Роль классного руководителя в сплочении коллектива и становлении личности
Шпис Л.С.
Роль классного руководителя в сплочении коллектива и становления личности
Одной из основных задач в планировании воспитательной работы является формирование классного коллектива.
Цель, которую я перед собой ставлю - формирование дружного коллектива, создание класса, ориентированного на ребёнка, создание условий для самопознания собственных способностей каждым ребёнком.
С первого класса учитель становится исследователем по изучению классного кроллектива.
В первый класс приходят дети из разных семей, разного социального уровня, разных национальностей.
Огорчает, что дети, пришли в школу, не имея представления о самых элементарных вещах, не знают времён года, дней недели, названия деревьев, сказок. В семьях нет библиотек, отсутствие детских книжек. 30:% учащихся имеют компьютер, но только для игровых целей. Только у одного учащегося есть выход в Интернет.
4 ребёнка имеют нарушения эмоционально – волевой сферы, с 7 проводились коррекционно – развивающие занятия с психологом с целью развития познавательных способностей
Социальный паспорт моего класса: из 21:
Полные семьи – 15 Родители с высшим образованием –0
Неполные семьи –6 Работающие на заводе – 7
Непостоянное место работы - 7
Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьёй и школой «сферы влияния».
Эта работа требует осторожности , деликатности и учёта особенностей каждой конкретной семьи.
В начале года с целью выявления влияния семейных взаимоотношений (родитель - ребёнок) на поведение ребёнка в школе и взаимоотношения с одноклассниками была проведена следующая беседа, которая позволяет выяснить какие правила поведения приняты в семье, как он организует свой досуг, чем ему разрешают заниматься, а чем нет.
Детям были заданы следующие вопросы:
Как ты проводишь свой досуг? Чем занимаешься дома? Перечисли то, чем разрешают тебе заниматься дома.
Какие правила поведения в твоей семье обязательны для выполнения?
Что ты делаешь, ели тебе что-то не разрешают, а очень хочется?
Как поступают родители, если ты не слушаешься?
Какие обязанности есть у тебя в твоей семье?
Беседа даёт многое: становится ясным стиль взаимоотношений в семье, причины отдельных качеств личности и характера ребёнка, его отношения к учёбе.
С целью знакомства и установления взаимоотношений в классном коллективе были проведены следующие мероприятия:
1) Игра «Моя вселенная»
Цель: организовать детей на совместную деятельность. Показать, что Вселенная может существовать только тогда, когда мы все вместе, хоть мы все и разные.
На листах в центре рисуется солнце и в центре солнечного круга пишут букву «Я». От этого «Я» центра вселенной начертить линии к звёздам и планетам. Объясняется, что мы рисуем себя, свой внутренний мир.
моё любимое занятие
любимый цвет
любимое животное
лучший друг
любимая игра
я чувствую у себя способности к
человек, которым я восхищаюсь
лучше всего я умею
я знаю, что смогу
Листы прикрепляются к доске. Дети ищут общее в каждой карте, узнают многое друг о друге..
Не все , конечно, объективно себя оценивают,
2) игра «Необитаемый остров»
Цель: через коллективное творчество учить ребят проявлять инициативу, устанавливать дружеские связи.
1 этап
Ребята представляют, что они в море. Корабль потерпел крушение, но поблизости много островов, надо выбрать любой из них. Парты расставлены по 2-3, играют роль островов. Ученики выбирают любой остров и спутников. Очень важен выбор товарища.
2 этап:
Необходимо назвать свой остров, нарисовать его на листе ватмана, составить правила проживания.
3 этап:
Представление островов
4 этап:
У нас много островов, к кому бы вы поплыли, если бы вам стало скучно?
Как бы встретили гостей?
Было организовано 3 острова
Название
Девиз
Идём в гости
1
«Мадагаскар»
«»
К «Острову Макко»
2
«Остров сокровищ»
«Один за всех и все за одного»
К «Мадагаскар»
3
«Остров Макко»
«Все как один за природу»
К «Острову сокровищ»
При анализе учитывалось, как шла работа в группах спокойно или с криком, как распределяют обязанности, вместе ли работают.
Наиболее лучшая организация и лучшие взаимопонимание были на острове «Мадагаскар», ребят сдружились.
На празднике «День именинников» устроили совместно с родителями соревнования: на лучшее оформление стола, оригинальное блюдо, интересные развлечения. Были подведены итоги, все получили призы. Но главное – обозначились лидеры, у ребят, которые не пользовались влиянием в классе, появилась возможность проявить свои лучшие качества, завязать дружбу с одноклассниками.
В конце года планирую проанализировать работу, проведу анкетирование:
1) Изучение сплочённости и дружбы в коллективе
2) Изучение взаимоответственности
3) Изучение взаимопомощи..