Исследовательская работа Судьба народа и страны в авторских песнях Игоря Талькова и Виктора Цоя ( период перестройки)
Секция: Лингвистика. Культурология.
Исследовательская работа
Судьба народа и страны в авторских песнях Игоря Талькова и Виктора Цоя ( период перестройки)
Козлова Анастасия
Учащаяся 9 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная православная школа № 2 имени благоверного князя Димитрия Донского» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Шувакина Ольга Анатольевна
Оглавление
Введение …………………………………………………… …………..стр
Глава I Авторская песня и её исполнители периода перестройки…..стр1 Авторская песня как вид творчества………………………………...стр2 Биография Игоря Талькова…………………………………………стр
3 Биография Виктора Цоя……………………………………………...стрГлава II Содержание песен И. Талькова и В.Цоя……… ……….стр Развитие культура в годы перестройки………..………………… стр2 Тема поруганной правды и униженной Родины в песнях
И. Талькова …………………………………………………………….стр 3 Тема «потерянного поколения » в песнях В.Цоя …………………..стр
Заключение ……………………………………………………………… стр Список использованной литературы …………………………………...стр
Введение
Прошло почти 30 лет , как в нашей стране началась перестройка. Поменялась политическая ситуация в России, объявили гласность, приоткрылась завеса «железного занавеса». Сейчас уже можно говорить о плюсах и минусах предыдущих реформ. Наше поколение «нулевых» интересуется «лихими 90-ми» , как сейчас называют ту ситуацию хаоса в стране. Как всё это начиналось, как на эти реформы реагировал народ, то есть старшее поколение, наши родители, дедушки и бабушки. Какие книги читали и слушали песни? Отражали ли они те события , которые происходи в стране, как на это реагировала общественность ? Очень много вопросов, на которые хочется получить ответы из творчества на то время современных поэтов.
В 80-е годы популярными были авторские песни И. Талькова и В.Цоя.
Гипотеза: возможно ли из текстов авторских песен И. Талькова и В.Цоя. узнать о прошлом России, понять мысли и настроение народа, отражали ли песни судьбу народа и страны ,выделить наиболее популярные темы песен.
Данную тему «Судьба народа и страны в авторской песне И. Талькова и В.Цоя.» считаю актуальной , так как поможет дать ответ на вопрос о патриотизме русского человека.
Целью моей работы является изучение песенной поэзии И. Талькова и В.Цоя., для определения ведущих тем их творчества.
Предметом изучения будут являться тексты песен И. Талькова и В.Цоя., их содержание и анализ.
К основным задачам исследования можно отнести следующее:
- изучение биографий И. Талькова и В.Цоя;
- определение этапов становления авторской песни;
- дать характеристику развития культуры в годы перестройки;
- произвести смысловой разбор некоторых стихов-песен И. Талькова и В.Цоя.
В процессе исследования мы использовали следующие методы: поиск информации в сети интернет, работа с текстами песен, анкетирование.
Глава I Авторская песня и её исполнители периода перестройки
Авторская песня как вид творчества
Авторская (иначе - «бардовская», «поэтическая») песня - современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов. Суть авторской песни вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее в праве на утверждение песней авторской - т. е. самостоятельной (от греч. autos - сам) - жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения - слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п. Каждой такой песней автор как бы говорит: это - я, это - мое, сокровенное, никем не внушенное, «это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью» (Б. Окуджава). Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт - они рождаются... В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Эйфорией социального оптимизма был охвачен тогда едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, - и это настроение не могла не отразить авторская песня. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» - в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., но прежде всего - на разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные ее фестивали. Власть в то время считала ее безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.
Положение изменилось уже к середине 60-х гг. Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом. В соответствии с этим необычайно возросла роль неофициальной культуры, которая наполнилась богатым содержанием и приобрела невиданное ранее значение единственно доступного островка духовной свободы. Свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью и формой такой культуры. Как известно, «поэт в России -- больше, чем поэт». Поэт-певец -- тем более. Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к прямому ее преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески оскорбляли в печати и т. д. Лишь изредка, «по недосмотру», прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве «фоновой» музыки. . И если на предыдущем этапе ведущую роль играла «песня странствий», то здесь таковой стала «песня протеста», у истоков которой стояли А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Алешковский. Под влиянием Галича с середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). В 70-80-е гг. этому жанру в той или иной форме отдали дань едва ли не все «поющие поэты». Но своего гениального выразителя, эстетика «песни протеста» - протеста против абсурдности «совкового» существования, против самого этого больного общества («Нет, ребята, все не так - все не так, ребята!») - обрела в В.Высоцком, ставшем поистине всенародным поэтом. Начались 80-е годы. На сцену вышли новые «поющие-поэты». От боли за обманутое поколение кричал Игорь Тальков и Виктор Цой. Это время характеризуется началом периода «гласности», когда разрешили говорить о том, что долгое время скрывалось, было тайной за семью печатями, но с другой стороны, умалчивали правду, о том, что происходит в стране: глубокий кризис парализовал экономику, в страну потек иностранный капитал, все продавалось за бесценок. И они заговорил об этом со сцены.
2 Биография Игоря Талькова Игорь Тальков родился в 1955 году в городе Щекино Тульской области. Отец – потомок русского офицера, по образованию педагог, коренной москвич, был репрессирован. Мать - из поволжских немцев, в 18 лет была сослана в Сибирь. Там в Сибири родители и познакомились.
Игорь окончил музыкальную школу по классу баяна, учился в педагогическом институте и Институте культуры, но ни тот, ни другой закончить не захотел. Песни начал писать в 1973 году, с 1975 года – на профессиональной сцене. Сотрудничал с различными группами: «Апрель», «Вечное движение», «Калейдоскоп», «Электроклуб». Был барабанщиком, гитаристом, клавишником, аранжировщиком. Известность пришла после исполнения им песни «Чистые пруды». Как автор-исполнитель Игорь Тальков выступает на сцене с 1987 года, но широкой аудитории стал известен после международного конкурса «Ступень к Парнасу» (1989 г.), где он завоевал звание лауреата, и после того как прозвучала в программе «До и после полуночи» его песня «Россия», которую вы только что услышали.
Дорога к признанию была долгой и трудной. Приходилось зарабатывать в ресторанах, писать аранжировки для чужих песен. После появления «Чистых прудов» в 1988 году начала формироваться группа Игоря Талькова «Спасательный круг».
Игорь Тальков – автор большого числа «социальных песен», как он их сам называл. С этими песнями Игорь ездил по всей стране. Подвижник, готовый выступать с микрофоном и без где угодно, даже рискуя сорвать голос. Явился светлый образ интеллигента-романтика, человека с душой, памятью, умеющего ценить каждый миг бытия.
Игоря Талькова глубоко волнует, что происходит с Россией, со страной в 80-е годы. Он в полный голос, как когда-то Салтыков-Щедрин, говорит об этом со сцены.
Продолжая лучшие традиции русской литературы, Игорь пытается докопаться до истины: меняется ли жизнь в обществе со сменой правительства?
27 октября 1991 года Игорь Тальков трагически погиб. В него стреляли прямо перед выходом на сцену.
Игорь Тальков – удивительный, ни на кого не похожий, неожиданный. Автор и исполнитель своих песен, композитор от бога. Актер кино. И исследователь собиратель исторических документов, мечтавший восстановить правду об истории нашей Родины, правду, которую замалчивали и искажали семь с лишком десятков лет.
Биография Виктора ЦояВиктор Робертович Цой родился в обычной ленинградской семье преподавателя физкультуры и инженера 21-го июня 1962-го года. Еще с младшего возраста в нем стали проявляться творческие наклонности: его тянуло рисовать, играть на гитаре, сочинять стихи.
В пятом классе ему подарили первую гитару. В то время было легко что-то сочинять, ведь эта тропа была почти неизведанной. Вместе со своим другом, Максимом Пашковым, Цой организовал группу с необычным для того периода названием «Палата № 6».
Окончив школу, Виктор поступает в Серовское училище на оформительское отделение. Но вскоре его выгоняют, и начинающий музыкант идет на завод, а потом в вечернюю школу.
В 1979-м Цой поступает в ПТУ на специальность резчика по дереву. Но и здесь его повсюду сопровождает музыка. Постепенно происходят знакомства с разными людьми, которые впоследствии сыграют какую-то роль в его жизни.
Одним из значимых и важных для карьеры было знакомство с Борисом Гребенщиковым. Уже достаточно известный в широких кругах, он замечает в начинающем музыканте настоящий талант.
Летом 1981-го года Виктор создает группу с еще более необычным названием «Гарин и гиперболоиды». Осенью того же года группа вступает в Ленинградский рок-клуб. К тому времени о Цое уже начинают узнавать, по крайней мере, в его городе. Через год образовывается группа «Кино»
Цой не гонялся за славой и не любил давать интервью. Он оставался «своим» парнем даже тогда, когда в его жизни появляется новое увлечение - кинематограф. Он снялся в шести фильмах, два из которых - «Асса» и «Игла» - надолго вошли в историю.
Конец восьмидесятых... Виктор Цой уже стал знаменитым по всей стране. Его знают, любят, ценят. Его песни поют везде: от подъездов и переходов до клубов. И вот на этом пике, на вершине карьеры и жизни он покидает мир. Ему было только двадцать восемь лет, но он достиг всего, чего можно достичь.
15 августа Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Глава II Содержание песен И. Талькова и В.Цоя Развитие культур в годы перестройки
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.
Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.
Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".
80-е годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).
Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода.
Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.
Именно в этот период появляются новые авторские песни в исполнении И.Талькова и В.Цоя, в которых они говорили о прошлом России, о судьбе народа и страны.
2 Тема поруганной правды и униженной Родины в песнях И. ТальковаОколо 30 лет назад в России появились талантливые концерты-выступления поэта, певца и мыслителя Игоря Талькова, имеющие массовое посещение. Они принесли горькую и нужную правду о нашей жизни, которую полезно знать и нам сегодня.
Игорь Тальков, который умом и сердцем понимал и чувствовал разные стороны нашей жизни и происходящего кризиса, излагал нужные идеи и мысли в понятных народу песнях.
Песенное творчество Игоря Владимировича Талькова (1956 – 1991) приобрело широкую общероссийскую известность в конце 1980-х гг. и явило новую фазу развития трагедийно-сатирического направления в бардовской поэзии на современном этапе. Ранняя гибель поэта предопределила то, что его творческое дарование осталось не до конца реализованным. Постепенно наступает пора объективного исследования поэтических текстов Талькова в их эстетическом единстве и смысловой многомерности – исследования, свободного от той злободневно-политической пристрастности, с которой нередко эти песни воспринимались в пору их создания и исполнения. Встает необходимость уяснения места произведений Талькова в контексте как авторской песни второй половины ХХ в.
Песни И.Талькова скорее всего можно отнести к гражданским, политическим, социальным. Основной темой его песен была тема «поруганной правды и униженной Родины». И.Талькова всегда волновала судьба народа и страны – это крик и боль его души. Исполнение песен, проникнутых мучительным ощущением крушения миражей уходящей в прошлое советской эпохи, было связано, по мысли их автора, с определенным жанрово-родовым синтезом, так как выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции.
Одной из наиболее известных гражданских песен И. Талькова стала песня "Россия" (1989). Текст построен в форме прямого обращения поэта к родной стране, чей облик в прошлом и настоящем проступает при чтении "старой тетради расстрелянного генерала"
Листая старую тетрадьРасстрелянного генерала,Я тщетно силился понять,Как ты смогла себя отдатьНа растерзание вандалам1.Чувства лирического "я", ассоциирующего себя с "обманутым поколением" своих современников – в финале песни эти слова не поются, а медленно проговариваются, что служит их особому смысловому выделению. Центральной в стихотворении становится мифологема "золотого века" дореволюционной России ("век золотой Екатерины", "златоглавая Москва", колокольный звон в звуковом оформлении песни), претерпевшей распятие в революционное лихолетье. Третья строфа, рисующая апокалипсическую картину гибели России ("разверзлись с треском небеса"), исполнялась бардом особенно эмоционально, а контраст прошлого и настоящего проявился в резкой смене цветовой гаммы ("золотые купола", "черный глаз", "красный царь"). В переживаниях лирического героя отчетливо выразилось умонастроение мыслящей части общества, чающей "забитой правды возрожденья" и вглядывающейся в национальное прошлое в поисках отринутых духовных основ бытия.
В этой песне «Россия» Тальков ответил на вопрос – что представляет сегодня наша страна. В других песнях он не мог не затронуть самую популярную личность России ХХ века – вождя Ленина , Сталина и созданную ими коммунистическую партию. А также другие распространенные общественные явления – гражданскую войну, «врагов народа», демократию, руководителей нашей страны в ХХ веке и другие.
Во многих стихах-песнях Талькова звучит резко сатирическая оценка как советских десятилетий, так и "перестроечной" современности ("Дядя", "Враг народа", "Господа демократы", "Господин президент" и др.). Таким образом, содержательным стержнем "социальных" песен Талькова выступило глубокое постижение истории и современности России.
3 Тема «потерянного поколения » в песнях В.Цоя Все песни Виктор Цой сочинял сам . История поколения Цоя приходится на 1960-1990 года, которые можно разделить на два периода советской эпохи: период «застоя» и перестройки. Первый характеризуется отсутствием каких-либо серьезных потрясений в политике государства, а также социальной стабильностью и высоким уровнем жизни партийной элиты и чиновничества. Перестройка, напротив, отличалась насыщенной программой реформирования страны, в ходе которой вышли наружу копившиеся десятилетиями проблемы ( политические, экономические, международные и др.).
В то время среди молодежи было особенно распространено явление протеста. Они не могли радикально повлиять на старшее поколение, так как оно не воспринимало недовольных всерьёз. Поэтому молодым приходилось выражать свое недовольство через песни, стихи, внешний вид, манеру поведения. Песни В.Цоя слушали студенты, музыканты, шпана, мелкие рабочие, не имеющие постоянного дела, но обладающие острым чувством справедливости, которых волновало будущее нашей страны. В . Цой ,как и И.Тальков, был обеспокоен судьбой народа и страны, поэтому он называл свое поколение «потерянными», не из-за того , что они не могут и ничего не хотят, а из-за того, что молодое поколение переживают за свою страну, её будущее, но их никто не слышит.
Так появилась песня самая гениальная и узнаваемая «Звезда по имени Солнце»: на ней выросли наши родители, ее до сих пор знают наизусть и поют с огромным удовольствием.
Весь текст - сплошная метафора. Этот прием является главным в творчестве поэта. Солнце олицетворяет Истину, реальную жизнь, то, что скрыто от человека.
Первое и второе предложения - грустный образ современного мира, представленный в виде контраста «черного» и «серого» цветов. Здесь автором отвергается традиционный контраст черно-белого видения, и он смещает его в пользу «черного». Надо заметить, что это один из любимых цветов поэта. «Облака» и «желтый дым» во второй части первой строфы - это и есть та ложь, которой живет страна, то, что закрывает ее от «Солнца». Фраза «Городу две тысячи лет» говорит о глобальности идеи автора. Понятно, что речь идет о целом мире, всей цивилизации от Рождества Христова.
Вторая строфа возвращает нас к теме духовной войны - войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливости с ложью. Ее точка отсчета совпадает с появлением новой эры («И две тысячи лет война»), что означает естественность и необратимость данного явления. А предложение, включающее в себя образ «красной-красной крови», заявляет о том, что положительного исхода «сражения» можно добиться лишь в случае кровопролития.
Третья строфа раскрывает образ» живущего по законам другим» - это тот, кто ищет свой собственный путь, соответствующий его принципам; это - бунтарь, человек, недовольный ложным образом жизни, протестующий против всего, что вызывает сомнение. Он обречен на раннюю смерть («И кому умирать молодым»). Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность; он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб. Как не вспомнить здесь известную русскую пословицу «Правда глаза колет»!? Только в нашем случае Истина, которая вероятнее всего так и должна оставаться скрытой, привела к куда более страшным последствиям.
Добраться до источника света и тепла возможно лишь умея летать. В метафоричном значении «летать» - это высоко мыслить, думать философскими отрезками; соответственно, мысли в этом случае являются крыльями.
Итак, жизнь в понимании Цоя представляет собой серую сказку, ложное существование. Она и является тем «потерянным», «обманутым» поколением, которое никогда не видело «Солнца», но догадывалось о нем. Кто-то продолжает жить по заданной системе. А те, кто отправляются в путь на поиски Правды, нещадно уничтожаются тем же самым светилом. И хотя они прожили очень мало на этой земле, их миссия беспредельно велика: они упорно продолжают идти вперед, и чем ближе они к цели, тем больше им известно о жизни. Виктор Цой сам был человеком, «живущим по законам другим», он умел «летать», и благодаря ему многие другие люди тоже этому научились. И он ушел от нас, исполнив свою миссию: он увидел это Солнце и рассказал нам о нем.
Другая, не менее известная песня отражает социальную составляющую «потерянного» поколения и повествует о политической системе страны. Это песня - «Троллейбус»:
Почти весь текст песни состоит из символов, образов. Главный символ - троллейбус - воплощает в себе политическую основу государства, которая постоянно куда-то движется, но движение это запутано и бесцельно. Героя песни она явно не устраивает, так же, как и его «соседа» - другого гражданина, представляющего целый народ. В тексте прослеживается непонимание направленности деятельности правительства («И мы едем, не знаю, зачем и куда»). Но никто не может справиться с управлением этой политической машины, хотя все знают, как («И мы тонем, хотя каждый знает, где брод»). Возможно, причиной тому является нежелание приходить к каким-то радикальным мерам (революции, например). Уйти от этой системы (т.е. покинуть страну) крайне сложно («Мой сосед не может, он хочет уйти, но он не может уйти, он не знает пути»). Во времена Цоя выезд за границу обычным гражданам был закрыт.
В третьей строфе, которая представляет собой одно целое предложение, повествуется о том, что даже без шофера и при плохом двигателе троллейбус продолжает идти вперед. Это значит, что со слабой руководящей идеей («мотор») и при отсутствии человека, который способен контролировать всю программу («шофер»), аппарат власти продолжает держать в своих руках народ, как бы парадоксально это не звучало.
Фраза «мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог троллейбус, который идет на восток», говорит о том, что большинство людей, запуганные правительством, слабо сопротивляются всей системе, бездействуют, о чем жалеет автор. Слово «помог» здесь использовано в ироничном значении. Автор намекает на такую политическую уловку, как «затыкание ртов» путём не совсем гуманных мер.
Образ машины, представляющей собой целое поколение, которое едет «не знаю, зачем и куда», встречается в прозаическом произведении автора того же времени, Виктора Пелевина. Это повесть «Желтая стрела». Вот цитата из книги: «Весь этот мир - попавшая в тебя желтая стрела. Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту». Надо заметить, что сам писатель очень часто обращается к теме «потерянного» поколения, как и Виктор Цой. Так, за ним числится знаменитый роман, принесший ему известность, «Поколение П», который можно истолковывать совершенно с разных сторон.
И, наконец, третьей песней Цоя, на которую хотелось бы обратить внимание, стала «Хочу Перемен».
Эта революционно-притязательная песня, наверное, лучше всех отразила требования и ожидания поколения Цоя, вместив в одной незамысловатой фразе «Перемен! Мы ждем перемен!». Но люди, которые желают изменений, скорее всего, не готовы к действиям. Они всё еще «греются» дешёвым горячим вином («Вместо тепла - зелень стекла») и впустую прожигают свой день («Из сетки календаря выхвачен день»). Это поколение можно назвать пассивным, потому что оно бездействует, но в их сердцах есть желание и вера о том, что вскоре всё будет иначе.
4 Результаты анкетирования
Мною было проведено анкетирование среди жителей микрорайона города Энгельса в разных возрастных группах ( 1 группа- это возраст от15-20 лет; 2 группа –от 20-50 лет) с целью:
- выявить знания по авторской песне;
- определить какое поколение лучше знает исполнителей авторских песен;
- знание тематики песен периода перестройки
Опрашиваемым были заданы такие вопросы:
-Знаете ли вы, что такое авторская ( бардовская) песня?
-Назовите хотя бы одного барда, которого вы знаете
- Знаете ли Вы певца И.Талькова?
- Знаете ли Вы певца В.Цоя?
- Считаете ли Вы этих певцов бардами?
- К какому периоду относится их творчество?
- Назовите хотя бы одну их песню
- Как Вы считаете, отражали ли их песни политическую ситуацию в стране ( т.е. перестройку)?
Результаты анкетирования оказались следующими: выяснилось , что более знающими в области авторской песни, о её исполнителях оказалось старшее поколение (группа №2) . Это говорит о том, что старшее поколение – это наши родители, выросли на песнях И.Талькова и В.Цоя.
Заключение
Авторская песня переживала немало взлетов и падений, она-то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня - не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Велико значение творчества Виктора Цоя,и Игоря Талькова в становление русского рока и авторской песни как современной поэзии . Они жили в трудное для России времени, в «потерянном» поколении , и посвящали ему песни, они хотели направить людей на истинный путь. Их волновали проблемы родной страны и родного народа, и они решал их своими текстами. На стыке двух великих эпох их жизнь представляла собой спасительную борьбу против обмана, лжи и бесчестия, которыми так упорно «кормили» народ. Виктор Цой и Игорь Тальков не хотели, чтобы из людей делали послушных марионеток, пешек в чужой игре, лишенных свободы во всём.
Анализ текстов песен Виктора Цоя и Игоря Талькова показал, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
Вывод: по текстам песен И.Талькова и В.Цоя можно узнать о прошлом России, понять мысли и настроение народа, что песни отражали судьбу страны . Можно сказать , что перестройка стала лакмусовой бумагой на выявление патриотизма среди граждан России.
Я думаю, что в скором времени в школьный курс обучения всё-таки включат авторские песни И. Талькова и В.Цоя, так как мы новое поколение должны знать историю своих предков.
Список используемой литературы
1. «Аргументы и факты», №5, 1988г.
2. «Советская молодежь», №12, 1984г.
3. Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1988г.
4. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1960-1990-х гг.: Автореф. канд. дис. М., 1999г.
5. Окуджава Б.Ш. «С души своей наброски» // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988г.
6. www.vitya-tsoy.narod.ru
7. www.kinoman.net8. http: hib. Aldebaran.ru.9. http://ru.wikipedia10. Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев-М., 1997. 156 с.
11. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие, /Кондаков И.В. - М., 1997. 65 с.