Семейное чтение для души и разума

" Семейное чтение для души и разума"
Денисова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ «Веста»,
г. Черноголовка
Люди перестают мыслить, когда
перестают читать.
Д. Дидро
Традиции семейного чтения очень стары. Чтение всегда входило в быт русской семьи. Закрепилась традиция семейного чтения в XIX веке. После ежедневного ритуала, когда в тишине и покое в доме читали книгу, проходили обсуждения услышанного. Это помогало запомнить то, что услышал, разобраться со своими впечатлениями, учило высказываться о прочитанном и выражать свои мысли, эмоции. Это давало возможность родителям поговорить с детьми о важных темах, затронутых при чтении. Показывая свою заинтересованность в личном мнении ребёнка, это способствовало повышению интереса к чтению. Взрослый посредством выразительного чтения формировал правильность восприятия текста ребёнком. Он обращал внимание на важные детали, имел возможность повлиять на морально-нравственную оценку произведения.
Читатель начинается с собеседника и слушателя. И в наше время для детей слушание является важной составляющей «понимающего» чтения. Для многих стало традицией чтение на ночь, чтение после обеда, совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, на отдыхе, в путешествии. Большинство родителей, бабушек и дедушек продолжают вслух читать своим детям, внукам.
Но, специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения.
С появлением телевизоров, семейная традиция стала заменяться фильмами, сериалами, юмористическими передачами, новостями, мультфильмами И нужно ли воскрешать то, что утрачено?  Дети, которые сначала познакомились со всевозможными гаджетами, уже вряд ли заинтересуются бумажной книгой. все детство они проводят перед экраном, а это в свою очередь приведёт к ряду нарушений процесса восприятия и усвоения информации. Такие дети, как правило, не могут на чем-то долго концентрировать свое внимание. Родители не придают этому большого значения, пока не начинаются проблемы с обучением в школе. Да и при наличии проблемы не все родители хотят увидеть и исправить её причину. Так удобнее.
А ведь ни для кого не секрет, что чтение способствует общему интеллектуальному развитию, получению информации, воспитанию и формированию личности. От чтения можно получать удовольствие.
Чтение - это социально-воспитываемая привычка. Учить читать, прививать культуру чтения, создавать возможности для чтения нужно. Заставить читать нельзя. Нужно любить чтение вместе с ребёнком. Нужно поговорить, поспорить, поплакать или посмеяться вместе с ребёнком. Именно здесь родители могут ненавязчиво передать нравственную установку своему чаду. Передать ту, которую они считают нужной и важной. Укрепляется духовная близость поколений, что очень важно для нормальной, здоровой семьи.
Только личным примером, возрождением традиции, возможностью выбора можно заинтересовать ребёнка.
Чтение рождается в семье, и нигде более!
Своеобразный «социологический опрос» в 4 классе нашей школы показал, что читающих на данный момент родителей у нас всего 28 %, а детей - 56 %. Дети могли приукрасить информацию о себе, т.к. опрос проводился в школе, некоторые ребята за чтение книги выдают освоение обязательной школьной программы.
Что делать? Наша школа дружит с Городской Муниципальной библиотекой. Наш класс участвует во многих мероприятиях, открытых уроках, проводимых в рамках совместного сотрудничества с Городской библиотекой.
Тематика занятий очень разнообразна. Часто привязана к каким-то значимым датам в области литературы. Мероприятия способствуют опережающему обучению, заинтересовывают. После них ребята чаще вспоминают, что интересную книгу можно взять совсем рядом - в Городской библиотеке!

Используемая литература:
1. Журнал Здоровье 2014 г.
2. Газета «Начальная школа» №12 2009 г.
3. «Российская газета» 22.03 2014 г.
15