Классный час 1 класс на тему: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
Класс: 1 «В»
Учитель: Соловьева А.А.
Дата: 02.11.2015
Цели и задачи:
Обобщить знания детей по сказкам.
Прививать интерес к чтению.
Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.
Оборудование:
Сказочные герои, выставка книг со сказками, словарь, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», плакат «Викторина», слова с названиями животных, цветик - семицветик, карточки с вопросами (по цветам), жетоны, медали «Лучший знаток сказок!»Ход занятия:
Сценка детей ««Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Участвуют 2 ребенка: бабушка и внук.
Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.
Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?
Внук.Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка. Есть сказки волшебные. Они могут всё. Превратить лебедя в девицу,
построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара
Внук. А есть еще сказки про зверей.
Бабушка. Правильно, но в них нет волшебных превращений.
Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.
Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это всё бытовые сказки.
Внук. Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Бабушка. В сказке ложь оказывается самой прекрасной правдой. Сказка учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов. Учит понимать чужую беду.
Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие в мире сказок.
Учитель.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?
- Сейчас я вам зачитаю, как расшифровывается слово «викторина» в словаре.
- Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волш6ебства, в мир сказок.
- А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок.
- Итак, мы отправляемся в путь, но чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним, на чем ездили герои сказок?
Д: ковер – самолет, ступа, корабль, конек – горбунок.
- Представьте, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок.
- Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим на последок.
На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».
Красный лепесток
- Называется рифмоплет.
- Ну что, ребята, поиграем?
Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…(колобок)
Повстречала я в лесу
Очень хитрую…(лису)
В сказке – лошадь непростая
Чудо – грива золотая,
Удивительный конек,
По прозванью…(Горбунок)
Про уютный некий дом
Разговор мы заведем.
Там богатая особа
Проживала, чай пила,
Дом весь выгорел дотла.
Что ж, подумайте немножко…
Верно, это тётя…(кошка)
Враг людей и враг зверей
Злой разбойник…(Бармалей)
В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…(крокодил)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Добротою знаменит,
Это доктор…(Айболит)
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок…(Винни – Пух)
В козлятине он знает толк,
Ужасный, страшный серый…(волк)
- Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток.
Желтый лепесток.
- Называется «По сказке «Золотой ключик».
Его друзья Пьеро и Арлекино,
Зовется просто…(Буратино)
Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, как зубной порошок. (Пьеро)
Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-Кри». (Сверчок из коморки папы Карло)
Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу.(Карабас Барабас)
Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. Самый смешной в этой сказке.(Арлекин)
Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким носиком. (Мальвина)
На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, в очках, прихрамывал ногой, другая – держала пистолет. (кот Базилио и лиса Алиса)
Физ. минутка
Учитель.
- Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок. (поросенок)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал. (медведь)
У него 4 лапки,
Лапки – цап – царапки,
Пара чутких ушей.
Он – гроза для мышей. (кошка)
Где болт зеленых тина,
Появилась балерина.
На одной ноге она
Простояла до темна. (цапля)
Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает. (бабочка)
Летом серый, зимой белый. (заяц)
Лежит – молчит,
Подойдешь –рычит. (собака)
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
Не часы, а утром время сказывает. (петух)
- Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток.
Зеленый лепесток
Аппарат , на котором Баба – Яга совершала полеты.
Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?
Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.
Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?
Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.
Второе название скатерти в сказках.
Жилище Бабы – Яги.
Кто написал «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».
- Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток.
Оранжевый лепесток.
- Называется «Устное народное творчество».
- Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь.
Кто –то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)
Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)
А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)
Ах ты, Петя – простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)
- Тепло ли тебе, девица,
Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)
- По-щучьему веленью,
По моему хотению.
Ну – ка, печь, поезжай к царю. («Емеля»)
Физ. минутка
Учитель.
- Давайте поиграем. Вы умеете кричать?
- Повторяйте за мной.
Два притопа, два прихлопа
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте
Зайчики, зайчики.
Ну –ка, дружно, ну-ка, вместе,
Девочки! Мальчики!
- Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.
-Выбирайте следующий лепесток.
Синий лепесток.
- Называется «Животные в русских сказках»
- Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.
БАРАНКА БАРАК КОНЬКИ ВАСИЛИСА ХЛЕВ
ВОЛКОДАВ ИКОТА СТРЕКОЗА
Голубой лепесток.
- Называется по сказкам Шарля Перро.
Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)
Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)
Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)
Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)
Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)
Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)
Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик? (дернуть за веревочку)
– У нас остался последний лепесток, белый.
- Называется «Портретисты».
- Отгадайте загадку.
Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он ни лев, ни слон, ни птица,
Ни тигренок, ни синица,
Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется …(Чебурашка)
- Ребята, на столах у вас лежат листочки. Там изображен элемент сказочного героя - Чебурашки. Сейчас вы побудете художниками. Вам нужно дорисовать его. По окончании мы сделаем выставку ваших рисунков.
- Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.
- Посчитайте, сколько у вас жетонов.
Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».
РЕЗЕРВ.
- Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.
Санки - «Снежная Королева»
Горошина – «Принцесса на горошине»
Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»
Утиное яйцо – «Гадкий утенок»
Игла – «Царевна – лягушка»
Кувшин – «Лиса и журавль»
Перстень – «Аленький цветочек»
Яйцо - «Курочка – ряба»
Конь – «Конек – горбунок»
Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»
Утка – «Серая шейка»
Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
Топор – «Каша из топора»
Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»