Урок по ОРКСЭ ««Дружба

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Учитель 1 квалификационной категории:
Черных Лариса Георгиевна





Занятие по ОРКСЭ
1 полугодие 2013 – 2014 учебного года
Тема: «Дружба»
Цель:
раскрыть понятие «дружба» как отношения, основанные на
взаимной привязанности и личных интересах,
формирование отличительных черт дружбы: избирательность и
бескорыстность,
формировать положительные чувства и эмоции.

Оборудование: карточки с пословицами;
изображения сказочных героев.




1.Организация деятельности учащихся.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:
- Кому из членов семьи вы рассказали об эгоизме и альтруизме?
- Обобщение по теме.
3. Работа над понятием «Дружба»
(На доске слово «Дружба».
Слово пока еще не открыто, оно зашифровано.)
Учитель: Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной и долгой.
(Дети отгадывают слово, учитель открывает его на доске.)

Учитель: Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,
друг это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
4. Работа над пословицами о дружбе.
а). Русские пословицы гласят:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
Друга ищи, а найдешь - береги;
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
б). Значение слова:
Учитель: А как вы думаете, с чего же все началось?
Как возникло само слово «друг»?
в). Стихотворение «Слово «друг»:
Чтец:
Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умение руки»
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
г). Обобщение.
- Учитель: К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла».
Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Чтец:
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез,
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

д). Высказывания учащихся и анализ предложенных ситуаций.
5. Динамическая пауза. Игра: «Гусеница».
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.
Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовешь.
Лучше, если все происходит, как в сказке «Теремок»:
6. Отрывок театрализованного представления.

Учитель:
Спасибо нашим актерам. Вы видите, что даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.
Чтец: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Звучит музыка: Песня «Настоящий друг».

7.Игра «Кто с кем дружит»
(На доске написаны имена героев мультфильмов иллюстрации)
Учитель: Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
1. Забавные бурундуки Чип и... (... Дейл.)
2. Добрая Белоснежка и ... (Семь гномов.)
3. Прекрасная Русалочка и... (Най Себастъян.)
4. Забавный Винни Пух и... (Пятачок.)
5. Добрый Малыш и... (Карлсон.)
6. Доверчивый Буратино и... (Малъвина, Пьеро.)
7. Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка.)

Чтец: Если есть друзья на свете –
-Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет
Мы и в дождь, и в снег, в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
8.Чтение статьи «Дружба» из пособия – с.32 - 33
Учитель: Попробуйте вспомнить слова с корнем – друж -. (Ответы детей.)
9.Игра: «Танец на газетах».
Учитель: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Чтец: Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
Учитель: Можно ли назвать этого героя настоящим другом?
Если нет, то почему?
(Ответы детей.)
Учитель: Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.

Чтец: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом
: Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовем.
(Песня «Настоящий друг».)
10. Обобщение.
Учитель: Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья - это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит...
(Составить пословицу из слов.)
Слова рассыпались на доске:
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Чтец: Со Светкой - соседкой
Не буду водиться
Она то смеется, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться.
Что с папой они
Еще с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно бы мог.
Подружиться и я!
Учитель: Дружить можно не только друг с другом, но и с животными.
Мы предлагаем вам послушать песню «О собаке».
Чтец: Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба главное чудо всегда,
Сто открытий - для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Учитель: Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» (дети заранее готовят письмо-ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку, вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем через год, когда вы будете в следующем классе.
11. А сейчас игра «Дружеское рукопожатие»:
2 человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов ' навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.
Чтец: Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
Учитель: Вот и подходит к концу наше занятие о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте, выбирать хороших и верных друзей.
12.Танец: « Вальс дружбы».
Мальчики приглашают девочек. Встают парами. (Дети танцуют.)
А теперь встанем в круг. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». И мне думается, что этот клич даст начало той большой дружбе, которую мы пронесем через всю школьную жизнь.
И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют.
13.Игра «Салют»
Круг разбивается на 3 команды: красный, желтый и зеленый.
По команде «Красный!» хлопает 1-я команда,
«Желтый» 2-я команда,
«Зеленый!» 3-я команда
Затем, учитель дает команду: «Красный! Желтый! Зеленый!».
Учитель: Спасибо.
14. Домашнее задание. Напишите небольшой рассказ о своём лучшем друге.

Используемая литература:
Степанова Е.Н. Классные дела. – М.: Сфера, 2005.
Сигаева О.В. Давайте жить дружно! - 2008 г.








13PAGE 15


13PAGE 14615




15