Урок по ОРКСЭ «Дружба»
Урок ОРКСЭ
Тема: Дружба.
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности человечества.
Задачи:
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь и дорожить дружбой, общаться в коллективе сверстников.
Определить роль друга в жизни каждого.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения и бережного отношения друг к другу, толерантности.
Планируемый результат: обучающиеся сформулируют понятия «друг», «дружба», разработают правила дружбы; будут практиковать навыки взаимопомощи при решении проблемных ситуаций; умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день! Сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Каждый из нас может ответить на вопрос: «А сколько у тебя друзей?». Но никто не задумывается: «Сколько их должно быть?» Один, два, десять и что объединяет друзей?
II.Актуализация знаний
На доске таблички со словами «друг», «приятель», «товарищ».
– Прочитайте слова.
- Чем они отличаются друг от друга?
-. Что в значении этих слов общее? (дружба)
III. Сообщение темы урока
- Молодцы! Итак вы абсолютно правы общее у этих слов «Дружба».
Тема нашего урока «Дружба».
Мы сегодня в ходе урока ответим на главный вопрос: «Что такое дружба?»
– Как вы думаете, на какие еще вопросы мы с вами должны будем ответить? (ответы и предложения обучающихся записываются на доске)
– Сегодня мы с вами мы выясним:
Что такое дружба?
Кто такой настоящий друг?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Что значит дружелюбно относиться друг к другу?
Дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над понятием «дружба».
Дружба в нашей жизни встречается постоянно:
-названия населенных пунктов - поселок «Дружба» Кошехабльского района РА;
- лагерей отдыха «Дружба» Майкопского района РА;
- стадион «Дружба» город Майкоп РА.
есть даже орден Дружбы народов. Орден Дружбы народов был учрежден Президиумом Верховного Совета Советского Союза и был предназначен для награждения отдельных лиц, а также предприятий и учреждений, за особые заслуги в деле укрепления дружбы и сотрудничества между социалистическими нациями. Орден был изготовлен из серебра и представлял собой позолоченную звезду, покрытую темно-красной эмалью. В центре звезды располагался накладной герб СССР.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» дайте определение одним словом. (ответы детей: Дружба-это доверие, добродетель, любовь и т.д.)
-Зачем «дружба» нужна людям? (ответы детей: Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны )
– Ребята, у меня толковый словарь Ожегова, давайте обратимся к нему.
Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. – Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
- Найдите определение понятия дружбы в учебнике ОРКСЭ. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.
работа в парах
– Разбить слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
– Допишите по два слова в каждый столбик.
работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от отношений приятельских и товарищеских?
– Прочитайте ответ на страницах учебника и сравните со своим ответом.
V. Работа над понятием «друг».
беседа
- Кто такой друг?
–Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться и по каким причинам?
-Почему говорят: «Скажи, кто твой друг и я расскажу о тебе»?
В фольклоре разных народов есть пословицы и поговорки о дружбе. Вот некоторые из них:
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. (русская пословица)
Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
С иным водиться - что в крапиву садиться. (русская пословица)
В дружбе нужна честность. (лезгинская пословица)
Мы живем на земле адыгов, вот что они говорят о друзьях:
Друг твое зеркало.
Дружбу поддерживать что семена проса беречь.
Дружных и шкура ягненка укроет, а недружных не скроет и воловья.
работа в группах
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
День 9 июня - Международный день друзей– как нельзя лучше подходит для того, чтобы вопреки нашей постоянной занятости и вне зависимости от обстоятельств, мы вспомнили и навестили своих друзей, выразив им наши чувства, ведь они так важны для нас. Во всем мире [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Международный день друзей имеет огромную популярность, постепенно этот [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приходит и в Россию.
– Послушайте стихотворение «А разве друга надо звать» Виктории Ватулко и «Мой друг» Агнии Барто
и подумайте – Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
«А разве друга надо звать» Виктория Ватулко
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но если друга надо звать –
То вряд ли это друг
Мой друг. Агния Барто
У него вагон достоинств,
Недостатков нет почти,
Ничего ему не стоит
Вам улыбку принести.
Давать он хочет, а не брать,
Он сильный, а не слабый,
О нём я толстую тетрадь
Всю исписать могла бы!
Он выигрывать умеет,
Не боится проиграть,
«Очень быстро он умнеет!» –
Записала я в тетрадь.
Починил он клетку птице,
Дал котёнку молоко.
Он умеет извиниться,
Это тоже нелегко!
- Ребята послушайте рассказ В. Осеева «До первого дождя».
– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Подумайте и создайте свои правила дружбы, которым вы следуете.
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
(обучающиеся озвучивают правила дружбы)
Прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского из мультипликационного фильма «Тимка и Димка»)
VI. Подведение итогов.
Рефлексия.
- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Что такое дружба?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
Многие мыслители древности говорили о дружбе следующее:
Друг всем ничей друг. (Аристотель)
Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым. (Эзоп)
Единомыслие создает дружбу. (Демокрит)
Друг это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель)
VII. Домашнее задание.
К следующему уроку можно написать сочинение-рассказ о своем друге или подобрать считалки-мирилки.
- Урок мне хотелось бы закончить словами стихотворения Юлии Белоусовой «Дружба-это дар»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это дар. Юлия Белоусова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Орден Дружбы народов15