Экологическое воспитание учащихся в формировании конкурентоспособной личности


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Начальная школа важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Эпиграфом к описанию процесса обучения экологии могут быть слова В.А. Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: “Ребёнок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.
Работая над экологическим воспитанием детей по своей методической теме: «Применение инновационных технологий на уроках познания мира», применяю современные направления развития: педагогические инновационные технологии; экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.
Проблема экологического воспитания, над которой я работаю несколько лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках познания мира стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе. “Природа наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы чтобы приносить побольше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу.
Познавая себя, ребёнок осознаёт, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребёнок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя. Я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осознавать себя как уникальное творение природы; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого; уметь противостоять опасностям окружающей среды; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.
Экологическое воспитание – важный этап формирования активной жизненной позиции школьника. Оно позволит сформировать свободную творческую личность, которая ощущает ответственность за наш общий дом, обладает знанием законов экологии и рационального природопользования, экологической культурой. Я хочу, чтобы мои ученики стали настоящими гражданами своей Родины, способными охранять и беречь окружающий на мир.














Берегите люди природу!
Любите люди природу:
Реки, озера, леса.
О ней проявляйте заботу –
Будут тогда чудеса:

Радостней станет природа,
Легче ей будет дышать.
Жизнь дарит нам и свободу,
Нам она так же, как мать!

Воздух стал свежим, полезным,
Все закричали: « Ура»!
Будем к природе любезны,
Чтоб отступила хандра!
15