Статья Мудрость человека – в мудрости предков.

Мудрость человека – в мудрости предков.
Всегда пред тем,
Как устремиться ввысь,
Ты мудрости калмыцкой
Поклонись!
К. Эрендженов
В мире профессий специальность учителя занимает особое место.
С помощью учителя подрастающее поколение приобщается к тем ценностям, которые выработало человечество. Ведь маленький человечек – сам словно цветок, только очень нежный и хрупкий. Его легко надломить. Но все лучшее в нем обязательно раскроется и окрепнет, если рядом с ним родители и учитель, излучающие тепло и свет.
Излучать тепло и свет – значит стать источником жизни для детской мысли, радости, веры в себя. Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий развивающих и воспитывающих личность ребенка является семья. Ведь именно в семье обретаются и прививаются вековые традиции и обычаи народа. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы, любовь к труду, доброе отношение к людям залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества. И на примере старшего поколения набирается опытом и мудростью.
Ведь мудрость человека – в мудрости предков.
Сказки, загадки, пословицы, поговорки – очень эффективные средства этнопедагогического воспитания. У калмыков есть такие изречения: «Человек и обычай – конь и характер». «Обычай дает человеку мудрость, гонор – глупость». Мудрость народов, мудрый образ их мудрой жизни и культура вечного фольклора – незаменимое средство воспитания подрастающего поколения.
Ведь язык – это бесценный дар природы и отличительный признак каждого этноса. Есть язык – есть носитель. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. И как писал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина Язык – есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое ». Нельзя не согласиться с этим высказыванием, т.к. родное слово лежит в основе существования любого народа. Без родного языка нет ни бурята, ни русского, ни калмыка, ни татарина.
Задача каждого учителя в современной школе – обеспечить условия для возрождения родного языка, его развития, расширений функций, воспитывать через родное слово национальное самосознание, которое начинается с исторической памяти, знания истории семьи, рода, села, малой родины. А так же главное - правильно и глубоко донести до сознания детей все эти истины, ведь дети – будущее любого народа, любого общества.
В поисках построения своей педагогической системы в вопросах обучения и воспитания школьников я опираюсь на опыт передовых педагогов (Волков Г.Н., Мукаева О.Д.).
Играя – обучай и воспитывай – вот мой девиз.

15