Планы-конспекты уроков литературы в 5 классе: Л.Н.Толстой Кавказский пленник



План – конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока ; Л.Н.Толстой, детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник», история создания произведения
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с фактами биографии писателя, его «10-ю уроками жизни» ,историей написания рассказа «Кавказский пленник»
Задачи: образовательные- учить путем самостоятельной работы добывать знания; развивающие -формулировать полный вопрос на поставленный вопрос; развивать интерес к чтению; воспитательные -формировать навыки культуры поведения.
Тип урока:изучение нового материала
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, «10 уроков жизни», иллюстрации к статье «Лев Николаевич Толстой»

Ход урока
ЭПИГРАФ
«Не зная…(Толстого) нельзя считать себя знающим
свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»
М.Горький1.Организационный момент
УЧИТЕЛЬ; Прошла перемена,
Услышан звонок.
Пора поскорее начать
Наш урок!
2.Мотивация учебной деятельности учащихся
-работа с эпиграфом, с портретом писателя;
-определение темы урока учащимися, запись темы на доске;
-постановка задач урока.
3.Работа над новой темой
Учитель: Человек, читающий книги о других людях и их судьбах, многому учится и на многое по- другому начинает смотреть, задумываться над своими действиями. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.
Именно так относился к чтению в детстве Л.Н.Толстой. Каким же было детство будущего писателя, когда началась его литературная деятельность вы узнаете ,работая со статьей учебника
-Самостоятельная работа .Чтение статьи «Л.Н.Толстой»,
-Работа в группах- подготовка ответов на вопросы
1 группа
-Где и когда родился Л.Толстой?
-Что известно о семье и детских годах будущего писателя?
-Рассказать об образовании писателя.

2 группа
-Начало литературной деятельности
-Какой период жизни Л.Толстого связан с нашим Крымом?
-Почему Л Н Толстого называют национальной гордостью российского
народа?
Учитель; Давайте сделаем вывод- Почему Л.Н.Толстой стал писателем ?

Физкультминутка
Учитель; Л.Н. Толстой любил детей ,больше он любил с ними разговаривать Его слушали как родные внуки ,так и крестьянские дети. Он написал много произведений для детей. В начальной школе вы знакомились с отдельными из них- это сказки, басни, рассказы Их содержание представляют «10 уроков жизни»:
-Делай все по возможности сам, не будь «барином»
-Не будь назойлив
-Будь внимателен
-Не надо жадничать
-Не нервничай, держи себя в руках
-Будь тверд и спокоен
-В игре, спорте и в труде будь разумен
-Будь организованным
-Глубоко вникай в то, что тебе преподают
-имей свое мнение
Вывод: «Уроки Толстого» - это тропинка, по которой пойдешь и выйдешь на правильную успешную дорогу жизни. Мудрые и поучительные, они являются жизненным указателем для детей , а иногда и для взрослых.»

Учитель: Последующие уроки мы будем изучать рассказ «Кавказский пленник». А сейчас нам необходимо познакомиться с историей написания данного произведения
-Краткая информация учителя о военных событиях на Кавказе в 70-х годах 19 века (с одновременной демонстрацией иллюстраций). Именно эти события подсказали идею создания произведения «Кавказский пленник»
-Чтение статьи «Из истории рассказа «Кавказский пленник»
4 Итог урока . Рефлексия
5 Оценивание учебной деятельности учащихся
6. Д\З:Стр252-262
План-конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
Жилин и Костылин –два разных характера, две разных судьбы
Цель урока: 
1.Проверить усвоение учащимися содержания рассказа
2.Понять особенности жизни незнакомого народа.
3.Подвести учащихся к пониманию поведения
и взаимоотношения людей в исключительных условиях
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать умение анализировать текст;
- отработать навыки выразительного чтения;
- научить подбирать цитаты и связывать их между собой для характеристики героя.
Развивающие:
- вырабатывать навыки анализа текста.
Воспитательные:
- формировать толерантные уважительные взаимоотношения между учащимися ,учитывая многонациональный состав школы
Тип урока:
урок применения знаний и умений;
Форма урока:
урок-беседа, работа в группах.
Оборудование:  портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации

Ход урока:
1. Организационный момент
Вводное слово учителя. Ребята! Мы с вами живем в нашем любимом Крыму. Этот край издавна населен людьми разных национальностей. Посмотрите друг на друга – правда ведь, среди нас есть и русские, и крымские татары, и украинцы, и белорусы и другие национальности. Улыбнитесь друг другу, обнимите друг друга…Нам ведь комфортно жить, учиться, дружить!
Сегодня мы на уроке беседуем по содержанию рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с улыбки и объятий. Ведь сегодня мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой в то время для них стороне.
2.Определение задач урока учащимися
Учитель: Для решения данных задач возвратимся к содержанию произведения. Вспомните, какое время описано в рассказе?
Ответ:
- война на Кавказе;
- столкновение русских войск с горцами;
- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.
( предполагается индивидуальное сообщение или групповая работа)
Учитель: работать будем в группах
 Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)
Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:
-каким увидел Жилин аул после пленения;
-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.
Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца?
Ответ: аул, сакля, мечеть
Словарная работа.
Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?
А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?
Словарь урока :(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)
Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.
Сакля- жилище кавказских горцев.
Мечеть - мусульманская церковь.
Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а 2 группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)
- А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?
Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.
( Учитель обращает внимание учащихся на детали)
Ответ:  стены глиной гладко вымазаны;
 ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;
 пуховые подушки.
Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?
Ответ:  в сакле нет мебели; люди сидят на полу, сняв обувь;
 едят руками; после еды моют руки и молятся.
Учитель: Почему?
Ответ: Обычаи, так было всегда.
Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?
Ответ: (3 группа учащихся отвечает по тексту)
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).
Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?
Ответ:
 - это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;
- вызвать у читателя интерес;
- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.
А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:
- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?
Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (4 группа учащихся)
Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.
Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
Физкультминутка
Учитель: Ребята! Теперь наша задача – показать противоположность характеров героев рассказа. Для этого найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин Костылинходит по аулу спит
всматривается Скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
Антитеза - противопоставление, противоположность
Учитель: Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.
Учитель: Какими еще изобразительно – выразительными средствами автор показывает разность Жилина Костылина?
Ответ: - метафора;
- эпитет;
- сравнение;
Учитель: Сейчас мы это проверим.
Игра «Отгадай-ка!».
«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)
«… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)
Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.

Учитель:
 Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)
Учитель: Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?
Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.
Учитель: Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?
Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
Учитель: А Костылин?
Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.
Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
Итоги урока:
Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.
Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?
Рефлексия
Домашнее задание:
Составить план описания сакли или аула.
Прочитать текст рассказа до конца.
Подготовить пересказ первого побега из плена.
Список использованной литературы:
1. Л.Н.Толстой. Детская литература «Кавказский пленник».
2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001
3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в V классе.