Семейное чтение для сердца и разума.
Семейное чтение – важный аспект культурного воспитания.
( Книга в кругу семьи. Семейное чтение для сердца и разума ).
Пояснительная записка.
Обоснование социальной значимости и описание проблемы.
Состояние чтения - индикатор состояния общества. В нашей стране эта проблема наконец осознана как общенациональная. Владимир Григорьев рассказал, что недавно были подведены итоги специальной международной программы по тестированию школьников на восприятие текста, в которой участвовало Министерство образования и науки РФ. "Она проводилась в 44 странах, и результаты для России ужасны: мы находимся на 33-м месте. Этим обеспокоены все федеральные ведомства", - сообщил Григорьев. Чиновник посетовал, что в России катастрофически падает интерес к чтению. Несмотря на то что за последние 5 лет удвоилось количество издаваемых в стране книг, интерес к чтению не повысился. Одна из причин сложившейся ситуации в том, что чтение книг не может конкурировать с другими формами досуга. Вопрос номер один - как приучить детей к систематическому чтению с 4-5 лет и заинтересовать литературой подростков? Думаю, надо возродить традицию семейного чтения.
Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).
Традиция семейного чтения в России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была устойчивой до тех пор, пока «читательское сидение» в кругу семьи не вытеснялось другими формами проведения досуга: дети смотрят «видик», играют в компьютерные игры, шум, стрельба и полуцензурные реплики слышатся до поздней ночи; подростки проводят вечера в кафе и ночных клубах, а родители решают вопросы «По-работе» или следят за развитием событий в очередной заграничной теленовелле. Сегодня вокруг все изменилось. Появились новые средства информации, которые, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, передавать опыт других. Телевизор или Интернет, например, мгновенно переносят нас в любую точку земного шара, позволяют видеть и слышать, что там делается. Зрительный ряд, звук и цвет сильнее действуют, и информация лучше запоминается.
Средства массовой информации воздействуют на наших детей каждый день около 5 часов . Формируется так называемое «клиповое» мышление. «Человек клиповый» не может удержать свое внимание на каком – то предмете более минуты. Это серьезные опасности , они могут повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья, но и для его психического развития. А именно:
Отставание в развитии речи.
Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем – то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Повышение детской жестокости и агрессивности, потому что на душе пусто.
Надо сделать так, чтобы экран был для детей средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.
И вот наш с вами арсенал – добрые книги, воспитывающие нравственную личность.
Семья важный элемент системы образования и воспитания, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Чтение имеет для ребенка важное социальное значение. Педагоги, психологи и библиотековеды давно и убедительно доказали, что посредством чтения ребенок получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление и личность в целом. Сегодня в семье отсутствуют всякие или почти всяческие разговоры с детьми о книгах. Воспитать в ребенке потребность в чтении, научить его читать творчески значит дать ему умение черпать в книге знания и духовные силы. По мнению специалистов, последствия падения интереса к чтению, в том числе художественной литературы, могут быть самыми тяжелыми. Чтобы этого не произошло, семья, школа и библиотека должны объединить свои усилия. Взаимодействие школы, библиотеки и семьи это наиболее эффективный путь приобщения к семейному чтению взрослых и детей.
Цель программы:
Показать, что есть альтернатива компьютерам – это книга. Она и воспитатель, и учитель, и друг.
Возрождение семейного чтения как фактора, содействующего укреплению и развитию семейных отношений.
Формирование информационной культуры и культуры чтения семьи.
Задачи программы:
Организация семейного досуга и чтения, способствующего воспитанию детей в семье, упрочению семейных уз, взаимопониманию родителей и детей на основе общего интереса к книге.
Формирование круга чтения, читательских вкусов.
Популяризация литературы в помощь воспитанию нравственности, сохранению и формированию культуры семейных отношений.
Объединение усилий библиотеки, школы, родителей в приобщении семьи к чтению, в укреплении традиций семейного чтения.
Опыт системы «Семейное чтение» востребован и может быть использован прежде всего учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы, классными руководителями, родителями.
Прогноз результатов: Главным результатом деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца. Воспитание Настоящего Человека.
Проект, направленный на возрождение традиций семейного чтения, может иметь большое социально-культурное и политическое значение в районе, так как политика поддержки семьи и семейных ценностей один из приоритетов государства, а развитие семейного чтения одно из направлений Национальной программы поддержки и развития чтения.
Думаю, что яренской ЦРБ и школьной библиотеке стоит изучить опыт своих коллег других регионов и продумать программу семейного чтения в масштабах района. У нас сейчас есть необходимость и шанс начать работу по созданию модели новой российской семьи семьи читающей, думающей и любящей.
А мы, учителя, классные руководители, .
Эффективная модель семейного чтения в любой стране должна включать следующие условия:
– родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми;
– значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей, как важная часть процесса обучения чтению;
– дети и подростки должны не стесняться показывать, что им нравится читать;
– чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой, библиотекой и местным сообществом.
Дети, подростки и взрослые любят чтение за радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. М. 2005.
2. Работа с родителями в детской библиотеке: методико-библиографические рекомендации. – Киров: ОДБ им. А.С. Грина, 1989.
3. Себя, как в зеркале, я вижу (Обзор материалов о проблемах школьных библиотек журнала «Библиотека» за 2000 г.)
4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Прилож. к журналу «Школьная библиотека». – М. 2005. – Вып. 8,9,10 (2005).
5. Соловьева Ю.И. Традиция семейного чтения, как фактор духовного развития ребенка. М. 2005.
6. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Прилож. к журналу «Школьная библиотека». – М. 2004. – Вып. 7–8 (2003).
II. Основные методы и формы руководства чтением
2.1 Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает классному руководителю, учителю и родителям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение подростков.
В повседневной работе широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.
Наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением – индивидуальная беседа.
Во время рекомендательной беседы классный руководитель или учитель не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку для ее восприятия.
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя , его возраста, уровня развития.
Часто приходится сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать.
Затем показывать книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием.
Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос.
Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему.
Выяснив, почему подросток интересуется этой темой, что уже прочитано им, подбирает книгу и кратко характеризует ее.
При удовлетворении конкретного спроса подростка учитель рекомендует ему также литературу по данному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессе чтения книги, открывает двери в мир творчества писателя.
Прием рекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Например научно -художественное произведение нужно рекомендовать так, чтобы возникла связь между содержанием книги и тем , что известно читателю из других источников информации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающие его любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы на разнообразные “что”, ”как” и ”почему”. Во время рекомендательной беседы по научно– художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми для него научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты.
Первоначальное приобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать с рекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя.
Возникает эффект “узнавания”, что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоение содержания.
Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает “что-нибудь такое же”. Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.
Если библиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежать ошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечения читателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательского развития.
Беседа о прочитанной книге
При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним беседу. Индивидуальные беседы о прочитанном так же, как и рекомендательные беседы, как правило, происходят на абонементе у книжных полок.
В беседе со старшими школьниками нужно избежать наводящих вопросов, которые могут оттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопросы может подсказать заглавие книги. »Удачно ей, по-твоему, названа книга?» Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям.
Беседа о прочитанном позволяет библиотекарю понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована библиотекарем, он во время беседы определяет педагогическую состоятельность своей рекомендации.
Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, читатель во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий «слой» произведения, который не раскрылся ему при чтении, но вот сейчас вопросы библиотекаря позволили ему войти в созданный художником мир образов. Читатель учится понимать произведение. Это означает, что он не просто глубже усваивает, где, когда и почему происходило действие, какие качества героя при этом выявились, но и осознает отношение писателя к изображаемому, глубинный смысл произведения.
Консультация
Это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и карточек. Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении с юношами, учащимся 10-11 классов.
Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интересной телепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книги или статьи из периодических изданий.
Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы.
Библиотекарь стремится углубить чтение подростка, зародить в нем мысль о возможностях и перспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную и научно- познавательную литературу.
Важная задача консультации – указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания.
Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие.
Создание установки в чтении – психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию – одна из важнейших целей консультации.
Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие.
Библиотекарь обращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгу с той, что уже знакома читателю.
Результаты индивидуального руководства чтением, каким бы систематическим и квалифицированным оно ни было, нельзя определить сразу. Интересы читателя, осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно, качественные сдвиги в читательском развитии нарастают незаметно. Индивидуальное руководство чтением подростков и старших школьников требует от библиотекаря юношеской библиотеки творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя, Если хочешь зажечь в детях искру, то тебе надо, по словам Сухомлинского, «вмещать в себя целое море света».
2.2 Метод массового руководства чтением и его формы
Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных, интеллектуальных и любительских запросов читателей. Современный комплекс форм и методов массовой работы базируется на лучших традициях отечественной теории и практики, опирается на общие методические приемы и требования к её организации и проведению.
На разных этапах развития библиотечного дела на первый план выходили те формы массовой работы, которые определялись целями библиотек, как социальных учреждений. В 20 - 30 –е годы это было содействие в ликвидации неграмотности, повышению общеобразовательного т культурного уровня населения. Распространение получили громкие чтения, групповые беседы, лекции, вечера книги. Зарождались такие формы привлечения новых читателей в библиотеки, как праздники книги, книжные карнавалы, библиотечные походы или агитационно-пропагандистские акции – литературные суды, плакаты, театрализованные представления.
С накоплением опыта массовой работы в библиотеках, ростом культурного и образовательного уровня читателей в 40-50-е годы получили развитие позитивно- рекомендательные формы: тематические вечера, читательские конференции, библиографические обзоры, носившие преимущественно формализованный характер. Большое место в деятельности библиотек заняла агитация и пропаганда, раскрывающая библиотечные фонды, привлекающая людей к чтению. Коллективные обсуждения книг чаще всего носили запрограммированный характер и завершились выработкой единого, однозначного мнения о прочитанном. Вечера книг, рецензии, кружки, читательские конференции были направлены на развитие навыков самостоятельной работы с книгой, на самообразование.
В 60-70-е годы продолжал пополняться комплекс рекомендательных форм с целью привлечения внимания читателей к «наиболее ценной в идейном, научном и художественном отношениях литературы».
Особенность этого периода – широкое применение массово–образовательных форм, дополняющих систему политического просвещения. Как правило, это циклы мероприятий, рассчитанных на систематическую и длительную работу с однородной группой читателей с учетом их образовательного уровня (уроки, общественно-политические чтения, лектории, декады, месячники). Широко применялись приемы информационного характера – открытые просмотры литературы, бюллетени новых поступлений, обзоры книг и периодики. Под влиянием СМИ и с появлением аудиовизуальной техники распространились формы массовой пропаганды книги, например читательско-зрительская конференция, телепередача о книгах, час музыки и поэзии.
В эти же годы сформировались организационные предпосылки для совершенствования массовой работы внутри ЦБС.
Возросла потребность читателей в культурных контактах, в духовном общении, которая проявлялась в возникновении узких групп общения, клубов, кружков по интересам. Отдельные клубы стали местом неформального объединения читателей для обсуждения неопубликованной литературы (самоиздат).
В 80-е годы завершилось организационное и методическое оформление клубов и других любительских объединений при библиотеках. В конце 70-ых начале 80-ых годов были проведены теоретические исследования по массовой работе, изучение эффективности отдельных форм и методов руководства чтением, а издал ряд материалов обобщающего характера.
Преемственность массовой работы 90-ых годов выразилось в использовании традиционных форм и методов, модернизации методических приёмов и решений, связи с внешними учреждениями и организациями. Демократизация и активизация общественной жизни, свободное издание литературы обусловили многообразие форм и тематики массовых мероприятий.
При существующей сегодня тенденции усиления популярности активных форм общения правомерно определить роль массовой работы в руководстве чтением как ведущую в этом деле. Во время проведения массовых мероприятий в структуре общения имеют место и информационные процессы, и межличностные отношения, и эмоциональное влияние читателей и библиотекаря друг на друга. Массовые формы обеспечивают наиболее благоприятное условие для общения, прямого или косвенного, согласовано или конфликтного. Интерес к экологии человека, его физической и духовной среде вызвал к жизни формы, создающие условие для знакомства, свободного обмена мнениями, выявления творческого интеллектуального потенциала человека.
В основе метода массового руководства чтением лежит знание и учет возрастных социально-психологических особенностей конкретных групп читателей.
Библиотекарь, опираясь на общее в чтении, обусловленное социальной ситуацией развития юношей приобщает их к систематическому чтению и пользованию библиотеками.
Основными формами массового руководства чтением юношеством в нашей библиотеке являются книжные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы, литературные вечера.
Книжная выставка – широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Выставки бывают тематическими, жанровыми, посвященными определенному виду литературы, творчеству одного писателя и т.д. Выбор литературы для них определяется задачами, которые решает библиотека в идейно-политическом, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании юношества, в помощь самообразовательному чтению школьников и студентов. Эта форма наглядной пропаганды литературы – книга приближенна к читателю, повернута к нему лицом.
Информация к сведению
17 причин читать книги
- Книга - это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.
- Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.
- Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.
- Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.
- Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории - обо всем на свете, что нас интересует.
- Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.
- Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.
- Книга объясняет нам, как устроен мир и как все в нем взаимосвязано.
- Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.
- Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.
- Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее и учишься преодолевать предрассудки.
- Книга - лучшее средство от одиночества. Ее можно читать где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.
- Книга - часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.
- Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям, и взрослым. Книга - это мост между поколениями.
- Детская книга - результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др.
- Книга - важный предмет культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом
- Детская книга - это первая встреча с литературой - бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.
15