Консультация для воспитателей: Основные направления работы по изучению казахского языка детьми дошкольного возраста.


Консультация для воспитателей
Основные направления работы по изучению казахского языка детьми дошкольного возраста.
Изучение казахскго языка дошкольниками на занятиях в ДО.
Основные требования к знаниям и умениям детей.
Будущее нашего Казахстана зависит от сегодняшнего поколения. И поэтому уже сегодня необходимо воспитывать чувства патриотизма и гражданственности у маленьких граждан Казахстана. Важным фактором в воспитании этих чувств является глубокое уважение к языку своего государства.
Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный процесс формирования новой системы языкового сознания. Чем раньше ребенку предоставить возможность изучать второй язык, то есть создать благоприятную речевую среду, целенаправленно организовать работу по изучению второго языка, тем успешнее и эффективнее будут результаты.
Основное значение в обучении дошкольников казахскому языку отводиться специально организованным занятиям.
Занятия по казахскому языку планируются с учетом возрастных, психофизических особенностей детей и программных требований.
Целью обучения гос.языку детей от 3-х до 4-х лет является формирование у детей готовности к изучению гос.языка,стремление общения на нем со взрослыми.
Задачи:
1.Учить детей воспринимать и понимать называния игрушек некоторых предметов быта и животных и выполнять по просьбе воспитателя простые действия (дай, принеси, возьми)
2.Учить понимать простые вопросы.
3.Учить отвечать на вопросы в виде короткого предложения.
Содержание:
Воспитание звуковой культуры речи
Учить прислушиваться к речи на государственном языке(народный фольклор, короткие стихи ипесенки)
развивать артикуляционный аппарат, правильное произношение.
Словарная работа
расширять словарный запас детей на государственном языке:
-называниями некоторых предметов ближайшего окружения
(игрушек: кукла,мяч, машина: национальной казахской посуды: (кесе.тостак.казан)
- Фруктов: яблоко,груша
- Животных: вердлюд,конь,кулан:
-словами, обозначающими признаки предметов по величине(большой,мальенкии),
- по цвету (красный, синий, желтый, зеленый):
- словами,обозначающими действия(возьми,дай, принеси).
формирование грамматической стороны речи
учить понимать простое словосочитание: существительное глагол, например, Дай тарелку( тәрелкені бер). Возьми мяч (допты ал)
Развитие связной речи
Учить понимать простые вопросы, например: (Мынау не?)
отвечать на них в виде короткого предложения, например, (мынау доп)
Формировать умения детей составлять предложения:
Мынау – менің анам, әкем. Менің атым Айдос.
Общение на государственном языке должно происходить таким оброзом, чтобы
ребенок стал его непосредственным участником.
Мотивами совместной дятельности должны стать радость, удовольствие обшения,взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года детей должны:
- называть некоторые предметы ближайщего окружения:
- понимать и выплнять действия (возьми,дай,принеси):
- составлять простые предложения: «мынау – доп», «Мынау – менің анам, әкем», «Менің атым Айдос».
Цель обучения детей гос.языку от 4-х до 5-ти лет – формирование личности младшего дошкольника, готовой к изучению гос. языка, стремящейся к общению со взрослыми и свестниками на доброжелательной основе..
Задачи:
1. Учить детей воспринимать и понимать речь на гос.языке.
2. Переводить слова из пассивного словаря в активный. Уметь понимать и выделять в речи знакомые слова .
3. Знать ососбенности произношения специфических звуков гос.языка.
4. Понимать вопросы и отвечать на них.
5. Учить употреблять отдельные слова и выражения в совместном с воспитатетель диалоге и монологе.
Содеожание:
Воспитание звуковой культуры речи
Слышать и произносить специфические звуки казахского языка(ә,ү,ұ,қ,ө,һ,ң,і,ғ).
Развиватьумение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорит медленно или быстро, тихо или громко.
Развивать интонационную выразител ность речи.
Развивать голосовой и артикуляционный аппараты, речевое дыхание, четкую дикцию.
Словарная работа
Расширить словарный запас детей;
- называниями групп предметов ближайщего окружения(игрушки,посуда,одежда,мебель,продукты питания, овощи , фрукты)
- словами,обозночающими членов семьи, друзей:
- называниями части тела человека:
- словами,обазначающими времена года и отдельные явления природы(жаз,күз, көктем,қыс,жаңбыр,қар,күн,түн,)
- словами,обазначающими качества и свойства, присущие предметам,продуктам, природным явлениям (дәмді,таза,суық,жылы):
- словами обозначающими признаки предметов по величине(үлкен,кішкентай,)по цвету (қызыл,ақ, сары,жасыл,)
-словами обазначающими действия(отыр, тұр, кел, бар, келді, жауды, әкелді)
Формирование грамматической стороны речи
Учить составлять словосочитания (существительное и прилагательное),
(числительное и существительное).
Продолжать учить детей согласовывать слова в роде,числе,падеже, в словосочетаниях и коротких предложениях.
Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
Совершенствовать структуру простого предложения.
Развитие связной речи
Формировать умения детей слушать и понимать речь, отвечать на простые вопросы: «мынау не?», «қандай?», «неше?».
учить понимать и использовать в речи слова и выражения, необходимые для установления связи с окружающими –речевые формы обрашения («сәлеметсізбе?», «сау болыңыз», «рахмет».
Учить использовать простые элементы связной речи в виде предложения( Мынау......)
Развивать умение детей составлять по образцу воспитателя короткий ( из двух, трех, предложений ) рассказ об игрушках.
В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года дети должны:
- использовать в речи называния предметов ближайшего окружения (игрушки, посуда, продукты питания ,овощи, фрукты):
- использовать слова, обозначающие гленов семьи, называния части тела человека, времена года и отдельные явления природы:
- понимать и выполнять действия( возьми, дай, принеси,):
- использовать в речи слова и выражения «сәлеметсіз бе?» «сау болыңыз», «рахмет»:
- составлять по образцу воспитателя короткий( из двух, трех предложений) рассказ об игрушках.
В целях достижения максимальных успехов по изучению казахского языка занятия с детьми организуются с учетом следующих организационно-педагогических требований:
* обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он мало знает, хуже других отвечает).
* обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности на занятии.
* широкое использование на занятиях с детьми игровых приемов обучения и дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу обучения.
* постепенное усложнение заданий (от занятия к занятию).
* поощрение любых, даже самых незначительных успехов ребенка.
На занятиях по изучению казахского языка предусмотрена частая смена различных видов деятельности, введение сказочных героев, использование игрушек, реальных предметов, фотографий, ярких, красочных картинок.
В структуру занятия по казахскому языку обязательно введены артикуляционная гимнастика, произносительная зарядка и физминутки с использованием ранее выученных считалок, стишков, песенок на казахском языке. Произносительная зарядка и артикуляционная гимнастика способствуют развитию подвижности органов артикуляции, готовят малышей к правильному произношению специфических звуков казахского языка и способствуют сосредоточению внимания детей на лице педагога, его артикуляционном аппарате. Не всегда удается найти несложные, доступные детям рифмованные строчки, и тогда на занятии используются рифмы собственного сочинения. Например, для постановки звука қ:
Кел, кел балақан
Шапалақта алақан
Для звука ү;
Жүгір кәне күнім,
Тосып отыр інің.
Для звука Ә;
Әсет келді әне
Көрсет өнер қәне.
Для того, чтобы сами педагоги имели необходимый словарный запас слов на казахском языке, могли грамотно преподносить его детям, в саду проводятся занятия по изучению казахского языка, групповые и индивидуальные консультации для педагогов.