Рабочая программа Обычаи предков
Утверждаю:
зам. дир. по У/Р –
________________ (Белолюбская М.И.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Тобуинская
средняя общеобразовательная школа
Программа курса
ОБЫЧАИ ПРЕДКОВ
Учебно-тематический план.
№
Наименование разделов и тем
Теорет. (час)
Практич.
(час)
Всего часов
1.
Введение. Устное народное творчество
19
20
39
1.1
Фольклор и литература
2
2
4
1.2
Олонхо – ведущий жанр якутского фольклора
5
6
11
1.3
Прозаические жанры якутского фольклора
4
4
8
1.4
Фольклор устами ребенка
4
4
8
1.5
Обрядовый фольклор
4
4
8
2.
Игровая культура
4
6
10
2.1
Народные игры
2
4
6
2.2
Народные праздники
2
2
4
3.
Этнография
3
3
6
3.1
Основные понятия
1
1
2
3.2
Костюмы народов севера
2
2
4
4.
Декоративно-прикладное искусство
5
6
11
4.1
Народные ремесла и промыслы
2
2
4
4.2
Традиционные берестяные промыслы
2
2
4
4.3
Народная символика
1
2
3
ИТОГО
31
35
66
Направление программы: Художественно-эстетическое.
Пояснительная записка
В деле воспитания и развития подрастающего поколения изучение традиционной культуры имеет большое значение. Использование ценностей народной культуры, народной традиции способствует формированию активной и полноценной личности, воспитаниобучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям и достижениям предшествующих поколений.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно – практической деятельности.
Отличительной чертой данной программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства. Обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению культуры, фольклора и традиции нашего народа.
Цель:
Освоение обучающимся ценностям народной и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.
Задачи:
Развивать у детей интерес к народной культуре, традициям, фольклору, вовлекать их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры, творческие способности в процессе изучения основ народной культуры.
Способствовать развитию у детей умений и навыков научного фольклорного и этнографического исследования.
Приобщить учащихся к творческой, исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты обучения:
После прохождения данной программы обучающие должны знать и уметь:
Основные направления изученной программы
Жанры фольклора, традиции якутского народа.
Играть в народные игры.
Петь народные песни, исполнять олонхо.
Делать простые игрушки из бересты.
Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Устное народное творчество.
Тема 1.1 Фольклор и литература
Знакомство. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия и литература. Семейно-бытовая обрядовая система.
П/з: Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников, обрядов и уроков якутской литературы.
Тема1.2 Олонхо – ведущий жанр якутского фольклора
Знакомство с эпическими текстами. Чтение олонхо. Познание мира через эпос. Мифологические образы олонхо. Героические подвиги богатырей.
П/з: Прослушивание записей олонхо. Коллективное и индивидуальное чтение. Разучивание олонхо, попытаться исполнять.
Тема 1.3 Прозаические жанры якутского фольклора
Сказки, легенды, мифы, пословицы, поговорки
П/з: Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение. Постановка.
Тема 1.4 Фольклор устами ребенка
Жанры детского фольклора. (чабыр5ах, туойсуу, таабырын, угэ)
П/з: Посещение детских фольклорных коллективов и праздников, участие.
Тема 1.5 Обрядовый фольклор
Традиционное воспитание детей у якутов. Многообразие обрядов и обычаев.
П/з: Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника.
Раздел 2. Игровая культура
Тема 2.1 Народные игры
История изучения и организация игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура.
П/з: Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок. Изготовление приспособлений для игр. Запись игры.
Тема 2.2 Народные праздники
Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники.
П/з: Посещение и участие в традиционных праздниках. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника.
Раздел 3. Этнография
Тема 3.1 Основные понятия
Определения и история науки. Основные направления этнографического исследования. Хозяйственный уклад нашего народа.
П/з: Просмотр видеофильмов. Диспут.
Тема 3.2 Костюмы народов севера.
Народные костюмы народов севера. Изготовление и шитье. Выделка из шкуры.
П/з: Посещение краеведческого музея. Рисунок. Роспись.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Тема 4.1 Народные ремесла и промыслы
Резьба и роспись по дереву. Бисероплетение, вышивка, узорное ткачество.
П/з: Посещение выставок и музеев прикладного искусства. Рисунок и роспись.
Тема 4.2 Традиционные берестяные промыслы
Береза – самое красивое дерево у якутов. Правила изготовления берестяных посуд.
Берестяные игрушки.
П/з: Изготовление игрушек из бересты.
Тема 4.3 Народная символика
Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры.
П/з: Использование народной символики в раскраске игрушек
П/з – практическое занятие.
Утверждаю:
Зам. дир. по У/Р
______________ (Белолюбская М.И.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Тобуинская средняя общеобразовательная школа
Календарно-тематический план курса «Обычаи предков» для 1 классов
№
Наименование раздела. Тема урока
Кол. часов
кол. уроков
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
1
Введение. Устное народное творчество
2 урока (35м.)
Вводный урок
Фольклор якутского народа. Фольклорные жанры.
Развить интерес учащихся к народной культуре своего народа, путем усвоения новых знаний «обычаи и традиции предков»
Проверка тетрадей
-
2
Фольклор и литература
Народные обряды и традиции
2
Урок-лекция
Урок-закрепление
Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия и литература. Обрядовая система
Самост. работа
Выучить песню
3
Олонхо – ведущий жанр якутского фольклора
1
Комбинированный
Знакомство с эпическими текстами. Познание мира через эпос. Героические подвиги героев олонхо.
Словарная работа
-
4
Мотивы Вселенной
1
Урок-лекция
Проверка дом. зад.
Рисунок на тему олонхо
5
Божественное происхождение героев олонхо
1
Урок первичного получения знаний
Анализ
Подгот. к пересказу
7
Мифологические образы героев олонхо
1
Комбинированный
-
8
Описание трех миров
1
Урок - описание
Пересказ
9
Язык олонхо
1
Практическая часть (6ч) Урок практической работы
Чтение и разучивание олонхо. Прослушивание записей олонхо. Коллективное и индивидуальное чтение.
Выучить наизусть
10
Ньургун Боотур стремительный
3
Выучить наизусть
11
Олонхо устами детей
1
Индивидуальная работа
Подг. к соревн.
12
Олонхо устами взрослых
1
Коллективная работа
-
13
Прозаические жанры якутского фольклора
1
Урок - пояснение
Жанры якутского фольклора – сказки, легенды, поговорки, пословицы.
Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение.
Анализ
Подг. сообщ. из прослушанных записей
14
Якутские народные сказки
1
Урок - лекция
Словарная работа
Пересказать
15
Загадки
1
Урок - закрепление
Придум. самим
16
Пословицы
1
Урок - лекция
Самостоятельная работа
Выучить наиз.
17
Скороговорки
1
Урок - закрепление
Выучить наиз.
18
Сказки - выдумки
1
Практическое занятие (4ч)
Постановка или инсценировка народных сказок. Коллективная работа.
Рисунок по теме
19
Якутская народная сказка «Куорэгэй»
2
Проверка тетрадей
Выучить зад. Слова
Подг. к след уроку
20
Повторение.
1
Урок-соревнование
-
21
Фольклор устами ребенка.
1
Вводный урок
Жанры детского фольклора (чабыр5ах, туойсуу, угэ)
Коллективная работа
-
22
Что такое басня?
1
Урок - лекция
Выучить басню
23
Якутские народные песни
1
Тренировочный урок
Самост. работа
Выучить наизусть
24
Повторение. Фольклор и литература
1
Урок - комбинированный
Подг. сообщ.
25
Правильно ли мы дышим
Практическое занятие(4ч)
Подготовка детей к правильному исполнению якутских нар. песен.
Тест
-
26
Занятия для правильного дыхания
2
Урок - занятие
Выучить правила
27
Якутские народные песни
1
Урок - творческий
Выучить песню
28
Обрядовый фольклор
1
Урок – лекция, комбинированный
Традиционное воспитание детей у якутов. Обрядовая система
Коллективная работа
-
29
Обряды у якутов
1
Урок-диспут
Подг. к пересказу
30
Алгыс
1
Урок - познавательный
Анализ
Наизусть
31
Встреча солнца
1
Урок-лекция
-
32
Якутский национальный праздник - Ысыах
2
Практическое занятие (4ч)
Проведение обряда (туом) «Встреча солнца»
-
33
Атрибуты обрядовой церемонии
1
Урок - фантазирование
Рисунок по теме
34
Просмотр записей фольклора
1
Урок закрепления
Анализ
Пересказ
35
Игровая культура. Народные игры
1
Вводный урок
История изучения и организация игр. Игровая терминология. Народные игры-основа игровой культуры.
Коллективная работа
-
36
Якутские игры
1
Урок-лекция
Подг. к след уроку
37
Игра (сахалыы оонньуулар араастара)
2
Практическое занятие (4ч)
Подг. материалы к след. уроку
38
Игра (ой оонньуулара)
2
Отв. на зад. вопр.
39
Народные праздники
1
Комбинированный урок
Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники
Подг. сообщ.
40
Народный праздник - ысыах
1
Урок-диспут
Проверка тетрадей
Пересказ. Подг. к след уроку
41
Урок - игра
2
Урок-соревнование
Урок направлен на усвоение и закрепление традиционных игр.
-
42
Этнография. Основные понятия
1
Урок комбин.
Определения и история науки. Основные направления этнографического исследования. Хозяйственный уклад нашего народа
Словарная работа
Отв. на зад. вопр.
43
Урок - тест
1
Урок закрепление
Тест
Докончить
44
Костюмы народов севера
2
Вводный урок. Урок творчества
Традиционные костюмы народов севера. Изготовление и шитье. Выделка из шкуры
Рисунок по теме. Подг. к след. Уроку
45
Урок-конкурс «Традиционные костюмы моего народа»
2
Урок – конкурс
Практическое занятие (2ч). Конкурс на лучший традиционный костюм
-
46
Декоративно-прикладное искусство. Народные ремесла и промыслы
2
Урок – диспут, лекция
Резьба и роспись по дереву. Бисероплетение, вышивка, узорное ткачество
Коллективная работа
Детские поделки с пом. Родит. Подг. к выставке.
47
Выставка поделок
2
Урок-выставка
Создать силами детей и родителей выставку детских поделок
-
48
Традиционные берестяные промыслы. Береза – символ красоты
1
Вводный урок
Береза-самое красивое дерево у якутов. Правила и методы правильного изготовления берестяных посуд
Проверка тетрадей
Пересказ, рисунок
49
Берестяные посуды
1
Урок-закрепление
Наизусть
50
Как начать изготавливать материал для берестяной посуды
2
Занятие проводится на природе.
Выучить метод изгот. Материала - бересты
51
Народная символика
1
Урок - лекция
Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках.
Анализ
Выучить наизусть. Принести набор для рис.
52
Гимн нашей родины
2
Урок закрепление
Тест
Повторение тем за прош. уч. год.
Всего часов – 66.
bђЗаголовок 115