КТП по математике 5 класс по УМК Бунимович


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Срок реализации программы 2015/2016 учебный год.
Рабочая программа для 5 класса по учебному комплекту «Математика. Арифметика. Геометрия», под редакцией Е.А.Бунимовича и др. (М.: Просвещение, 2015) составлена на основе государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа является основой для организации работы учителя, ведущего преподавание по указанному учебно-методическому комплекту. Программа задаёт содержание и структуру курса, последовательность учебных тем в учебниках линии «Сферы». В ней также приводится характеристика видов учебной и познавательной деятельности, которые служат достижению поставленных целей и обеспечиваются УМК «Сферы».
Цели обучения математике:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи:
развить понятие числа;
развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
формировать умения в построении геометрических фигур и измерении геометрических величин;
научить переводить практические задачи на язык математики;
подготовить учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по математике» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию математической культуры личности: теоретическая (знания и умения) и практическая (практическая деятельность и повседневная жизнь) подготовка школьников.
Важнейшие особенности рабочей программы образовательной области «Математика в 5 классе» выражаются в следующем:
высокий теоретический уровень и максимально развивающее обучение
соответствие государственному стандарту школьного математического образования и концепции общеобразовательного учреждения
на обучение отводится 5 часов в неделю, всего 172 часа отслеживание развития математических способностей учащихся в течении всего года через проведение различного рода диагностических работ
соответствие с возрастными особенностями учащихся
значительное место отводится комплексному применению З.У.Н., который открывает возможность формировать у учащихся специальные математические умения и навыки
увеличение удельного веса арифметической составляющей курса
освобождение от излишней алгебраизациивключение в курс наглядно - деятельностной геометрии
введение новой содержательной линии «Анализ данных»
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится не менее 172 часа из расчета 5 ч в неделю.
Количество часов по рабочему плану:
всего - 172 ч;
в неделю - 5 ч;
плановых контрольных работ - 8 ч;
плановых тестовых работ - 4 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
   Отбор содержания обучения и его структурирование осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; ориентированность на требования Федерального государственного образовательного стандарта; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Приоритетными целями обучения являются:
Продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников.
Подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики.
Формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.
Основные линии содержания – арифметика и геометрия; кроме того, в содержание включена вероятностно-статистическая линия, изучение которой начинается с 5-го класса.
Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. При этом формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, обучению простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с рассмотрением свойств арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений. Таким образом, учащиеся на доступном материале знакомятся с идеей перехода от одного выражения к другому, ему равному, что в последующем послужит основой при овладении преобразования буквенных выражений.
Изучение натуральных чисел включает в себя знакомство с элементарными понятиями теории делимости. Соответствующий материал учебника, помимо того что он знакомит с некоторыми базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего изучения математики, предоставляет богатые возможности для постановки и решения исследовательских задач, понятных и интересных учащимся этого возраста.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии – это обыкновенные дроби. В отличие от ряда существующих учебников, этот курс дает обыкновенные дроби в полном объеме, предусмотренном стандартом, изучаются уже в 5-м классе, а рассмотрение десятичных отнесено к 6 классу. Таким образом, рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики развертывания числовой линии: правила действий с десятичными дробями можно будет обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями.
При обучении решению текстовых задач в 5 классе преимущественно используются арифметические (логические) приемы решения. Помимо текстовых задач, решаемых при отработке вычислительных умений, рассматриваются определенные их виды: задачи «на движение», «на части», «на уравнивание», «на совместную работу». Такое выделение методически оправдано. Так, способ решения задач «на части» является одним из общих способов рассуждений, которым учащимся полезно владеть. Задачи на движение и задачи на совместную работу составляют значительный пласт текстовых задач, решаемых в школьной математике.
Курс 5 класса освобожден от чрезмерной алгебраизации. Буквенная символика широко используется прежде всего для обозначения чисел, записи общих утверждений и предложений.
В УМК представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это первый этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и их конфигурациями на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами. Знания, полученные учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются. Так, например, учащимся уже знакома такая геометрическая фигура как прямоугольник, они могут начертить его на клетчатой бумаге, найти периметр и площадь. Теперь они узнают, что прямоугольник относится к четырехугольникам, что квадрат является прямоугольником, что форму прямоугольника имеют грани прямоугольного параллелепипеда, как выглядит развертка параллелепипеда, учатся строить прямоугольник на нелинованной бумаге, находить площади фигур, которые можно разбить на прямоугольники, знакомятся со свойствами диагоналей прямоугольника.
В учебниках положено начало изучению новой содержательно-методической линии, включающей комбинаторику, элементы теории вероятностей и статистики. Этот возраст выбран для первоначального знакомства с этим материалом не случайно: многочисленные психолого-педагогические исследования, подтвержденные мировым опытом, убедительно свидетельствуют, что период от 11 до 13 лет – это наиболее благоприятный возрастной период для формирования начальных вероятностных представлений. Учащиеся знакомятся с приемом решения комбинаторных задач путем перебора возможных вариантов, в том числе, с помощью дерева возможных вариантов. Материал органично включен в курс, изложен с акцентом на практическое применение к реальным ситуациям. Кроме того, формируется умение работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, а также первоначальные представления о приемах сбора информации. Проводится содержательная подготовка к введению понятия вероятности на основе относительной частоты случайного события. В 6 классе вводится также предусмотренное стандартом понятие множества и рассматриваются диаграммы Эйлера. Теоретико-множественный язык и символика органично включаются в основное содержание курса.
К важнейшим методическим особенностям учебников относятся:
мотивированное и доступное изложение теоретических сведений, способствующее пониманию и осознанности при усвоении материала;
целенаправленное обучение приемам и способам рассуждений, что позволяет обогатить интеллектуальный багаж школьников, способствовать развитию мышления;
создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, творческих способностей;
живой и эмоциональный язык, использование современных сюжетов в теории и задачном материале, а также наличие интересных для учащихся форм подачи материала.
При решении проблемы преемственности основным принципом является принцип открытости. На данный учебник 5 класса можно переходить после любого учебника начальной школы, так как взаимосвязь с этим звеном строится на основе программы и программных требований; его можно использовать и после систем развивающего обучения: готовность школьников к восприятию нового, их познавательная активность будут поддержаны и развиты.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
 Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 классе отводится 172 часа в учебный год (5 часов в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ пятиклассников
В результате изучения математики в 5 классе ученик должен
знать/понимать
особенности десятичной системы счисления;
названия рядов и классов;
термины «приближённое значение с недостатком», «приближённое значение с избытком»; «степень числа», «основание степени», «показатель степени»
как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления;
переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
что такое «делитель», «кратное», взаимосвязь между ними;
обозначения НОД(а;в) и НОК (а;в);
определение простого числа;
признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3 и на 9;
что означают знаменатель и числитель дроби;
правила сложения, вычитания, умножения и деления дробей с одинаковыми и разными знаменателями;
уметь
различать виды линий и углов;
проводить и обозначать прямую, луч, отрезок, ломаную;
строить отрезок заданной длины, угол заданной величины, биссектрису угла; равнобедренный треугольник по боковым сторонам и углу между ними, прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжных инструментов; находить длину отрезка и величину угла;
распознавать окружность, многоугольники, цилиндр, конус, шар, многогранники; проводить окружность заданного радиуса; изображать многоугольники с заданными свойствами, вычислять периметр многоугольника;переходить от одних единиц измерения к другим единицам, выбирать подходящие единицы измерения в зависимости от контекста задачи;
представлять натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых:
читать и записывать натуральные числа, а также числа, записанные римскими цифрами;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби; читать и записывать двойные неравенства;
изображать натуральные числа на координатной прямой;
округлять натуральные числа до указанного разряда, поясняя при этом свои действия;
выполнять арифметические действия с натуральными числами, находить значения числовых выражений, устанавливая порядок выполнения действий;
находить неизвестное число в равенстве на основе зависимости между компонентами действий;
возводить натуральное число в натуральную степень;
решать несложные текстовые задачи арифметическим методом; решать несложные арифметические задачи на движение; на части и уравнивание;
представлять произведение нескольких равных множителей в виде степени с натуральным показателем;
использовать свойства сложения и умножения для преобразования числовых выражений;
находить НОК и НОД;
находить дробь от величины;
соотносить дроби и точки на координатной плоскости;
сокращать дроби, приводить к новому знаменателю, к общему знаменателю;
выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби;
анализировать готовые таблицы и диаграммы;
заполнять несложные таблицы, следуя инструкции.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
     Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
    Личностные:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую    для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Предметные:
умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умения пользоваться изученными математическими формулами;
знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Повторение (5)
Сложение и вычитание. Умножение и деление. Решение уравнений. Решение задач
Входная контрольная работа № 1
Тема 2. Линии (8 ч)
Точка, прямая. Отрезок, луч. Ломаная. Расстояние. Окружность и круг. Единицы измерения длины.
Самостоятельная работа №1 «Линии»
Самостоятельная работа №2 «Окружность и круг»
Знать: виды линий (замкнутые, незамкнутые, самопересекающиеся), понятия: прямая, луч, отрезок, ломаная, её вершины и звенья, расстояние между точками, единицы измерения, метрическая система единиц, окружность, центр, радиус, дуга, круг.Уметь: распознавать виды линий, строить прямую, части прямой, окружность, круг, находить длину ломаной, длину отрезка, пользоваться метрической системой единиц.Тема 3. Натуральные числа (13 ч)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Изображение чисел точками координатной прямой. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов.
Самостоятельная работа №3 «Натуральные числа»
Контрольная работа №2 «Натуральные числа»
Знать: десятичная система счисления, римская нумерация, запись и чтение натуральных чисел, чётные, нечётные числа, неравенство, двойное неравенство, правило сравнения чисел, координатная прямая, единичный отрезок, координата точки, правило округления чисел, приближённое значение, способ перебора.Уметь: читать и записывать натуральные числа, сравнивать числа, округлять их, изображать числа точками на координатной прямой, решать комбинаторные задачи, строя дерево вариантов. Тема 4. Действия с натуральными числами (24 ч)
Арифметические действия над натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Самостоятельная работа №4 «Действия с натуральными числами»
Контрольная работа №3 по теме «Действия с натуральными числами»
Знать: компоненты сложения, вычитания, умножения, деления, правила выполнения действий над натуральными числами, числовое выражение, значение числового выражения, порядок выполнения действий, понятие степени числа с натуральным показателем, понятия: скорость удаления, скорость движения по течению, против течения, собственная скорость, свойства сложения и умножения, связанные с нулём и единицей.Уметь: выполнять действия с натуральными числами, находить значение числового выражения, соблюдая порядок действий, возводить число в степень, решать задачи на движение, делать прикидку и оценку результатов вычислений, находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения, деления.
Тема 5. Использование свойств действий при вычислениях (13 ч)
Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Самостоятельная работа №5 «Использование свойств действий при вычислениях»
Контрольная работа №4 по теме «Использование свойств действий при вычислениях».
Знать: законы арифметических действий: распределительный, переместительный, сочетательный, способы решения задач на части, уравнивание.
Уметь: применять законы при нахождении значения выражения, выносить общий множитель за скобки, решать задачи на части, уравнивание.
Тема 6. Углы и многоугольники (6ч)
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла. Величина угла. Многоугольники.
Самостоятельная работа №6 «Треугольники и прямоугольники»
Тест №1 «Площади»
Знать: определение угла, виды углов, градусную меру угла, понятия: четырёхугольник (его вершины, стороны, углы), многоугольник.Уметь: распознавать виды углов, строить углы, измерять углы, строить многоугольники.
Тема 7. Делимость чисел (15 ч)
Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 3,5,9,10.Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Контрольная работа №5 по теме «Делимость чисел»
Знать: определения делителей и кратных числа, простых и составных чисел, признаки делимости, правило деления с остатком.
Уметь: находить делители и кратные числа, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, выполнять разложение числа на простые множители, использовать признаки делимости при разложении, выполнять деление с остатком.
Тема 8.Треугольники и четырехугольники (9 ч)
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямоугольник, квадрат. Равенство в геометрии. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади
Тест №2 «Площади»
Знать: определения треугольника, прямоугольника, квадрата, виды треугольников, понятие равных фигур, формулы площади прямоугольника и квадрата, единицы измерения площадей.
Уметь: определять вид треугольника, сравнивать фигуры, находить площади прямоугольника и квадрата, а также находить площади фигур, составленных из прямоугольников.
Тема 9. Дроби (21 ч)
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Понятие и примеры случайных событий.
Самостоятельная работа №7 «Сравнение дробей»
Контрольная работа №6 по теме «Дроби»
Знать: понятие обыкновенной дроби, понятия: правильные, неправильные дроби, основное свойство дроби, правило сравнения дробей, понятия: случайное, достоверное, невозможное, равновероятное события.Уметь: сокращать дроби, приводить дроби к новому знаменателю, сравнивать дроби.
Тема 10. Действия с дробями (37 ч)
Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Самостоятельная работа №8 «Сложение дробей»
Тест №3 «Умножение и деление десятичных дробей»
Контрольная работа №7 по теме «Действия с дробями»
Знать: правила сложения, вычитания, умножения, деления дробей, понятие взаимно обратные дроби, правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, решение задач на совместную работу.
Уметь: выполнять действия с обыкновенными дробями и смешанными, находить дробь от числа и число по его дроби, решать задачи на работу.
Тема 11. Многогранники (9 ч).
Вершины, ребра, грани многогранника. Цилиндр и конус. Шар и сфера. Параллелепипед. Куб. Единицы измерения объема. Представление зависимости между величинами в виде формул. Пирамида. Развертка.
Знать: понятия геометрического тела, многогранника, его граней вершин, рёбер, объёма, единиц измерения объёма, пирамиды, ёе основания, боковых граней, развёртки, формулы объёма параллелепипеда и куба.Уметь: распознавать геометрические тела, выделять из них многогранники параллелепипед, куб, пирамиду, делать развёртки многогранников, решать задачи на вычисление объёмов параллелепипеда, куба.
Тема 12. Таблицы и диаграммы ( 5 ч).
Представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Тест № 4 «Таблицы и диаграммы»
Знать/ уметь:
- термины, связанные с использованием табличной формы представления данных (строка, столбец);
-приемы составления таблиц и условные обозначения;
- извлекать информацию, заключённую в таблице;
- анализировать табличную информацию и делать соответствующие выводы;
Представление данных в виде диаграмм. Столбчатые диаграммы
Знать /уметь:
- виды диаграмм (столбчатые, линейные, круговые);
- приближённо оценивать изображённые на диаграммах данные.
- методы проведения опроса общественного мнения;
- собирать данные, представлять их в удобной форме;
- делать выводы и принимать соответствующие решения.
Тема 13.Итоговое повторение (7ч)
Арифметические действия с натуральными числами. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Решение задач арифметическим способом. Элементы геометрии.
Итоговая контрольная работа №8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС
Согласно действующему в МБОУ Красноярской СОШ на 2015-2016 учебный год учебному плану и годовому календарному графику календарно-тематическое планирование предусматривает следующее количество часов: 5ч/нед, всего 172 часа.
№ п/п Название разделов и тем Кол-во часов Виды учебной деятельности Виды контроля Дата
по плану фактически
1
2
3
4
5 Повторение
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Решение уравнений
Решение задач
Входная контрольная работа № 1 5
1
1
1
1
1 ПЗУ
ЗИ
ПЗУ
ЗИ
КР Уст.счетУст.счетПДЗ
ФО
КР сентябрь
1
2
3
4
7 Гл.1
6

7-8
9-11
12-13 Линии
Разнообразный мир линий
Прямая. Части прямой. Ломаная
Длина линии
Окружность 8
1
2
3
2 ОНМ
ЗИ, ПЗУ
ОНМ, ЗИ
ПЗУ, ЗИ Уст.счетУст.счетСм.р1
См.р2 8
9,10
11,14,15
16,17 Гл.2
14-15
16
17-18
19-22
23-25
26
Натуральные числа
Как записывают и читают числа
Натуральный ряд. Сравнение чисел
Округление натуральных чисел
Комбинаторные задачи
Контрольная работа № 2 «Натуральные числа» 13
2
1
2
4
3
1 ОНМ, ЗИ
ОНМ, ЗИ
Комб,ЗИОНМ, ЗИ
КомбКР ФО
Уст.счетПДЗ
МД, ФО
Уст.счетПДЗ, См.р3
КР 18,21
22
23,24
25,28,29,30
октябрь
1,2,5
6 Гл.3
27-30
31-34
35-38
39-44
45-49
50 Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Порядок действий в вычислениях
Степень числа
Задачи на движение
Контрольная работа №3 «Действия с натуральными числами» 24
4
4
4
6
5
1 ЗИ, ПЗУ
ЗИ, ПЗУ, ОСЗ, ПКЗУ
Комб.
ПЗУ, Комб.
ОНМ,
ОНМ
Комб, ЗИ
КР Уст.счет, См.р4
ФО, ПДЗ
РНО
Уст.счетПР, ПДЗ
Уст.счетМД,ФО
КР 7,8,9,12
13,14,15,16
19,20,21,22
23,26,27,28,29,30
Ноябрь
9,10,11,12,
13
16 Гл.4
51-53
54-56
57-62
63 Использование свойств действий при вычислениях
Свойства сложения и умножения
Распределительное свойство
Решение задач
Контрольная работа №4 «Использование свойств действий при вычислениях» 13
3
3
6
1 Комб.
ОНМ, ЗИ
ПЗУ
ОНМ, Комб.
КР ФО
Уст.счетСм.р5
КР 17,18,19
20,23,24
25,26,27,30декабрь 1,2
3 Гл.5
64
65-67
68-69 Углы и многоугольники
Как обозначают и сравнивают углы
Измерение углов
Многоугольники 6
1
3
2 ОНМ,ЗИ
ПЗУ
ОНМ
Комб. См.р6
ПДЗ
ФО
Тест14
7,8,9
10,11 Гл.6
70-72
73-74
75-76
77-80
81-83
84 Делимость чисел
Делители и кратные
Простые числа
Делимость суммы и произведения
Признаки делимости
Деление с остатком
Контрольная работа №5 «Делимость чисел» 15
3
2
2
4
3
1 ОНМ
ПЗУ
ЗИ
ОНМ
ЗИ
КР ФО
ФО
Устн.счетПДЗ
ФО
КР 14,15,16
17,18
21,22
23,24,25,28
29,30,январь 11
12 Гл.7
85-87
88-90
91
92-93 Треугольники и четырехугольники
Треугольники и их виды
Прямоугольники
Равенство фигур
Площадь прямоугольника 9
3
3
1
2 ОНМ, ЗИ
ОСЗ, ПКЗУ
ОНМ, ЗИ
ПЗУ ОНМ, ЗИ
Уст.счетФО, тест213,14,15
18,19,20
21
22,25 Гл.8
94-99
100-105
106-110
111-113
114 Дроби
Доли и дроби
Основное свойство дроби
Сравнение дробей
Натуральные числа и дроби
Контрольная работа №6 «Дроби» 21
6
6
5
3
1 ПЗУ, ЗИ
ОНМ, ЗИПЗУ
ОНМ, ЗИ
КР Уст.счетУст.счетФО,МД сам.раб7
КР 26,27,28,29февраль1,2
3,4,5,8,9,10
11,12,15,16,17
18,19,22
24 Гл.9
115-122
123-130
131-136
137-142
143-146
147-150
151 Действия с дробями
Сложение и вычитание дробей
Сложение и вычитание смешанных дробей
Умножение дробей
Деление дробей
Нахождение части целого и целого по его части
Задачи на совместную работу
Контрольная работа №7 «Действия с дробями» 37
8
8
6
6
4
4
1 ОНМ, ЗИ
ПКЗУ
ОНМ, ЗИ
КомбКомб.
ОНЗ, ЗИ
ПЗУПКЗУ
ОНМ, ЗИ
Комб.
КР Уст.счетФО, тест3
Уст.счетМД
РНО
Уст.счетСм.р 8
Уст.счетФО
КР 25,26,29 март
1,2,3,4,7
9,10,11,14,15,16,17,18
21апрель1,4,5,6,7
8,11,12,13,14,15
18,19,20,21
22,25,26,27
28 Гл.10
152-153
154-155
156-158
159-160 Многогранники
Геометрические тела и их изображение
Параллелепипед и пирамида
Объем параллелепипеда
Развертки 9
2
2
3
2 ОНМ, ЗИ
Комб.
ОНМ, ЗИ
ОНМ, ЗИ Устный счет
ФО 29 май 2
3,4
5,6,10
11,12 Гл.11
161-162
163
164-165 Таблицы и диаграммы
Чтение и составление таблиц
Диаграммы
Опрос общественного мнения 5
2
1
2 ОНМ, ЗИ
Комб.
Комб. ФО
Уст.счетТест4ФО 13,16
17
18,19 166
167-168
169
170
171
172-173 Повторение курса 5 класса
Использование свойств действий при вычислениях
Дроби. Действия с дробями
Текстовые задачи на движение
Текстовые задачи на совместную работу
Контрольная работа №8 (годовая итоговая)
Таблицы и диаграммы
8
1
2
1
1
1
2 Комб.
ОСЗ
Комб.
Комб.
Комб.
Комб.
КР
ЗИ Устн.счетФО
Уст.счетФО
КР
ФО 20
23,24
25
26
27
30,31 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными)
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:
1. Н.В.Сафонова. Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений , автор – Е.А.Бунимович, [Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О Рослова, С.Б.Суворова]. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с.
3. Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др. Математика. Арифметика. Геометрия: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - М.: Просвещение, 2015.
4. Н.В.Сафонова. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор,5 класс, пособие для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015.
5. Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015.
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/Путеводитель «В мире науки» для школьников:http://www.uic.ssu. samara.ru/nauka/Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ruhttp://www.openclass.ru/node/226794http://forum.schoolpress.ru/article/44Для учащихся:
1. Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др. Математика. Арифметика. Геометрия: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - М.: Просвещение, 2015.
2. Н.В.Сафонова. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор,5 класс, пособие для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015.
3. Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О. Рослова, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2010 г.
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. – с.13-18.
Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2002.
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.