Урок по истории древнего мира

Конструкт урока
Тема: Граждане, ученые и атлеты Греции.
Класс: 5
Цели урока: сформировать представления о воспитании граждан древнегреческих городов-полисов, об их духовном и физическом совершенствовании.
Планируемые результаты:
- предметные: выделять условия развития культуры Греции, характеризовать систему воспитания в Греции, работать с картой, решать познавательные задачи.
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия
человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности,
правам и свободам человека, культурам разных народов

Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация, карточки с тестами, тетрадь, карта «Древняя Греция»
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД


I. Орг. момент.
Цель этапа:
организация обучающихся на основную учебную деятельность
на личностно-значимом уровне
Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.


Личностные: формируются знания морально – этических норм.
Регулятивные: умение концентрировать внимание



II. Проверка домашнего задания.
Цель этапа:
Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания
Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания через тестовые задания
Ответы на тестовые задания. Взаимопроверка (приложение 1)
Познавательные: умение работать с тестами, овладение навыками письменного ответа.
Регулятивные: умение правильно оценивать свои знания и овладение основами самооценки и взаимооценки
Личностные: развитие умение делать выводы, уважать мнение других.
Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество


III. Мотивация к изучению новой темы.
Цель этапа:
Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы
Мы заканчиваем изучение истории Древней Греции и сегодня начинаем изучение культуры, которая в 5-4 вв. до н.э. достигла своего наивысшего развития (слайд № 1 - 2)
Постановка проблемного задания на урок (слайд № 3)
Пытаются самостоятельно сформулировать цель урока и записывают в тетради тему урока.
Регулятивные: формирование умений самостоятельно формулировать цели и задачи урока.
Личностные: установление связи между целью и ее мотивом

IV. Изложение новой темы. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.



























Физкультминутка

1.Воспитание гражданина.
- Какие греческие полисы вы знаете? Покажите на карте.
- Воспитание граждан древнегреческих полисов-государтв было различным: таким, какое требовалось данному полису.
- В Спарте растили суровых, закаленных, дисциплинированных воинов, хорошее образование и знание наук спартанцам не требовалось т.к. все государственные дела решали старейшины и вожди (слайд № 4)
- В Афинах роль простого человека в управлении государством была велика. Большинство афинских граждан были грамотными людьми.
(слайды № 5 - 7)
2.Греческая наука.
- Древние греки стали родоначальниками науки как отрасли культуры.
- «Отец истории» Геродот охранил в памяти потомков сведения о победах эллинов, рассказал об истории народов которые участвовали в греко-персидских войнах (слайд № 8).
Основателем медицины был врач Гиппократ. В наши дни люди, ставшие врачами, дают клятву Гиппократа (лайд № 9)
Но самой важной наукой греки считали философию.
(слайд № 10)
В учебнике с.181-182 найти имена ученых Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и назвать, о чём они размышляли и чем прославились
Чтоб солдатами нам стать,
Надо силу развивать.
Потянулись высоко
Даже солнце обожгло.
Гири отжимаем –
Силу развиваем.
Туловище вращаем –
Мышцы укрепляем.
До пола доставай,
А ноги не сгибай,
Низко приседай –
Спину выпрямляй.
Прыгай очень высоко
Зашагается легко.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем браво мы шагать.
А теперь дыханье восстановить
И к работе приступить.
3. Олимпийские игры.
(демонстрация слайдов)
В каждом греческом городе устраивались гимнастические состязания, или игры.
Олимпия – это святилище, где стоял храм Зевса, а затем были выстроены различные спортивные сооружения.
776 г. до н.э. – состоялись первые Олимпийские игры.
Во время игр в Греции объявлялся всеобщий мир.
Проводились игры раз в 4 года и продолжались 5 дней.
Соревновались в беге, прыжках, поднятии тяжестей, метании диска и копья, борьбе и кулачном бое.
Важна была просто победа!
До наших дней дошли имена знаменитых атлетов Флегия, Милона.
Победителей награждали оливковыми венками и пальмовыми ветвями, ставили статуи на площади родного города, освобождали от государственных повинностей и до конца жизни бесплатно кормили.

Учащиеся показывают по карте




















Записать в тетрадях имена ученых и какие они основали науки.
Записать понятие «философия» - (греч.) любовь к мудрости

Работа с учебником



Дети повторяют движения.
















Записать дату в тетради








Сообщение учащегося об атлете Милоне

Познавательные: умение ориентироваться и работать с исторической картой..
Личностные: развитие умений делать выводы, уважать мнение других.
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.























Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни.


V. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции
- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?

Краткий устный ответ



Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Личностные: оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

VI. Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений обучающихся; проведение коррекции.


Назовите новые имена и понятия которые вы услышали сегодня на уроке? Что вам было непонятно?
Что благоприятствовало развитию культуры Древней Греции?
Чем отличалось образование в Древней Греции от образования в древнем Египте?

Дают ответы на вопросы учителя

Анализируют работу на уроке через самооценку


Регулятивные: контроль собственной деятельности.

VII. Домашнее задание.
Цель этапа:
Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания – выучить §33 составить рассказ об одном из эпизодов Олимпийских игр; одному ученику подготовить сообщение о скульпторе Фидии

Записывают домашнее задание
Если инструкция непонятна, задают вопросы
Регулятивные: постановка учебной задачи для последующей самостоятельной работы.



Список используемой литературы:
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира». Автор Ф.А. Михайловский. Издательство Москва. «Русское слово» 2013г.
Атлас История Древнего мира
Михайловский Ф.А.История Древнего мира. 5 класс: книга для учителя М. «Русское слово» 2013
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты 5 класс. Учебно-методическое пособие - М.: Дрофа. 2001.
Всемирная история. Энциклопедия для детей. Том 1. – Аванта- 1997.















Приложение №1
ТЕСТ № 1
1. Где находится Спарта?
а) в долине реки Эврот в Лаконии б) на севере Греции в) на о. Сицилия
2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
а) рабов б) оливковое масло в) хлеб
3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:
а) Гомер б) Гесиод в) Эсхил
4. Как по-гречески назывался простой народ?
а) илоты б) полис в) демос
5. В каком городе Древней Греции было два царя?
а) в Спарте б) в Афинах в) в Фивах
6. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н.э.:
а) Ксеркс б) Дарий I в) Кир
7. Вождь афинского демоса в V в. до н.э.:
а) Сократ б) Перикл в) Дракон
8. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н.э.):
а) при Марафоне б) при Фермопильском ущелье в) при Платеях




ТЕСТ № 2
1. Где находятся Афины?
а) в Аттике б) на севере Греции в) на о. Крит
2. Что произошло в 490 г. до н.э.:
а) Марафонская битва в) распад державы Александра Македонского
б) взятие греками Трои
3. Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»?
а) похоронами Гектора б) взятием Трои при помощи деревянного коня
в) возвращением Одиссея на Итаку
4. Чем занимались спартанцы?
а) ремеслом б) военным делом в) земледелием
5. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?
а) вино б) оливковое масло в) пшеницу
6. Десять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:
а) стратеги б) архонты в) Народное собрание
7. Высший орган власти в Спарте:
а) Народное собрание б) Совет старейшин в) цари
8. Что означает греческое слово «демократия»?
а) власть народа б) власть знати в) власть тирана











15