ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ И ВЫРАЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ И ВЫРАЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.
Е.В.Новичкова
Город Вязьма, Россия
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной педагогике и специальной психологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи,невропатологи, психиаторы,генетики и др. Внимание к проблемам нарушений интеллекта вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменыпается.Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира.Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития детей,имеющих тяжелые и выраженные нарушения интеллекта.
В нашей стране учебно-воспитательная работа с детьми,имеющими тяжелые и выраженные нарушения интеллекта осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях системы образования,здравоохранения.Дети с нарушениями интеллекта находятся в детских домах-интернатах,подведомственных Министерству труда и социального развития РФ,где с ними тоже ведется учебно- воспитательная работа по специальной программе.
Успех обучения и воспитания учащихся зависит от того,в какой мере педагог знает их психофизические возможности,умеет установить особенности развития и выявить причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении.Необходимо знать общие закономерности развития психических процессов и личности в целом, а также знать те специфические закономерности развития,которые присущи детям с разными видами патологии развития.
Среди всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья наибольшее число составляют дети,имеющие тяжелые и выраженные наружения интеллекта. Очень важно не расширять это понятие и отграничивать истинно отсталых детей от тех, которые по разным причинам имеют лишь незначительное снижение умственных способностей и могут быть успешно скорректированы в массовых школах в классах коррекционно- развивающего обучения при правильно организованном обучении и воспитании.
Развитие детей,имеющих тяжелые и выраженные нарушения интеллекта идет по тем же общим законам, что и развитие нормальных сверстников. В то же время имеются и специфические закономерности развития.
Таким образом, для всех детей, имеющих тяжелые и выраженные нарушения интеллекта, помимо их позднего развития характерны грубые нарушения всех сторон психики, мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Мышление этих детей характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием или слабостью смысловых связей, трудностью их установления, инертностью мышления и чрезвычайной затрудненностью обобщений.
Речь, как правило, отличается глубоким недоразвитием. Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т. е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии и могут затрагивать различные компоненты речи. Прежде всего оно проявляется в значительном запаздывании всех этапов ее развития. Степень недоразвития речи соответствует уровню общего психического недоразвития.
Память этих детей отличается малым объемом. И значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне.
Внимание у детей, имеющих нарушения интеллекта, всегда в той или иной степени нарушено.Его трудно привлечь, оно мало устойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.
Моторика наших детей всегда грубо нарушена.Это выражается в несформированности координации, точности темпа произвольных движений.У большинства детей, имеющих тяжелые и выраженные нарушения интеллекта, движения беспорядочны: они затрудняются производить последовательные, согласованные действия.Особенно затруднены у этих детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев.
Но при всем этом необходимо всегда помнить, что как и все другие дети эти «особенные дети» на протяжении всех лет своей жизни развиваются. В зависимости от степени умственной отсталости находятся возможности этих детей в отношении усвоения школьных знаний. Чтение является письменной формой речевой деятельности, при которой осуществляется понимание заложенной в тексте информации в результате перевода зрительных,знаков в речеслуховые.Урок чтения требует от детей хорошей работы слухового и зрительного анализатороа, т.к.именно через них поступает основной объем информации. .Многие ученые указывают на огромную роль чтения в формировании человека как саморазвивающейся личности.Так, известный психолог Б.Г.Анатьев писал, « что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма.»Чтение является одним из ведущих общеобразовательных предметов в коррекционной школе.Основная цель обучения чтению-максимальное преодаление недостатков умственного, эмоционально-волевого развития детей, подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество. Формирование у детей интереса к родному языку, к средствам его смыслового содержания и выразительности, воспитание речевого внимания, речевого слуха,культуры речи, развитие лингвистических способностей у детей.Расширение общего кругозора, обогащение жизненного опыта, формирование жизненных позиций. В ходе уроков чтения дети не только овладевают учебными навыками, у них вырабатываются умения сотрудничать друг с другом и с педагогами в совместной познавательной деятельности, которая способствует повышению самооценки детей и формированию способности оценивать результаты работы сверстников. Контактируя со взрослыми и со сверстниками на уроках, дети осваивают новый уровень навыками каждого человека, и удивление вызывает тот, кто не умеет читать или писать.Поэтому очень важно, чтобы школьник с первых дней в I классе почувствовал естественность овладения грамотой, проникся уверенностью в успехе. К. Д. Ушинскийписал о детях, которые месяцами молчат на уроках; теперь таких детей нет. Но многимдетям все-таки приходится преодолевать некий «психологический барьер» на пути кнавыку чтения: чтение и письмо представляется им чем-то очень трудным. На урокахобучения грамоте должна царить оптимистическая, бодрая атмосфера, исключающаяподавление, унижение тех, кто еще не читает. Не случайно на первом году обучениязапрещено ставить учащимся оценки.Трудно переоценить значение умения читать в жизни человека с нарушением интеллекта.
Полноценный навык чтения вслух характеризуется следующими качествами: сознательностью,правильностью, беглостью и выразительностью. Все эти качества раскрывают разные стороны навыка чтения.Сознательность чтения -это такое качество, при котором достигается понимание информационного, смыслового и идейного содержания текста. Правильность чтения предполагает воспроизведение слов без искажения их звукового состава и словесного ударения. Беглость чтения - это определенный темп воспроизведения слов, приближающийся к темпу разговорной речи. Выразительность чтения - это качество, которое требует передачи эмоциональной, смысловой и идейной сторон произведения с помощью различных средств интонации.Три последних качества ( правильность, беглость и выразительность ) составляют, так называемую, технику чтения. Умственно отсталый ребенок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако умственно отсталый ребенок проходит их гораздо медленнее (Г. Я. Трошин, М. Ф. Гнездилов). По данным Г. Я. Тропшна, эти дети овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем дети в норме. У умственно отсталых ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчетливое выражение. Если у учащихся массовой школы процесс овладения чтением протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывают стертыми, то в процессе формирования навыка чтения у умственно отсталого каждая ступень легко обозрима. Характерным для этих детей является то, что один и тот же ребенок пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения, что зависит от характера читаемого материала. Чтение это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.
Формирование навыка правильного чтения. Переход от устной речи к чтению требует от ребенка аналитического отношения к слову. Осознание звуковой структуры слова- необходимое условие для успешного освоения системы родного языка. Дети, имеющие тяжелые и выраженные нарушения интеллекта допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Они пропускают и смешивают буквы, слоги, слова; перескакивают со строки на строку; вставляют липшие буквы; не дочитывают окончания. Многочисленность ошибок задерживает развитие навыка правильного чтения, затрудняет понимание читаемого.
Правильное чтение
· это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста. Формирование навыка беглого чтения. Становление навыка беглого чтения у детей имеющих тяжелые и выраженные нарушения интеллекта процесс очень и очень длительный. Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами.
Прежде всего для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении. Поскольку умственно отсталые дети мало читают вне класса, важно и в последующие годы обучения организовывать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы у школьников не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются чтение по абзацам на основе указаний
учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон. Можно проводить чтение по абзацам, эстафетное чтение, выборочное, запись читаемого на магнитофон, чтение по ролям. При этом надо учитывать число упражнений в чтении про себя. Этот вид чтения сложен для детей с нарушением интеллекта, так как понимание содержания прочитанного фиксированно только на зрительном восприятии текста. Поэтому сначала лучше начинать с чтения шепотом. При этом осмысление текста идет, как и при чтении вслух, где задействованы зрительный, слуховой и речедвигательный анализаторы. В младших классах чтение про себя должно быть только повторным, проводить его следует только после анализа текста. Но только многократного чтения текстов вслух и про себя недостаточно для отработки у детей навыка беглого чтения. Поэтому наряду с этой работой по чтению, можно ввести упражнения по речевой разминке. Речевую разминку лучше проводить в начале урока на специальных текстах, которые напечатаны на карточках. В формировании беглого чтения важную роль играет смысловая догадка. Она увеличивает темп чтения, поскольку ученикам становится достаточно воспринять зрительно только часть предложения. А о другой его части они уже догадываются.
Смысловая догадка у наших детей это процесс длительный и трудоемкий. Эту работу необходимо начинать буквально с первого класса. Большое внимание должно уделяться упражнениям на преобразование слов путем замены ( дом-дым, дом-сом, кап-кар ),перестановки, добавления звуков ( кот-крот ). При этом подчеркивается необходимость осмысленного прочтения слова. Сначала дети восстанавливают недостающую букву в слове, затем добавляют слог до целого слова, собирают слово из рассыпанных букв, восстанавливают слово из слога. В последующих классах проводится работа по восстановлению целостности предложений, текста. Формирование навыка выразительного чтения. Развитие навыка выразительного чтения у детей, имеющих тяжелые и выраженные нарушения интеллекта, это ,прежде всего, практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические ударения. Смысловые паузы, тон голоса, мелодика речи.
Выразительность чтения это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения. Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.
Основой отработки интонационных умений является четкая дикция, правильное распределение дыхания в пределах словосочетания и предложения, правильное произношение слов. Развитие навыков выразительного чтения задерживается у наших детей из-за свойственных им нарушений произношения, общей недоразвитости речи, недостаточности контроля за силой голоса ( дети говорят либо очень тихо, либо очень громко ),неправильного распределения дыхания на уровне предложения.
Виды и приемы работы по развитию выразительности речи
Отчетливое произношение звуков, слогов, слов, чистоговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики для выработки четкой артикуляции каждого звука,хорошей дикции, правильного дыхания.
Ба-бу-бы на дворе стоят столбы
Бу-бы-ба из окна торчит труба
До-ду-да гудят провода
Жа-жа-жа есть иголки у ежа
За-за-за уходи домой коза
Му-му-му молока кому и т.д.
Хоровое чтение для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения мелодики и темпа речи учителя. Материалом для упражнений могут служить предложения из читаемого текста или стихотворения, используемого на физкультминутках. Речевой материал хорошо сопровождать движениями. Уже с первых шагов обучения важно вызвать у детей правильное интонирование текста в связи с разбором содержанием прочитанного. Если у детей не получается правильного интонирования, необходимо показать как надо, а дети повторят. С переходом детей на чтение целым словом работа над тоном и силой голоса связывается с определенным характером действующих лиц, их возрастом, ситуацией, в которой они находятся. Учащиеся овладевают выразительностью чтения. Вместе они решают каким тоном, в каком темпе читать слова героев сказок ( Теремок, Колобок, Лис и Мышонок ).Большую роль в формировании выразительности чтения играют чтение по ролям и драматизация текста. Эти приемы применяют после тщательной подготовки, когда дети уже хорошо знают содержание текста и способны его читать достаточно свободно. Работа над логическими паузами невероятно сложна для детей, имеющих нарушение интеллекта. Особенно сложно если пауза не совпадает со знаком препинания или с концом строчки стихотворения. В этом случае дети соблюдают паузы по указанию учителя. Для отработки умения более сознательно пользоваться логическим ударением, можно предложить детям выборочное чтение, отвечая на вопросы. В вопросе учитель выделяет то слово, которое несет основную смысловую нагрузку.
Чем лучше становится техника чтения у детей, тем осознанней становится работа над средствами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливаются логические паузы, выделяются слова, несущие смысловое ударение, определяется темп чтения каждого абзаца, тон и сила голося. Для работы над выразительностью чтения следует выбирать эмоционально насыщенные стихотворения, прозаические отрывки, короткие рассказы.
Как видим, для эффективного формирования навыков чтения у детей, имеющих тяжёлые и выраженные нарушения интеллекта необходимо создать педагогически, методически, психологически, активную развивающую среду, т.е. при построении заданий соблюдать основные дидактические принципы: развивающего обучения, научности содержания и методов учебного процесса, сознательности, творческой активности и самостоятельности, наглядности, доступности, коррекционной направленности, учёта индивидуальных особенностей. А так же изучить специальную психологическую, логопедическую, методическую литературу по теме, Разработать систему упражнений, выделенных на формирование качества чтения, изучить опыт работы по формированию способов чтения, разработать систему упражнений, нацеленную на формирование способов чтения.
Список используемой литературы:
Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. Изд.АПН РСФСР. –М. 1961.Вып.114.
Забрамская С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. Просвещение, 1995.
Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция Учебное пособие.- М. Московский психолого- социальный институт. Воронеж. НПО «МОДЭК» 2001.
Корнеев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб.-Речь 2003.
Методика обследования речи у детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной 4-е изд. доп.- М.АРКТИ 2005.