Обеспечение эффективного взаимодействия между Мордовским республиканским институтом образования и учреждениями образования Республики Мордовия
Обеспечение эффективного взаимодействия между Мордовским республиканским институтом образования и учреждениями образования Республики Мордовия
Образованная Россия как общественный идеал включает в себя становление в России образовательного общества как формы устойчивого развития. Образование сегодня воспринимается как основа качества жизни личности в меняющемся мире, основа его становления и самореализации. Одной из основных мировых тенденций развития образования является переход в статус непрерывного образования – от однажды полученного образования к образованию в течение всей жизни. По мнению Б.С.Гершунского, «объективная необходимость перехода к непрерывному образованию определяется наряду с научно-техническим прогрессом, изменениями в социальной сфере. Эти изменения связаны с широким доступом к знаниям, к росту квалификации, к удовлетворению образовательных интересов и потребностей в самообразовании всех групп населения».
Современный этап развития регионального образования требует от методических служб новых подходов к информационному, научно-методическому и организационному сопровождению педагогов в системе непрерывного повышения квалификации. Мордовский республиканский институт образования является одним из звеньев в системе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов республики. Деятельности института приобретает сегодня приоритетный характер в системе образования региона, так как школа становится всё более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой, требующей высокопрофессионального состава руководителей и педагогов, способного эффективно решать на практике задачи современного общества.
Большую роль в инновационном развитии образования играют общественные институты. Созданная в июле 2006 года НО «Ассоциация лучших школ Республики Мордовия» проводит работу по созданию единого инновационного образовательного пространства.
Как директор школы, член правления Ассоциации инновационных школ Республики Мордовия хочу отметить, что за последние годы очень многое изменилось в наших отношениях с институтом.
Основными направлениями деятельности Ассоциации и института стали: системное представление опыта школ-грантополучателей на различных уровнях органам государственной власти, местного самоуправления, СМИ, общественным организациям; помощь в проведении и проведение конференций, семинаров, форумов, конкурсов по ключевым проблемам развития республиканской системы образования, в том числе в рамках реализации ПНПО в Республике Мордовия.
Консультации, семинары, конференции, конкурсы, работа творческих групп и, конечно, курсовая подготовка является основой непрерывного повышения квалификации педагогов. Идти в ногу со временем, быть востребованными и полезными педагогу, постоянно повышать свой профессиональный уровень - основа успешной профессиональной деятельности структурных подразделений МРИО. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, помним, что она формируется личностью учителя. Поэтому стараемся создать все условия для роста профессионального мастерства наших педагогов. И в этом нам огромную помощь оказывает институт образования.
Только один пример: в условиях динамично меняющегося мира большое значение имеет информатизация сферы образования. Она несет за собой существенные изменения в практике работы учителя. И, наверное, каждый учитель в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такие возможности, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагогов к работе в новых условиях. Применение ИКТ в преподавании учебных дисциплин способствует формированию навыков, отвечающих требованиям современной жизни. Необходимо стимулировать развитие такого подхода к обучению, который в большей степени будет ориентирован на умение решать проблемы современного общества. Первый шаг в этом направлении – повышение квалификации работников образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. За последнее время в институте уже сложилась определенная система работы в этом плане. Целевые курсы повышения квалификации для нашего учительства проводятся по 12 модулям.
В октябре 2007 года на базе нашей школы в рамках выездной сессии Ассоциации был проведен семинар «Использование электронных образовательных ресурсов
в деятельности школ».
Участниками «круглого стола» стали члены НО «Ассоциация лучших школ Республики Мордовия», представители органов управления образованием, научные и педагогические работники средних и высших учебных заведений республики. Основной задачей семинара стало не столько подключение школ к сети Интернет, сколько обеспечение доступа школьников и учителей на всей территории региона к современным информационным образовательным ресурсам.
Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Сегодня институт научно-методический центр развития инноваций, который может оказать квалифицированную помощь каждому в реализации инновационных образовательных программ.
«В рамках региональных комплексных проектов модернизации образования появляется необходимость ввести еще одно направление - это повышение квалификации», - считает заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. «У традиционной системы повышения квалификации - свои достоинства, а у инновационной - свои. Главное - суметь их соединить», - сказал министр образования А.Фурсенко и напомнил, что сегодня по закону раз в пять лет российские педагоги должны проходить повышение квалификации. Но, изменения в системе образования предъявляют новые требования к этому процессу, к знаниям учителя. Мы, директора инновационных школ, с уверенностью можем сказать, что наш институт сегодня эти функции в себе объединил. Результаты нашей совместной работы – победы в республиканских и всероссийских конкурсах.
Трудно переоценить роль, которую играет Институт образования в жизни республики: забота о престиже отечественного и творческого потенциала педагогов и учащихся, внимание к их проблемам, в итоге - забота об интеллектуальном, духовном и нравственном подъеме нации в целом.
Немаловажная заслуга в этом Института образования, который является флагманом в осуществлении инновационных образовательных программ и проектов.
Уверены, что профессионализм, компетентность, гуманность и кропотливый повседневный труд работников Института и всех педагогов республики придадут особую значимаость юбилею.
Желаем Вам достичь тех высоких целей, которые Вы ставите перед собой! Пусть мудрость, талант, творчество и энергия для воплощения всего задуманного сопутствуют коллективу единомышленников, каким являются сотрудники Института.
Мира Вам, благополучия, профессионального и творческого долголетия!