Из опыта работы классного руководителя по созданию дружного,сплочённого коллектива



Это мы !
1
Мой взгляд на воспитание
Там, где нет воспитания, культивирования этой потребности никакими хитроумными организационными зависимостями, низким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания,
В. А.Сухомлинский
О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении процессов становления, формирования и социализации личности. Но опять-таки единых подходов к определению этих понятий нет. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» шире, чем понятие «воспитание», другие считают, что оно уже, т. к. формирование - это внутренняя сторона воспитания. Если рассматривать соотношение понятий «формирование личности», «социализация», то это можно представить следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений, продолжающийся всю жизнь и имеющий определённые стадии становления и развития личности. Отсюда следует, что процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
В современной педагогике широко распространена одна из концепций процесса воспитания, в которой воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учётом результатов предыдущей.Следует отметить, что воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании - это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества) воспитателей и воспитанников, направленного на достижения заданной цели.
Процесс воспитания имеет многофакторный характер. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Известно, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний как положительного, так и отрицательного характера, требующих соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. В школьном возрасте нервная система отличается высокой пластичностью и восприимчивостью, поэтому воспитание в эти годы оставляет наиболее глуоокий след в сознании человека. Но для процесса воспитания характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе. Наивно предполагать, что «яркое мероприятие» способно изменить поведение учеников, нужна непрерывная кропотливая работа педагогов, чтобы выработать устойчивые привычки.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер от учителя (прямая связь) и от ученика к учителю(обратная связь). Управление воспитательным процессом строится, главным образом, на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников. Чем больше такой информации у воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Таким образом, назначение воспитания — правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Для меня быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Конечный продукт – выпускник школы, творческая личность, индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива, здоровая и любящая вести, здоровый образ жизни, личность, умеющая ориентироваться в современном мире профессий и самоопределиться, личность, которая имеет гражданскую позицию, любящую свое государство, свое историческое культурное наследие. Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.
Принцип моей воспитательной работы с детьми:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Основная цель - воспитание личности, которая:
- способна к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;
- стремится к духовному осмыслению происходящего;
- испытывает гордость за свою школу;
- уважает историю и традиции школы и родного края;
- обладает гражданской позицией.
Чтобы выполнить эту цель, я поставила следующие задачи:
- способствовать формированию в классе духовно богатой и
эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
- внимательно и бережно относиться к любым проявлениям
индивидуальности детей;
- пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в
формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Принципы, которыми я руководствуюсь, реализуя эти задачи, следующие:
- принцип гуманизации отношений в классном коллективе;
- принцип взаимодействия и сотрудничества с учащимися;
- принцип индивидуально-личностной ориентации и
дифференциации воспитания;
- принцип последовательности и систематичности.
В классе обучается 16 человек: 9 мальчиков и 7 девочек.
Все дети с нормальным физическим развитием, без психических отклонений, подвижные, жизнерадостные, дружелюбные, любознательны и усидчивы. Класс активный, ребята всегда принимают участие в школьных и районных мероприятиях.
Воспитательная работа многогранна, разносторонняя и ведётся по следующим направлениям:
гражданско – патриотическое воспитание; духовно – нравственное воспитание; интеллектуальное и эстетическо – культурное развитие; спортивно- оздоровительное воспитание и развитие; правовое воспитание; трудовое воспитание, экологическое воспитание.
В соответствии с данными направлениями, в течение года с классом проводились:
НаправленияКлассные часыГражданско – патриотическое и правовое воспитание "Я - гражданин России"; "Что такое честь и порядочность?"; "Правонарушения, виды правонарушений, ответственность за правонарушение"; "Гордость и слава"; "День воинской славы России"; "Мы за дружбу на Земле"; "Конституция РФ и РК"; "Урок Памяти, посвящённый освобождению Крыма и Черноморского района от немецко-фашистских захватчиков"; "Подвигу народа жить в веках"
Духовно – нравственное воспитание"100-летие начала I мировой войны"; "Наши общие дела"; "Твори добро на радость людям"; "Дружба - это..."; "Азбука нравственности"; "Рисуем портрет класса"; "Учимся разрешать и предотвращать конфликты"
Интеллектуальное и эстетическо – культурное развитие "Как прекрасен наш Крым!"; "Моё портфолио"; "Неделя народов Крыма"; "Доброта истинная и доброта ложная"; "Показания к житейскому обхождению"; "Мамы разные нужны, мамы разные важны"; "Час весёлых забав"; "Как вы прекрасно выглядите!"
Спортивно-оздоровительное воспитание и развитие "Всемирный день трезвости и борьби с алкоголизмом"; "Что нужно есть, чтобы быть сильнее?"; "Предупреждение обмораживания и травм зимой"; "Влияние алкоголя на детский организм"; "Молодёжь выбирает здоровье"; "Наркотики. Страх. Смерть."; "Мифы о..."; "Как провести лето?"
Трудовое воспитаниеВысадка комнатных растений; уборка кабинета; предпрофильная подготовка. "Твои способности"; "Мир современных профессий"; "Кулинарный поединок"; "Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор"

Класс активно участвует в следующих общешкольных, районных и республиканских мероприятиях:
Школьные мероприятияРайонные и областные мероприятияПраздник Первого ЗвонкаДень физкультуры и спорта«День Учителя»
Благотворительная ярмарка
Конкурс талантов "Минута славы"
Конкурс Новогодних плакатовСмотр "Живые родники"
Конкурс "Супершкольницы"
Праздник 8 мартаАкция "Бессмертный полк"
День здоровьяЭкскурсия в музейДень борьбы со СПИДомМеждународный день инвалидовЗащитим чёрное мореВыставка декоративно-перкладного искусства "Прикоснись к истокам"
День пожилого человека «Мы славим седину»
Смотр "Живые родники"
Молодёжь выбирает здоровье

Гражданско – патриотическое воспитание.
задачи:
-воспитать гражданина –патриота
-формировать интерес к событиям в общественной жизни
Класс участвует
Поздравление ветеранов труда с праздниками.
Проведение Уроков Мужества.
Проведение бесед, классных часов на патриотическую тему.



Духовно – нравственное воспитание.
Нравы современного общества, информация, льющаяся в телеэкранов, компьютерные игры размывают у детей понятия, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому данное направление воспитания невозможно переоценить. Систематически проходят в классе беседы, игры по данной тематике. Проводим заочные экскурсии, поездки на транспорте, чтобы познакомиться с правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Ребята активно выступают в школьной жизни.


Интеллектуальное и эстетическо – культурное развитие
Задачи:
- подготовка школьника к жизни через развитие его духовных качеств
-развитие духовных потребностей на основе добровольного выбора;
-содействие интеллектуальному развитию школьника;
Проводятся и беседы, связанные с проблемами обеспечения безопасности жизни, с проблемами антиалкогольной и антинаркотической пропаганды; беседы, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, толерантности.




Культурно- просветительское направление
- экскурсии, сотрудничество с библиотекой.



Я считаю, что важной частью развития воспитательной системы является формирование и укрепление школьных традиций.
Традиционными в нашем классе стали мероприятия:
Празднование Дня именниника.
8 МартаКонкурс «А ну - ка, мальчишки»
Правовое воспитание.
Цель: формирование полноценного члена общества, имеющего активную жизненную позицию, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным сознанием ответственности за свои решения и действия. Задачи:
1. распространение знаний о правах и свободах человека;
2. развитие правовой ответственности учащихся;
3. приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для участия в общественной жизни.
4. воспитание правового сознания у как школьников и родителей;
5. распространение четкого понимания взаимосвязи прав и свобод с ответственностью, умением разрешать конфликтные ситуации правовыми способами.
В основу реализации поставленных задач правового воспитания школьников, повышения их образовательного уровня закладывается сложная многоуровневая система, которая включает в себя:
I Учебный процесс.
Уроки обществознания.
II Внеурочную деятельность: дни профилактики правонарушений, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков.

Спортивно- оздоровительное воспитание и развитие.
задачи:
-формировать у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Одно из важных направлений в воспитательной работе по-прежнему остается формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
1.Проведение бесед о здоровом образе жизни, о вреде курения, употребления наркотических средств, алкоголя.
2.Участие в проведении Дней Здоровья, спортивных соревнованиях, олимпиадах.
3.Проведение бесед о правильном отношении к своему здоровью.




Трудовое направление.
Ребята работают на пришкольном участке в весеннее и осеннее время, ежедневная уборка закрепленного за классом кабинета, дежурство по школе.

Уровень развития познавательных интересов в классе средний. Из 17 человек учебный год закончили на «4» и «5» - 5 человек - 30 %.
В этом учебном году продолжалось изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся, предполагалось уделить больше внимания по организации проведения совместного досуга родителей и учащихся, но поставленная задача была не выполнена. Проведено было 3 классных родительских собраний, на котором присутствовало большинство родителей и 2 школьных собрания ,на которых вопросы по учащимся рассматривались в индивидуальном порядке. Все мероприятия направлены на воспитания, развитие личности учащихся. Класс стал сплочённым, ребята стали относиться к друг другу толерантно, им нравятся проводить в классе мероприятия, с огромным удовольствием ездят на экскурсии, ходят в походы.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Я попытаюсь максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
Работа с родителями проводилась с целью: формировать активную педагогическую позицию родителей, вооружить их педагогическими знаниями и навыками. Постоянно ведётся работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.
Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка. Таким образом, реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания. В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:
Темы родительских собраний «Мы за здоровый образ жизни»
«Портфолио учащихся»
«Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»
«Итоги 2 четверти и 1 полугодия»
«Роль семьи в воспитании ребёнка»
«Школа - до свидания! Школа - здравствуй!»

На собраниях обсуждаем цели, задачи и итоги нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными. Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это. Родительский комитет класса координирует работу по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий и поездок.
Пройдя сложный путь становления и формирования, к 9 классу сложился дружный, организованный коллектив. Ребята с уважением относятся к старшим, к товарищам по классу, по школе, поддерживают друг друга и помогают, болеют за интересы класса и школы.
И помогают нам в этом
ЗАКОНЫ КОЛЛЕКТИВА
И 100 СОВЕТОВ от В.А. СУХОМЛИНСКОГО.

Законы коллектива
Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся её.
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но
рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
11 . Закон чести: Помни о своей духовной силе только наедине с тобой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
«100 советов» от В.А.Сухомлинского:Мы имеем дело с самым сложным, неоценимым, самым дорогим, что есть в жизни человека. Миссия школы - бороться за человека.
Объект нашей работы: тончайшие сферы духовной жизни личности, которая формируется, - разум, чувства, воля, убеждение, самосознание.Воспитывать человека - это, прежде всего, знать его душу, видеть и чувствовать его индивидуальный мир. Настоящее воспитание - это самовоспитание.
Нет каких-либо единых для всех предусловий успеха в учебе - для одного высокий уровень, для другого и средний уровень - великое достижение.
Успех в учебе - это путь, что ведет до того уголка детского сердца, в котором горит огонек желания бить красивым. Берегите этот огонек и этот путь.
Умение владеть собой, держать себя в руках - одно из самых главных условий, от которого зависит успех педагога и его здоровье.
Слово - могучий борец за человеческую душу. Создавайте интеллектуальный фон для запоминания, заучивания, сохранения в памяти программного материала. Ребенок становится равнодушным к слову, которое не живет в его душе как способ творчества, если она только заучивают чужие мысли и не создает своих, не выражает их словами. Бойтесь безразличности, потухшего взгляда человека.
Призывайте учеников к чтению - самому важному способу для учения. Никакое увлечение не принесет пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца.
Доброжелательная, нужная доброта - вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным тонусом взаимоотношений педагога и детей. Если вы учит своего воспитанника чувствовать человека сердцем, ваша доброжелательность способна творить.
Нет в ребёнке ничего, что требует от педагога жестокости. Не давайте прорости в своей душе семенам недоверия, подозрения.
До свидания !