«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на развитие личности»

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на развитие личности»

"Формирование личности ученика - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"
                                                                                                                В.А Сухомлинский
Деятельность классного руководителя введена в 1934г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. В наше время деятельность классного руководителя носит особый характер, диктуемый своеобразием гуманистических систем, требованиями, предъявляемыми к педагогам, как к их создателям. Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, формирование ключевых компетенций. Основная задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Главное направление воспитательной деятельности классного руководителя - забота об индивидуальном развитии каждого учащегося, содействие максимальному проявлению его положительных личностных качеств. Для успешной работы с классом необходим системный подход к процессу воспитания и управлению этим процессом, который предполагает создание и развитие воспитательной системы класса на основе программы воспитания, определяющей цели, задачи и основные направления развития воспитательной работы с коллективом учеников, учителей и родителей.
В коррекционной школе особое внимание необходимо уделять проблеме «социальной ситуации развития» ребёнка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта воспитанниками. Ориентируясь на идею Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется на свет дважды - сперва как деятельность коллектива, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка», - следует рассматривать социальную ситуацию развития как условие развития новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.


Личность классного руководителя
По мнению А.С. Макаренко, личность самого классного руководителя имеет огромнейшее значение. Немаловажен внешний образ человека, работающего в системе образования, он оказывает мощное психологическое воздействие на школьников. Существует пять основных «точек опоры» внешнего образа:
Одежда;
Походка, жесты, позы;
Мимика, взгляд, визуальный контакт;
Причёска, макияж;
Манера общаться (умение удерживать внимание собеседника, риторические способности).
Около 80% информации передаётся при помощи невербальных средств.
Педагог должен иметь эстетический вкус, с тем, чтобы прививать его своим воспитанникам. Замечено, если учитель приходит в школу в неопрятной одежде и от него дурно пахнет, то это вызывает отвращение у учащихся, внимание на уроке снижается, педагог превращается в объект для насмешек. Поэтому классный руководитель, впрочем, как и любой учитель, должен тщательно следить за своей внешностью, создавать себе положительный образ.
Несомненно, что к самой личности классного руководителя требования не менее жёсткие. Это и профессиональная компетенция, владение основами знаний по общей психологии, грамотность, владение искусством слова, даром убеждения. Но самое главное - порядочность, нравственность, сформировавшаяся гражданская позиция. Прививая эти качества своим воспитанникам, он сам должен владеть ими в полной мере. Личный пример педагога - это самое мощное оружие в педагогической практике. Если проводя классный час и говоря о вреде курения и алкоголя, педагог курит в стенах школы и приходит на работу с запахом алкоголя, то его работа не возымеет никакого педагогического воздействие или оно будет низким. Если на классном часе говорится о бережном отношении к хлебу, а лежащий на полу кусок не поднимет проходящий мимо учитель, то эта работа тоже будет нерезультативной.


Роль классного руководителя в становлении классного коллектива.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.
Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением. Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса (юноши-девушки), соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это должно моментально пресекаться.
Доминирующий фактор сплочения:
общие интересы;
стремление приспособиться в специфических условиях;
авторитет лидера;
наличие социальных норм.
Принцип сотрудничества:
безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
беспристрастность в оценке поступков учащихся;
терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха;
использование чувства юмора;
не бояться сделать ошибку и признать её.

Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.
Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:
открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
сотворчество (сотрудничество в творчестве);
успешность (с использованием инструмента оценки);
свобода выбора;
целевая направленность на конкретный результат дела;
привлекательность деятельности.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:
организация коллективной деятельности;
организация самоуправления;
организация перспективы развития коллектива;
организация традиций коллектива;
воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Показатели развития коллектива:
мобильность;
товарищеские взаимоотношения;
мажорное мироощущение;
ответственность за коллективное дело;
самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.

Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся. Стимулируются положительные стороны личности. Таким образом, коллектив становится средством развития социально-важных качеств личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он не обладал. Для воспитанников школ 8 вида очень важно раскрыть внутренние цели и желания ребёнка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности. Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.











15