Планы — конспекты уроков по географии


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации муниципального образования «Балезинский район»
МОУ «Киршонская основная общеобразовательная школа»











Планы – конспекты уроков
по географии





Учитель географии: Носкова О.А.
Аттестация: внутренний этап.








Киршонки

2010







Тема: Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК).
Цели: Образовательная: формирование у учащихся представлений и знаний о АПК страны – его сущности, особенностях, составе.
Развивающая: развивать аналитические навыки, умение находить необходимую географическую информацию, пользуясь различными источниками знаний.
Воспитательная: воспитывать настойчивость в овладении знаниями, трудолюбие, коммуникабельность.
Задачи: 1) Организационно-мотивационная деятельность – актуализация опыта учащихся;
2) формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации;
3) работа со словарем новых терминов и понятий;
4) изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного (виде групповой работы);
5) повторение и обобщение знаний и умений по пройденной теме.
Учебно-наглядный комплекс: Карта «Социально-экономическая карта России», таблицы, схемы, книги, справочник, гербарий культурных растений.
Формы проведения урока: рассказ учителя об агропромышленном комплексе России, Удмуртии и своего хозяйства; самостоятельная работа с текстом учебника, парная работа.
Термины и понятия: Агропромышленный комплекс (АПК); мелиорация; агроклиматические ресурсы; сельскохозяйственные угодья.


Ход урока


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Оргмомент
Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.
Проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.

2
Целеполагание, мотивация.
Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока: 1. Знать 2. Уметь 3. Научиться
Записывают тему урока в тетради.

3
Атуализация ранее изученного материала
Опрос домашнего задания по вопросам на с.130
Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, формулируют вывод.

4
Изучение и применение нового материала
Разъясняет условия и последовательность работы учащихся на уроке.
Записывают в тетради новые термины и понятия.

5
Первичное закрепление
Парная работа. Предлагает обсудить новые термины и понятия.
С помощью словаря в конце учебника и записям в тетради обсуждают новые сведения полученные на уроке, осознают и осмысливают полученные знания.

6
Самостоятельная работа
Предлагает проанализировать таблицу в учебнике на с.133
Анализируют статистический материал и делают вывод по ней, записывая в тетрадь основные мысли.

7
Информация о домашнем задании
Информирует о домашнем задании: 1) повторить новые термины и понятия; 2) ответить на вопросы с.135, №28
Записывают домашнее задание в дневники, выполняют его дома.


Подведение итогов урока. Предлагает тесты и задания для проверки усвоения новых знаний. Отвечают на тесты
.
Тесты и задания для проверки.


Основным звеном АПК является
а) растениеводство
б) животноводство
в) сельское хозяйство

Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называются
а) рекультивация
б) мелиорация
в) рентабельность

К первому звену АПК относятся
а) производство удобрений
б) пищевая промышленность
в) торговля

Основная часть картофеля (90%) в стране выращивается на
а) фермерских хозяйствах
б) в колхозах
в) личных подсобных хозяйствах

Важнейшей зерновой культурой России является
а) гречиха
б) овес
в)пшеница

Полеводство занимается возделыванием
а) овощей
б) зерновых культур
в) технических культур

Доля сельскохозяйственных угодий наибольшая
а) в лесной зоне
б) в лесостепной
в) в степной

Найдите соответствие:
Природные зоны Специализация сельского хозяйства
1. тундра а) рожь, ячмень, лен
2. лесная зона б)оленеводство
3. лесостепи и степи в) овцеводство
4. полупустыни г) пшеница, кукуруза, сахарная свекла





Самоанализ урока по теме: «Состав и значение АПК»
Общая характеристика урока
Структура урока оправдала себя на практике.
Информативность урока для данного класса достаточна.
Урок развивающий.
Удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, проблемности и индивидуального подхода к учащимся.
Материально-техническое обеспечение для данного класса достаточное.
Время было спланировано достаточно правильно.

Учитель на уроке
На начало урока был создан благоприятный психологический фон.
Речь была достаточно грамотной, логичной.
На уроке была атмосфера сотрудничества.
Удалось успешно организовать самостоятельную работу школьников.
Эффективно были использованы в работе наглядные пособия: географические карты, атласы, справочники. Необходимо приобрести еще мультимедийные средства.
Вначале урока учащиеся отвечали на вопросы успешно. Контроль качества усвоения нового материала в конце урока тестовые задания.
В течении всего урока уделялось внимание развитию речевой культуры учащихся. Выговаривали вслух, записывали в тетради новые термины и понятия (сельскохозяйственные угодья, мелиорация и т. д.)
Урок обеспечил формирование обобщенных знаний, развитие навыков самообразования, навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности и т. д.).
Цель урока была достигнута.
На уроке реализовывались межпредметные связи география-биология-химия.
Удалось гармонически сочетать на уроке словесные, наглядные и практические методы преподавания.
Занятие обеспечивало адекватность методов возрастным особенностям детей.
Задача организации работы школьников с учебником и географической картой на данном уроке реализована.
Думаю достаточно. В конечном итоге показала логическую взаимосвязь этапов, структурированность содержания и как следствие – личностный рост учащихся.
Применяла разнообразные формы деятельности: работа с картой, таблицами – зрительная память, рассказ, беседа – слуховая память и т. д.
Оказывалась психологическая поддержка учащихся. Они радовали своими ответами, своей активностью на уроке.
Думаю достаточный уровень требовательности.
В начале урока опрос домашнего. Учащиеся устно отвечают на вопросы. В конце урока вопросы теста.
Домашнее задание к следующему уроку прочитать параграф 28 и ответить на вопросы; повторить термины и понятия.
Цель урока реальная, достижимая, мотивированная, созвучная жизненным интересам школьников.
Результаты познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока оценены объективной в целом можно считать успешной.
Технические средства обучения не применялись.
Поставленные задачи на данном уроке реализованы.




Обобщение по теме «Африка».
(урок-игра «Счастливый случай»)
Цели и задачи:
- обобщить знания по теме «Африка»
- продолжить формирование умения выделять главное, классифицировать, сравнивать
- осуществлять нравственное воспитание: патриотизм, толерантность, умение работать в группах.
Форма работы: работа в группах, работа с картой.
Средства обучения: физическая карта Африки, политическая карта мира, учебник мультимедиа, черный ящик, плоды финиковой пальмы, кофе.


Ход урока
Организационный момент
Класс разбивается на две группы по 5 человек, выбираются капитаны групп, готовятся приветствия.
2.Проведение игры
Приветствие команд. Команды занимают места. Учитель объясняет правила игры: вопросы задаются группам по очереди. В каждой группе ученики отвечают по очереди. Если один член группы не справился с заданием, то другие участники могут помочь.
1-й гейм «Разминка»
- Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?
- Назови озеро, меняющее свои очертания.
- На этом острове обитают полуобезьянки длиной 12 см.
- Из какой точки Африки видна наибольшая территория?
- Какое дерево любят слоны?
- На каком языке разговаривают жители Ливии?
- Где жарче: в Сахаре или пустыне Намиб?
- Какое озеро восточнее: Виктория или Танганьика?
- Что лежит восточнее: Алжирская Сахара или Ливийская пустыня?
- Какое озеро глубже: Виктория или Чад?
- Назовите путешественника, первым обогнувшего Африку.
- Как называется африканская длинноухая лиса?
- Тропическое дерево, плод которого похож на огурец или дыню.
- Крупное африканское животное, у которого острое обоняние и слух, но слабое зрение. Несмотря на массивность, быстро бегает.
2-й гейм «Заморочки из бочки»
- Почему зулусы стоят на одной ноге?
- Можно ли в Африке покататься на лыжах?
- Как относятся бегемоты и крокодилы друг к другу, почему?
- Почему Африка самый жаркий материк?
- Опишите вельвичию.
- Что нужно иметь туарегу, чтобы построить дом?
- Можно ли на супертанкере из Красного моря через Суэцкий канал добраться до Франции?
- Куда смотрят окна жителя Сахары?
- Что такое кимберлитовая трубка, что внутри нее?
- Кто такие африканеры, где они живут?
- Что такое невольничий берег? Где он находится?
- Откуда произошло название Африка?
3-й гейм «Ты мне, я-тебе» (учащиеся задают вопросы друг другу)


4-й гейм Темная лошадка»
Она хорошо знает историю Африки. Много читает, хорошо знает карту Африки. (учитель истории)
5-й гейм «Черный ящик»
В этом ящике находится растение, родина, которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение? (Кофе.)
6-й гейм «Гонка за лидером»
- Она может за несколько часов уничтожить урожай. (Саранча)
- Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. (Баобаб.)
- В начале 20 века на территории Африки было два свободных государства. Назовите их. (Либерия, Эфиопия.)
- Пустыни занимают 90% территории этой страны. Что это за страна?
- Какого цвета древесина эбеного дерева?
Дополнительные вопросы:
Вопросы для пигмеев:
- Кто мужчина или женщина строит жилище? Как они это делают?
- Какие съедобные растения есть в гилее?
Вопросы для туагеров:
- Объясните появление поговорки «Внашей стране и камни кричат».
Подведение итогов

15