Конспект урока по математике Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд 
                     Тема.  Вычитание  трёхзначных  чисел  с  переходом  через  разряд.
Цель  урока:  развивать  умения  вычитать  трёхзначные  числа  с  переходом  через  разряд  десятков.
Предметные  задачи:
*создать  условия  для  развития  у  учащихся  умения:
-выделять  существенные  признаки,  по  которым  отличаются  вычитание  трёхзначных  чисел  с  переходом  через   десяток  от  вычитания  трёхзначных  чисел  без  перехода  через  десяток;
-различать  понятия  разряд  единиц,  разряд  десятков,  разряд  сотен;
-составлять  пошаговый  алгоритм  вычитания  трёхзначных  чисел  с  переходом  через  десяток;
-находить  площадь  сложной   геометрической  фигуры.
Метапредметные  задачи:
*создать  условия  для  развития:
-умения  принимать  и  сохранять  учебную  задачу;
-умения  проявлять  познавательную  инициативу  в  учебном  сотрудничестве;
-умения  слушать  товарищей,  доказывать  своё  мнение,  работать  в  паре,  в  группе,  строить  монологическое  высказывание;
-умение  оценивать  свои  действия;
-умение  определять  границы  известного  и  неизвестного;
-учебно-познавательного  интереса  к  новому  учебному  материалу  и  способам  решения  новой  задачи.
 Оборудование:  презентация   и  таблички   «Алгоритм  вычитания  трёхзначных  чисел  с  переходом  через  разряд»,  цветные  прямоугольники, веер  с  цифрами,  карточки  с  примерами.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I.Мотивация и актуализация знаний.
1.Организационный  момент. 
Психологический  настрой.                           
- Прозвенел звонок – начинается урок.
- Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.
-.Что  мы  делали  на  прошлом  уроке?
/Решали  примеры  на  вычитание  трёхзначных  чисел/
Работа  в  парах.
-Работаем  в  парах  с  карточками,  которые  лежат  у  вас  на  столе.
-На  доске  работают  3  пары  по  карточкам.
Личностные УУД:
Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
II. Формули рование  проблемы,  планирова ние  деятельностиПоиск  решения.
Уч-ль:  Откройте  учебник  на  стр. 66 – 67   и  рассмотрите  задания  разворота  учебника.
-Какие  виды  математических  упражнений  нам  предлагают  для  выполнения?
/Решить  примеры,  найти  площадь,  решить  уравнения,  повторить  меры  веса./
-Какой  вид  урока:  закрепление  или   изучение нового  материала?  
/Нового  материала/
-Аргументируйте.
/В  №137  даётся  вычитание  трёхзначных  чисел  с  переходом  через  разряд,  а  мы  этого  не изучали./
-  Вот  вы  и  сформулировали  тему нашего   урока.
-Составим  план  урок.
1.Актулизация  знаний.
2. ?  !
3.Решение  проблемы.
4.Применение  знаний  на  практике.
-Что  мы  сейчас   делали?
/Планировали  свою  деятельность./
-Какой  этап  урока  мы  с  вами  уже  прошли?
/ Актуализация  знаний./
-Кто  желает  решить  на  доске  эти  примеры  из  №137.
/Такой  вид  вычитания  мы  знаем./
-А  теперь  решаем  второй  пример.
/А  здесь  проблема:  мы  не  умеем  решать  такое  вычитание /
-Итак,  встретили  проблему. Озвучьте  проблему.                            
-Давайте  решим  эту  проблему.
Я  предлагаю вам   три  варианта:
первый – я  сама  объясняю,  Второй – вы  догадаетесь,  третий – вы  самостоятельно  извлекаете  информацию  из  представленного  материала  в  учебнике
  /Лучше  найти  научную  информацию  в  учебнике./
Работа  в  группах.
-  Работаем  в  группах.
/Ученик каждой  группы   рассказывает  по  представленной  схеме  в  учебнике,  как  выполняется  вычитание  данного  вида.  Ученик  у  доски  садится  в  свою  группу./
-Решим  этот  пример.
/Ученик  у  доски  решает  пример  с  объяснением.
-Составляем  алгоритм  и  сверяем  с  презентацией.
/Ученики  рассказывают  пошаговый  алгоритм  и  сопоставляют  с  алгоритмом  в  презентации./
-Какой  первый  шаг?  Второй?  и  т.д.  
-Подведём  итог  нашей  работы.  Что  сейчас  мы  с  вами  сделали?
/Сформулировали  проблему  и  нашли  решение.  Составили  алгоритм./
-Какие  умения  развивали?
/Познавательные  УУД.  Умение  работать  с  информацией:  добывали  новые  знания:  извлекали  информацию,  преобразовывали  её   в  виде  алгоритма.
Коммуникативные  УУД.
Устанавливали  коммуникативные  связи:  работали  в  группах./
-Какой  следующий  этап  урока?
/Применение  новых  знаний./
-Решаем  следующие  примеры,  применяя  алгоритм.
-Желающие  на доске  решить    первый  пример?  Нужна  помощь  консультанта?
/Работа  в  парах:  ученик +  консультант  у  доски./
-Самооценка  твоей  работы.
Что  нужно  было  сделать  в  задании?
Всё  сделали  правильно  или  допустили  ошибки?
Вы  решили  сами  или  с  чьей-то  помощью?
Какого  уровня  сложности  было  задание?
Познаватель  ные  УУД.
Развиваем  умения:
1- ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  самостоятельно  предполагать,  какая  информация  нужна  для  решения  учебной  задачи;
2-отбирать  необходимые  для  решения  учебной
задачи  источники  информации  среди  предложенных  учителем  средств  информации;
3-добывать   новые  знания:    извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах;
4-перерабатывать  полученную  информацию:срав нивать  и  группировать  математические  факты  и  объекты;
5-делать  выводы  на  основе   обобщения  умозаключений;
6-преобразовывать  информацию   из  одной  формы  в  другую:  представлять  информацию  в  виде  алгоритма;
7-переходить  от  условно-схематических  моделей  к  тексту.
Регулятивные  УУД.
Развиваем  умения:
1-самостоятельно  формулировать  тему  урока  после  предварительного  обсуждения;
2- совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему;
3-составлять  план  решения  отдельной  учебной  задачи  совместно  с  классом;
4- Работая  по  плану,  сверять  свои  действия  с  целью  и   при  необходимости  исправлять  ошибки  с  помощью  класса;
5- в  диалоге  с  учителем  и  другими  учащимися  учиться  вырабатывать критерии  оценки  и  определять  степень  успешности  выполнения  своей  работы  и  работы  всех,  исходя  из  имеющихся  критерий.
Коммуникативные  УУД.
1- доносить  свою  позицию  до других    
 оформлять   свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи  с  учётом  своих  учебных  речевых  ситуаций;
2- доносить  свою  позицию  до  других:  высказывать  свою  точку  зрения  и  пытаться  её  обосновать,  приводя  аргументы;
3- слушать  других,  пытаясь  принимать  другую  точку  зрения,  быть  готовым  изменить  свою  точку  зрения;
4- читать  про  себя  тексты  учебника  и  при  этом  ставить  вопросы  к  тексту  и  искать  ответы, проверять  себя,
отделять новое  от  известного;
выделять  главное;  составлять  план.
III.Примене ние  новых  знаний.
-Следующие  примеры  решите  вариативно.
Кто  затруднится – алгоритм  перед  вами.
/Консультанты  выборочно  помогают  своим  подшефным./
-_Проверим  вашу  работу:  покажите  ответы  на  «Ромашках».
Физминутка.
-А  сейчас  немного  отдохнём:  проведём  физминутку.
Я  называю  таблицу  деления,  а  вы  даёте  ответ  и  если  число  в  ответе  чётное,  то  встаёте,  а  если  нечётное – приседаете.
Решите  задачу.
Каждый  день  на  завтрак  вам  дают  молоко.  Вот  и  сегодня  дали  22  стакана  молока.  4  мальчика  выпили  12  стаканов  молока.  Сколько  стаканов  с  молоком  выпил  каждый  мальчик?
/На  этот  вопрос  ответить  нельзя,  т.к.  1  мальчик  может  выпить  3  стакана,  2 – 1  стакан  и  т.д./
-Сколько  стаканов  осталось  после  того  как  мальчики  выпили  12  стаканов  молока?
/Остались  все  22  стакана,  т.к.  пили  молоко,  а  не  стаканы./
IV.Выбор  задания  и  тренировка.
-Какой  этап  урока  выполнили  и  к  какому  переходим?
/Применили  новые  знания  и  переходим  к  тренингу./
-Выбирайте,  какое  задание  выполним  сейчас  в  классе,  а  какие  возьмём  для  домашнего  задания.
/Выполним  в  классе  №138 – нахождение  площади  фигуры./
-Прочитаем  задание.  
-Что  нужно  знать,  чтобы  выполнить  это  задание?
/Надо  знать  формулу  нахождения  площади./
-Напишите  эту  формулу.
/S=A B/
-Предложите  разные  способы  нахождения  площади.
/На  доске  3  чертежа,  дети  делят  чертёж  на  фигуры  вертикальными  и  горизонтальными  линиями,  получая  различные  прямоугольники.  Эти  прямоугольники  выделяются  разным  цветом./
Какой  способ  наиболее  удобный? 
-Почему?  Докажите.
/В  двух  чертежах  у  нас  получились  3  прямоугольника,  значит  мы  должна  находить  площади  3  фигур,  а  на  этом  чертеже  2  фигуры,  поэтому  будем  находить  2  площади./
-Справитесь  с  этой  задачей  самостоятель
но?
/Идёт  работа./
-Проверим  вашу  работу.
-Что  делали  в  последнем  действии?
/Вычитали  из  площади большого  прямоугольника   площадь   маленького./
-А  при  решении  других  способов  чтобы  вы  делали?
/Мы  бы  сложили  все  три  площади./
/Мы  нашли  бы  сумму  всех  3  площадей./
-Что  мы  с  вами  повторили?
/Мы  повторили  нахождение  площади  фигуры./
Личностные  УУД.
Развиваем  умения:
1- придерживаться  этических норм  общения  и  сотрудничества  при  совместной  работе  над  учебной  задачей;
2- в  созданных  совместно  с  педагогом  на  уроке  ситуациях  общения  и  сотрудничества,  опираясь  на  общение  для  всех  простые  правила  поведения,  делать  выбор,  как  себя  вести.
V.Итог  урока.
-Чему  вы  на  этом  уроке   учились?
/УУД:  работать  в  парах,  в  группах,  коллективно – коммуникативным  УУД;   провели  поисковую  работу – узнали  новое – познавательные  УУД;  работали  самостоятельно  и  оценивали  свои  знания – личностные  УУД.
-Всё  ли  получилось?
-Какой  этап  урока  вам  больше  всех  понравился?
VII.  домашнее  задание.
                  №140
15