественных произведений

Интеграция образовательных областей
1 неделя «Новогодний
праздник »
Средняя группа. С. Есенин. «Поёт зима - аукает».
Цель. Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Упражнять в использовании средств интонационной выразительности.
Старшая группа. С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза».
Цель. Учить воспринимать произведение; сопереживать героям; давать оценку их поступкам.
Подготовительная к школе группа. Сказка по народным сюжетам. «Снегурочка».
Цель. Учить понимать образное содержание сказки; характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Зима»
Средняя группа. В. Орлов. «Почему медведь зимой спит».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. П. Бажов. «Серебряное копытце».
Цель. Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.
Подготовительная к школе группа. Русская народная сказка. «Лисичка - сестричка и Волк». Цель. Учить понимать образное содержание произведения, главную мысль русской народной сказки; совершенствовать умение связно передавать содержание произведения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя «Зимние забавы»
Средняя группа. Н. Калинина. «Про снежный колобок».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Развивать внимание, мышление; учить составлять рассказ по опорным картинкам. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок».
Цель. Учить воспринимать произведения, сопереживать героям; давать оценку их поступкам.
Подготовительная к школе группа. Г. Скребицкий. «Всяк по – своему».
Цель. Познакомить с творчеством Г.Скребицкого. Продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Народная культура и традиции»

Средняя группа. М. Зощенко. «Показательный ребёнок».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль . Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды.
Старшая группа. Русская народная сказка. «Крылатый мохнатый да масляный».
Цель. Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки.
Подготовительная к школе группа. Русская народная сказка. «Василиса Прекрасная». Цель. Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»

Февраль
Дата Тема недели (периода)
Темы художественных произведений

Интеграция образовательных областей
1 неделя
«Народная культура и традиции»
Средняя группа. Русская народная сказка. «Привередница».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и её связь с сюжетом сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа. М. Москвина. «Кроха».
Цель. Учить воспринимать произведения, сопереживать героям; давать оценку их поступкам.
Подготовительная к школе группа. «Самый красивый наряд на свете», пер. с японского В.Марковой. Цель. Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знание о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Народная культура и традиции»
Средняя группа. К. Чуковский. «Федорино горе».
Цель. Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Старшая группа. Т. Александрова. «Домовёнок Кузька».
Цель. Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей.
Подготовительная к школе группа. П. Ершов. «Конёк – Горбунок». Цель. Учить различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; осмысливать содержание прочитанного. «Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя «Наша армия»
Средняя группа. С. Михалков. «Дядя Стёпа».
Цель. Учить понимать и оценивать характеры героев; передавать интонацией голоса и характер персонажей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания произведения.
Старшая группа. Русская народная сказка. «Никита Кожемяка».
Цель. Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения.
Подготовительная к школе группа. Е. Воробьёв. «Обрывок провода». Цель. Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа; придумывать продолжение и окончание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа. его композиции, отличии от других литературных произведений.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «8 Марта – мамин день»
Средняя группа. Ш. Перро. «Красная Шапочка».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание сказки; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. В. Катаев. «Цветик – семицветик».
Цель. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев.
Подготовительная к школе группа. К. Драгунская. «Лекарство от послушности». Цель. Учить воспринимать образное содержание сказки, её нравственный смысл. Закреплять знание о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Март
Дата Тема недели (периода)
Темы художественных произведений
Интеграция образовательных областей
1 неделя «8 Марта - мамин день»
Средняя группа. Г. Георгиев. «Бабушкин садик».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. Г. Я. Эрбен. «Три золотых волоска Деда – Всеведа». Чешская сказка.
Цель. Учить понимать образное содержание сказки; характеры сказочных героев; оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.
Подготовительная к школе группа. Х. К. Андерсен. «Дюймовочка».
Цель. Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Весна»
Средняя группа. В. Осеева. «Волшебная иголочка».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и её связь с сюжетом сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа. К. Паустовский. «Кот – ворюга».
Цель. Закрепить знания об особенностях прозаических произведений. Обогащать речь фразеологическими оборотами.
Подготовительная к школе группа. Ю. Коваль. «Русачок – травник». Цель. Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни. Развивать навыки пересказа литературного текста. Учить применять в речи образные выражения, сравнения. «Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя «Удивительный мир птиц»
Средняя группа. Э. Блайтон. «Знаменитый утёнок Тим».
Цель. Учить понимать образное содержание и идею произведения; замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.
Старшая группа. В. Бианки. «Сова».
Цель. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своём отношении к героям.
Подготовительная к школе группа. Туркменская сказка. «Голубая птица».
Цель. Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Звери, птицы, небылицы» Средняя группа. М. Горький. «Воробьишко».
Цель. Учить понимать содержание рассказа. Воспитывать любовь к миру природы; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения
Старшая группа. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель. Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.
Подготовительная к школе группа. М. Пришвин. «Курица на столбах».
Цель. Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
Апрель
Дата Тема недели (периода)
Темы художественных произведений
Интеграция образовательных областей
1 неделя «Наш уголок природы» Средняя группа. Л. Толстой. «Хотела галка пить».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. Ненецкая сказка. «Кукушка».
Цель. Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.
Подготовительная к школе группа. Н. Телешов. «Уха».
Цель. Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни. Развивать навыки пересказа литературного текста. Учить применять в речи образные выражения, сравнения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «Космос и люди»
Средняя группа. Н. Носов. «Затейники».
Цель. Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; понимать значение образных слов произведения; замечать выразительные средства речи в произведении. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел».
Цель. Учить понимать характеры сказочных героев; юмористическое содержание произведения, подбирать образные определения к словам. Развивать чувство юмора.
Подготовительная к школе группа. Русская народная сказка. «Сынко – Филипко».
Цель. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки. Развивать умение пересказывать сказку по плану.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя «Ох, уж эти сказки»
Средняя группа. Русская народная сказка. «Жихарка».
Цель. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки; придумывать новые эпизоды к сказке.
Старшая группа . Чешская сказка. «Златовласка».
Цель. Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.
Подготовительная к школе группа. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цель. Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Ох, уж эти сказки»
Средняя группа. Братья Гримм. «Бременские музыканты».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание сказки; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. Русская народная сказка. «Финист – ясный сокол».
Цель. Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.
Подготовительная к школе группа. Русская народная сказка. «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Цель. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»

Май
Дата Тема недели, (периода)
Темы художественных произведений
Интеграция образовательных областей
1 неделя «Праздник весны и труда»
Средняя группа. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям».
Цель. Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Учить оценивать поступки героев.
Старшая группа. В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок».
Цель. Учить понимать образное содержание произведения. Закреплять представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.
Подготовительная к школе группа. М.Зощенко. «Великие путешественники».
Цель. Познакомить с литературным произведением М.Зощенко. Учить определять характер персонажей; связно пересказывать литературный текст. Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
2 неделя «День Победы»
Средняя группа. В. Вересаев. «Братишка».
Цель. Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. Углублять представление о соответствии названия текста его содержанию.
Старшая группа. В. Драгунский. «Друг детства».
Цель. Учить понимать образное содержание произведения. Закреплять представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.
Подготовительная к школе группа. С.Алексеев. «Первый ночной таран».
Цель. Продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни. Развивать навыки пересказа литературного текста. Учить применять в речи образные выражения, сравнения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
3 неделя
«Здравствуй, лето!» Средняя группа. Д. Самойлов. «У слонёнка день Рождения».
Цель. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Старшая группа. Г. Снегирёв. «Пингвиний пляж».
Цель. Учить воспринимать произведение; сопереживать героям; давать оценку их поступкам.
Подготовительная к школе группа. И.Соколов-Микитов. «Соль земли».
Цель. Учить воспринимать образное содержание сказки, её нравственный смысл. Закреплять знание о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
4 неделя «Здравствуй, лето!» Средняя группа. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
Цель. Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; понимать значение образных слов произведения; замечать выразительные средства речи в произведении. Развивать образность и выразительность речи.
Старшая группа. Дж. Родари. «Волшебный барабан».
Цель. Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки.
Подготовительная к школе группа. В.Даль. «Старик-годовик».
Цель. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить выделять мысль сказки, её мораль; использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки.
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»