РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального цикла общепрофессиональной дисциплины ОП.02 Основы автоматизации производства для специальности 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________С.А. Ермухаметов «_____»_____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального цикла
общепрофессиональной дисциплины
ОП.02 Основы автоматизации производства
для специальности 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Бреды 2013
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
ОДОБРЕНА
на заседании методического совета,
протокол №___, от «_____»__________2014 г.
Председатель методического совета: _____________ Зам.директора по НМР Т.В. Чеботько
СОГЛАСОВАНО
Директор ООО « Перспектива» _________________________/А.В.Горбунов/
РЕЦЕНЗЕНТ
Руководитель структурного подразделения: __________________________/Н.Я. Чайкина/
Директор ООО « Перспектива» _________________________/А.В.Горбунов/
СОСТАВИТЕЛЬ
Преподаватель:_____________Ю.Р.Салмина
Рецензия
На рабочую программу ОП.02 «Основы автоматизации производства» рабочая программа составлена преподавателем Брединского филиала Карталинского многоотраслевого техникума Салминой Юлией Рамильевной.
Рабочая программа реализует основные задачи изучения междисциплинарного курса профессионального образования ОП.02 «Основы автоматизации производства».
Рабочая программа включает в себя:
паспорт программы ОП.02,
результаты освоения ОП.02,
структуру и содержание ОП.02,
темы лекций и практических занятий,
темы внеаудиторной работы,
списки основной и дополнительной литературы,
условия реализации программы ОП.02,
контроль и оценку результатов освоения ОП.02.
Рабочая программа рассчитана для обучения согласно плана учебного
процесса.
В рабочей программе выполнено требование к объему аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
Содержание данной программы соответствует современному уровню науки техники и производства, обозначения и единицы измерения соответствуют государственным стандартам.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы выполнены, правильно выбраны формы, методы контроля и оценки результатов освоения ОП.02.
Рабочую программу одобряю и рекомендую к использованию в учебном процессе.
Руководитель структурного подразделения: ____________________/Н.Я. Чайкина/
Директор ООО « Перспектива» _________________________/А.В.Горбунов/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы автоматизации производства
1.1Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее- ФГОС) профессии начального профессионального образовательного образования (далее НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать показания контрольно-измерительных приборов;
делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
назначение, классификацию, устройство и принцип действия автоматики на производстве;
элементы организации автоматического построения производства и управления им;
общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лабораторные занятия
6
практические занятия
6
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
виды самостоятельной работы: реферат, презентация, доклад, сообщение и т.п.
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы автоматизации производства»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Цель, задачи и содержание дисциплины. Исторический обзор развития автоматики. Социальный аспект автоматизации производства. Общие понятия элементов систем автоматизации для отраслей производства и их технологических процессов.
1
1
Тема 1.
Автоматизация производства и технологический процесс
Содержание учебного материала
4
1
Характеристика основных понятий: производственный процесс, технологический процесс, автоматика, автоматизация, технологические и регулируемые параметры и т.п. Назначение, классификация автоматики на производстве. Элементы организации автоматического построения производства, элементы автоматизированных систем управления технологическими процессами. Способы и принципы управления системами автоматизации. Технология автоматизированной обработки информации при ведении технологического процесса.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Автоматизация производства и технологический процесс».
Составление докладов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Значение автоматизации производства на современном этапе развития общества.
Классификация и структура ТОУ по отраслям.
Принципы управления системами автоматизации. Обратные связи в САУ.
Основные элементы, входящие в типовую схему САУ.
Виды величин и состояний, измеряемых элементами автоматики.
4
Тема 2.
Комплекс технических средств в системах автоматизации
Содержание учебного материала
6
1
Устройство и принцип действия автоматики на производстве. Задающие, измерительные, усилительные, сравнивающие и исполнительные устройства в системах автоматизации. Унифицированная блочная система регулирования (УБСР) в системах автоматики. Технические и программные средства реализации информационных процессов автоматизации производства. Общий состав и структура ЭВМ, программируемых контроллеров (ПК), числовых программных устройств (ЧПУ) в автоматизации производств.
2
Лабораторные работы
Анализ работы датчиков и показаний контрольно-измерительных приборов (КИП), применяемых в АСУ технологическими процессами.
Анализ и принцип работы П-регулятора.
6
Практические занятия
Контрольно-измерительные приборы и другие технические средства, применяемые в системах автоматизации производств.
Выбор КТС для механизации и автоматизации технологического процесса в профессиональной деятельности.
Разработка и построение структурной и функциональной схем АСУ для ТОУ с учётом специализации.
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Комплекс технических средств в системах автоматизации».
Составление рефератов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Числовые программные устройства в САУ.
Унифицированная блочная система регулирования в системах автоматизации.
Программируемые контроллеры в САУ.
Первичные преобразователи в САУ.
Исполнительные устройства, применяемые в САУ.
Регуляторы в автоматизации производств (виды, типы, принципы работы).
6
Тема 3.
Типовые системы
автоматизации производства
Содержание учебного материала
8
1
Локальные и глобальные сети. Типовые разомкнутые и замкнутые системы автоматизации технологических процессов. Системы автоматизации с применением ЭВМ, программируемых контроллеров, числовых программных устройств для управления технологическими процессами. Система автоматической защиты (САЗ), система автоматической контроля (САК), система автоматической сигнализации (САС). Следящие системы, применяемые в автоматизации технологических процессов. Типовые схемы автоматизации сварочных работ при помощи сварочных агрегатов, машин и др.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Типовые системы автоматизации производств».
Создание презентации с помощью средств ИКТ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Способы автоматизации сварочных работ.
Машины-автоматы, автоматические линии и промышленные роботы в механизации и автоматизации сварочных производств.
Комплексная механизация и автоматизация сборочно-сварочных работ.
Режимы управления и контроль параметров при ведении автоматической сварки.
Сварочные машины и автоматы на производстве.
5
Дифференцированный зачет
2
Всего:
34
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины имеет в наличии учебного кабинета, лаборатории «Электротехника и автоматизация производства».
Оборудование учебного кабинета:
места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся для одной учебной группы;
лабораторные столы;
лабораторный стенд «Средства автоматизации и управления» САУ;
методическое обеспечение по дисциплине «Основы автоматизации производства»;
АРМ преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 412 с. – (Профессиональное мастерство).
Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 352 с. – (Справочники).
Пантелеев, В.Н. Основы автоматизации производства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Пантелеев, В.М. Прошин. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
Шишмарев, В.Ю. Автоматизация технологических процессов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2009. – 352 с.
Шишмарев, В.Ю. : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2007. – 304 с.
Дополнительные источники:
Герасименко, А.И. Справочник электрогазосварщика / А.И. Герасименко. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 412 с. – (Профессиональное мастерство).
Ковалёв, Н.А. Справочник сварщика / Н.А. Ковалёв. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 352 с. – (Справочники).
Пантелеев, В.Н. Основы автоматизации производства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Пантелеев, В.М. Прошин. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
Шишмарев, В.Ю. Автоматизация технологических процессов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2009. – 352 с.
Шишмарев, В.Ю. : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Ю. Шишмарев. – М.: Академия, 2007. – 304 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
анализировать показания контрольно-измерительных приборов;
делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности.
Знания:
назначения, классификации, устройства и принципа действия автоматики на производстве;
элементов организации автоматического построения производства и управления им;
общего состава и структуры ЭВМ, технических и программных средств реализации информационных процессов, технологии автоматизированной обработки информации, локальных и глобальных сетей.
Текущий контроль: практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные (внеаудиторные работы).
Промежуточный контроль: практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы.
Итоговый контроль: контрольная работа.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.
Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.
Оценка эффективности и качества выполнения.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.
Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине.
Использование различных источников, включая электронные.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности.
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.
№ п./п
Темы занятия
Час
Междисципли-нарные связи
Формы работы,
приемы и
методы
Дидактическое
обеспечение и
ТСО
Домашнее
задание
Самостоятельная
работа
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение
1
Цель, задачи и содержание дисциплины. Исторический обзор развития автоматики. Социальный аспект автоматизации производства. Общие понятия элементов систем автоматизации для отраслей производства и их технологических процессов.
1
Материаловедение
Электротехника
Лекция с элементами беседы
Видеоматериал
конспект
2
Тема 1.
Автоматизация производства и технологический процесс
3
Характеристика основных понятий: производственный процесс, технологический процесс, автоматика, автоматизация, технологические и регулируемые параметры и т.п.
3
Материаловедение
Электротехника
Комбинированный урок
Таблица иллюстрации
Интернет-ресурс
Значение автоматизации производства на современном этапе развития общества.
Классификация и структура ТОУ по отраслям.
Принципы управления системами автоматизации. Обратные связи в САУ.
4
Назначение, классификация автоматики на производстве. Элементы организации автоматического построения производства, элементы автоматизированных систем управления технологическими процессами. Способы и принципы управления системами автоматизации. Технология автоматизированной обработки информации при ведении технологического процесса.
2
Материаловедение
Электротехника
информатика
Лекция
Таблица
конспект
Основные элементы, входящие в типовую схему САУ.
Виды величин и состояний, измеряемых элементами автоматики.
Раздел.2
Комплекс технических средств в системах автоматизации
5
Устройство и принцип действия автоматики на производстве. Задающие, измерительные, усилительные, сравнивающие и исполнительные устройства в системах автоматизации.
2
Материаловедение
Электротехника
комбинированный урок
Плакат
Интернет ресурс
Числовые программные устройства в САУ.
Унифицированная блочная система регулирования в системах автоматизации.
Практическая работа №1
Контрольно-измерительные приборы и другие технические средства, применяемые в системах автоматизации производств.
2
Математика
Электротехника
Урок практикум
Карточки задания
6
Лабораторные работа №1
Анализ работы датчиков и показаний контрольно-измерительных приборов (КИП), применяемых в АСУ технологическими процессами.
4
Математика
Электротехника
Урок практикум
Карточки задания
7
Унифицированная блочная система регулирования (УБСР) в системах автоматики. Технические и программные средства реализации информационных процессов автоматизации производства.
2
Материаловедение
Электротехника
комбинированный урок
Видеоматериал
Интернет ресурс.
конспект
Программируемые контроллеры в САУ.
Первичные преобразователи в САУ.
8
Практическая работа №2
Выбор КТС для механизации и автоматизации технологического процесса в профессиональной деятельности
2
Математика
Электротехника
Урок практикум
Карточки задания
Лабораторные работа№2
Анализ и принцип работы П-регулятора
2
Математика
Электротехника
Урок практикум
Карточки задания
9
Общий состав и структура ЭВМ, программируемых контроллеров (ПК), числовых программных устройств (ЧПУ) в автоматизации производств.
2
Материаловедение
Электротехника
комбинированный урок
Видеоматериал
Интернет ресурс.
конспект
Исполнительные устройства, применяемые в САУ.
Регуляторы в автоматизации производств (виды, типы, принципы работы).
Практическая работа №3
Разработка и построение структурной и функциональной схем АСУ для ТОУ с учётом специализации.
2
Математика
Электротехника
Урок практикум
Карточки задания
Тема 3.
Типовые системы
автоматизации производства
Локальные и глобальные сети. Типовые разомкнутые и замкнутые системы автоматизации технологических процессов. Системы автоматизации с применением ЭВМ, программируемых контроллеров, числовых программных устройств для управления технологическими процессами.
4
Материаловедение
Электротехника
комбинированный урок
Плакат
Интернет ресурс
«Типовые системы автоматизации производств».
Система автоматической защиты (САЗ), система автоматической контроля (САК), система автоматической сигнализации (САС). Следящие системы, применяемые в автоматизации технологических процессов.
4
Материаловедение
Электротехника
комбинированный урок
Плакат
Интернет ресурс
Способы автоматизации сварочных работ.
Типовые схемы автоматизации сварочных работ при помощи сварочных агрегатов, машин и др.
4
Материаловедение
Электротехника
Лекция
Таблица
Интернет ресурс
Интернет ресурс
Машины-автоматы, автоматические линии и промышленные роботы в механизации и автоматизации сварочных производств.
Дифференцированный зачет
2
Всего
34
13PAGE 15
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 215