Семейное чтение. Лекторий для родителей
Управление образования
администрации Амвросиевского района
Районный методический кабинет
Лисиченская общеобразовательная школаI – III ступеней
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Лекторий для родителей 8 класса
«Семейное чтение»
Чтение книги – это тихая радость
Работу выполнила
Петрова ЛидияВасильевна,
учитель русского языка и литературы
Лисиченской ОШ I-III ст.
Амвросиевского района ДНР
2016г.
Тема: Лекторий-гостиная для родителей 8класса
«Семейное чтение»
Цель:1. Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять их запас знаний по вопросам воспитания детского интереса к чтению.
2.Ознакомить родителей с методикой проведения семейного чтения.
3. Стимулировать желание стать хорошими родителями, вовлечь мам и пап в кропотливую работу по воспитанию любви к чтению их детьми.
Задачи: 1. Активизировать деятельность родителей в процессе воспитания
детей;
2.Развить в них чувство уверенности, необходимости делать то,
чего опасаются.
(Столы поставлены полукругом, за которыми сидят родители. На классной доске висит экран в виде развернутой книги. Звучит легкая, спокойная музыка. Звучит голос: говорит книга, строки на экране)
-Здравствуйте! Я-книга.Вы меня знаете. Я с вами с раннего детства, со школьного порога, со студенческой скамьи, с семейных вечеров чтения.Да-да. Вам родители читали книги, тем самым прививали интерес ко мне.Но с годами все рассеялось, затерялось во времени. Хочу всколыхнуть вашу память и дать книжный совет по отношению к вашим детям.
Приложение 1
- У кого в семье проходят такие вечера?
(звучит песня В.Шаинского на слова М. Рябинина «Родительский дом»)
Выступление классного руководителя:
Самые интересные моменты жизни семьи дети запоминают на всю жизнь.
Семейные вечера чтения тоже будут помнить.
Приложение 2.
Проведенное анкетирование с обучающимися говорит о том, что родители тоже мало читают, а большую часть свободного времени проводят у экранов телевизоров или мониторов компьютеров.
Приложение 3.
Результаты показывают, что в семьях не читают ни дети, ни взрослые.
В семьях русских классиков, известных людей существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе размышляли о прочитанном, переживали вместе с книжными героями. Чтение в этих семьях оставалось нравственной ценностью и становилось доброй традицией.
Старший сын Льва Николаевича Сергей вспоминал: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна «80 дней вокруг света». Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. Он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг».
Тепло воспоминают о семейных вечерах чтения И.А.Бунин, Н.Лесков, А.Куприн,Ф. М. Достоевский и другие.
На примерах классической литературы выросло и сформировалось не одно поколение детей, когда вырастали честные, смелые, справедливые. В годы Великой Отечественной войны на примерах русской литературы люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью.
Роль книги в жизни человека, в его становлении, развитии, самоопределении велика. На собрании-лектории постараемся оказать вам, уважаемые родители, помощь в организации семейного чтения, убедить вас в этой необходимости.
Художественная культура, искусство является прекрасным средством духовно-морального воспитания школьников.
Огромную роль книге, чтению придавал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Он говорил, что чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оказать помощь в этом познании должны в школе – учителя, дома – родители. Это окошко раскрывается тогда, когда наряду с чтением начинается кропотливая работа над художественным словом. Без творческого труда, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка.
В своей книге «Сердце отдаю детям» Василий Александрович заметил, что дети должны слышать первоначальное чтение матери и отца, они должны почувствовать красоту художественных образов.
При организованном совместном семейном чтении родители лучше узнают читательские вкусы своих детей, начинают понимать, о чем они думают и мечтают. И, самое главное, - это прекрасная возможность общения, сближения всех членов семьи, которого в настоящее время так не хватает.
К организации и проведению семейных вечеров чтения родителям следует тщательно готовиться, чтобы заинтересовать детей-подростков.
Во-первых, следует подобрать книгу с учетом детского желания. Из их анкеты видно, что подросткам нравится приключенческая литература.
Во-вторых, начинают читать родители, на самом интересном, захватывающем моменте следует остановиться и попросить ребенка продолжить чтение. Каждая прочитанная книга или глава книги оставит след в его душе. Но красота и сила произведения трогают сердца и волнуют разум лишь при условии, если ребенок почувствовал тончайшие оттенки слова.
Родителям надо знать, что с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. И чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг, воспитать в нем постоянную потребность в книге. Научить ребенка уединяться с книгой, которая заставляет раздумывать и размышлять. «Уединение – это не одиночество, - как говорил Сухомлинский, - это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов».
В-третьих, организовывать домашнее чтение с музыкальным сопровождением: тихим, спокойным, расслабляющим.
- устраивать домашний театр – импровизировать художественные произведения;
-учить выразительно читать лирические произведения, устраивать конкурсы, определять победителей, вручать призы, сделанные своими руками;
-выпускать газеты, иллюстрировать содержание книги;
-писать письма понравившемуся герою, придумывать другой финал произведения и т.д. Использовать можно то, насколько будет работать ваша фантазия.
2016 год в ДНР объявлен годом чтения. Главой Республики – Александром Владимировичем Захарченко подписан Указ о его проведении. В такое трудное для молодой республики время государство заботится о молодом поколении, заботится о том, чтобы из подрастающего поколения выросла достойная смена строителей новой Республики.
Правительство ДНР уделяет особое внимание воспитанию молодежи.30 августа 2016 года прошло очередное заседание Координационного совета по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи ДНР.
Приложение 4 (слайд 2)
Голос книги:
- проведем практическую работу, чему Вы научились? Составьте акростих:Книга-друг
Когда нам книги читают,
Никто не мешает.
И встречу с друзьями ждут.
Гораздо приятно
А узнать их отрадно.
Дети любят героев
Рассказов, повестей, поэм.,
Удачи им желают втрое
Где бы ни было проблем.
Голос книги: Справились удачно с работой. Значит, вспомнили меня. Любовь к книге передадите своим детям. Всегда будьте вместе. Хочу, чтоб про вас говорили, какая хорошая ваша семья!
В заключении классный руководитель читает стихотворение В.Ф.Бокова, посвященное книге:
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Классный руководитель благодарит родителей в работе лектория, выражает надежду на сотрудничество, будет рада, когда дети потом смогут сказать словами Максима Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам.»
Литература:
1.В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2.А. Баркан «Ультрасовременные дети»
3.Е.А. Булышева « А без телевизора жить можно»
4. О. Громова «Откуда берутся нечитающие взрослые?»
Анкета для родителей
1.Читаете ли вы детям книги? По чьей инициативе это происходит и как часто?
2. Есть ли домашняя библиотека?
3. Какая литература преобладает в детской библиотеке?
4. Покупаете ли детскую литературу?
5. Нравится ли ребенку процесс совместного чтения? Сколько времени он занимает?
6. О чем говорите с ребенком после чтения?
7 С вашей точки зрения, семейное чтение-это
а) чтение вслух для всей семьи?
б) чтение для каждого члена семьи отдельно?
8.Чего, по вашему мнению, не хватает, чтобы помочь в привлечении ребенка к чтению?
а) времени
б) знаний в области детской литературы
в) знаний, форм и приемов привлечения к чтению
9. Нужен ли вам рекомендательный список литературы?
10 Что, по вашему мнению, способствует развитие ребенка:
а) компьютер
б) книга
в) другое.
Анкета для обучающихся 8 класса
1.Читаете ли книги в семье вместе с родителями?
Ответили: нет -90% Да-10%
2. По чьей инициативе происходит?
Ни по чьей-90% когда как-10%
3. Нравится ли процесс совместного чтения?
Да-100%
4Любите слушать или читать?
Да-100%.
ёђЗаголовок 215