Конспект урока по литературе для 6 класса Новелла Н.С.Лескова Привидение в Инженерном замке. Жанровое своеобразие. Особенности композиции
Урок по русской литературе для 6 класса по теме
«Новелла Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке. Жанровое своеобразие. Особенности композиции».
Цели урока:
познакомить учащихся с произведением Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке»;
рассмотреть особенности жанра и композиции произведения;
закрепить навыки мышления, памяти;
способствовать формированию речи учащихся в процессе работы в творческих группах.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Оргмомент и целеполагание.
Здравствуйте, садитесь!
Ребята, издавна у людей вызывали интерес сверхъестественные силы, фантастические существа. Кикиморы – в болотах, лешие – в лесах, водяные – в озёрах и реках, привидения – в старинных домах и замках.
Создавались и создаются легенды о наличии необычных существ (гномов, домовых, призраков и т.п.) в заброшенных помещениях, в пустовавших долгое время зданиях, в старинных замках.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке», узнаем, какое необычное событие лежит в основе произведения, обратимся к жанру произведения, рассмотрим особенности композиции.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.
Проверка домашнего задания.
А для начала, ребята, мы проверим ваше домашнее задание и послушаем рецензии на трагедию А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».
Кто зачитает свою рецензию? (ответы учащихся)
Актуализация знаний.
Ребята, вам также было задано прочитать внимательно статью о Николае Семёновиче Лескове и его произведение «Привидение в Инженерном замке».
Опрос учащихся:
Что вы узнали о писателе из статьи?
Каким перед нами предстает Н.С.Лесков?
Как вы думаете, что отличает Лескова от других писателей? ( Мастерство рассказчика: умение захватить и удержать внимание читателя, используя в своих произведениях приёмы, моменты, которые волнуют писателя)
Какие произведения Н.С.Лескова вы уже читали? («Левша», «Очарованный странник»)
В каких жанрах работал писатель? (повесть, рассказ, новелла)
Работа в творческих группах.
А сейчас мы обратимся к произведению Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке».
Наша работа будет проходить в группах. Каждая группа получает карточку с вопросами. Чтобы правильно и точно ответить на вопросы, вам необходимо подумать, обратиться к тексту произведения.
На выполнение задания и формулирование ответа вам даётся 5-7 минут. Опирайтесь на сюжет, не придумывайте новые факты, вспоминайте теоретические определения по литературе.
1 группа
Задание: Назовите жанр произведения Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке». Дайте определение жанра. Опираясь на текст, назовите особенности этого жанра.
Дополнительные вопросы:
Почему Н.С.Лесков выбрал именно этот жанр повествования?
Как этот жанр характеризует писателя?
2 группа
Задание: Объясните смысл названия произведения Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке» (из кадетских воспоминаний). Подготовьте краткий пересказ.
Дополнительные вопросы:
Кого называют кадетами?
От чьего лица ведется повествование?
Какие чувства, эмоции вызывает название произведения? (любопытство)
Что отражает название произведения?
3 группа
Задание: Основываясь на содержание текста, дайте названия I – V главам.
Таинственный замок.
Страхи. Шалость кадета.
Отношения между кадетами.
Смерть генерала.
Четыре смельчака на карауле у гроба.)
4 группа
Задание: Основываясь на содержание текста, дайте названия VI – II главам.
Случай с плац-адъютантом.
Мертвецкая тишина
Вздох.
Привидение.
Казалось, в гробу
Вдова покойного генерала.)
5 группа
Задание: Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на статью и текст, объясните, в чём заключается особенность композиции произведения Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке».
Дополнительные вопросы:
Кто из писателей подобным образом строил свои произведения?
Как композиционное построение отражается на главной сюжетной линии?
6 группа
Задание: Ответить на вопрос, опираясь на знание текста: Какой приём придает занимательность, остроту, приключенческий характер произведению Н.С.Лескова «Привидение в Инженерном замке»? С образом кого связан данный приём?
Дополнительные вопросы:
Каким образом данный приём влияет на композицию произведения?
Кто в произведении создает мифы о призраке?
Являются ли эти мифы, легенды о призраках реальностью?
С чем связано появление мифов?
Подведение итогов.
Итак, вернемся к начальной проблеме урока.
В чем же заключается своеобразие жанра произведения и как проявляются особенности композиции? (ответы учащихся)
Домашнее задание.
Открываем дневники, записываем домашнее задание: ответить на вопросы в конце статьи.