Окказиональное слово как регулятивное средство в поэтических текстах В. Луговского (на материале эксперимента)

Окказиональное слово как регулятивное средство в поэтических текстах В. Луговского (на материале эксперимента)

О. Максимкина
И.Н. Тюкова
Томский государственный педагогический университет

Данная статья выполнена в русле коммуникативной стилистики текста и посвящена рассмотрению окказиональных слов как лексических средств регулятивности в поэзии В. Луговского.
«Коммуникативная стилистика текста – одно из направлений современной функциональной стилистики, формирующееся на стыке с другими науками, комплексно изучающее целый текст (речевое произведение) как форму коммуникации и явление идиостиля» [1, с.58].
В задачи данного направления входит «разноаспектное рассмотрение художественного текста как формы коммуникации, в котором отражается как стилистический узус, так и идиостиль автора. То и другое определяется с новой, коммуникативно- деятельностной точки зрения, с учетом того, как текст устроен и ориентирован на адресата, как он действует, «работает» в процессе познавательной деятельности читателя, как разные авторы организуют эту деятельность средствами текста и его особой организацией » [1, с.58-59].
Теория регулятивности, разработанная Н.С. Болотновой [2], [3], основана на рассмотрении регулятивности как системного текстого качества, отражающего способность текста, воздействуя на читателя, направлять его интерпретационную деятельность. Идиостиль автора проявляется в выборе регулятивных средств и регулятивных структур, по-разному организующих интерпретационную деятельность адресата [4, с.31].
Цель нашего исследования - выявление регулятивных возможностей окказиональных слов в поэзии В. Луговского.
Мотивы, побуждающие художника слова к созданию индивидуально-
авторских образований, могут быть различными. Н.Г. Бабенко в своей работе «Окказиональное в художественном тексте» [5] отмечает следующие причины:
1) необходимость точно выразить мысль, так как узуальных слов может быть недостаточно;
2) стремление автора кратко выразить мысль, так как новообразование порой может заменить какое-либо словосочетание или даже целое предложение;
3) потребность автора подчеркнуть свое собственное отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
4) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, деавтоматизировать восприятие;
5) потребность избежать тавтологии;
6) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки (свойственно только поэтической речи).
Первые три причины, приведенные выше, по мнению Н.Г. Бабенко, являются основными. Важно отметить и тот факт, что возникновение новообразования бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами. Это связано прежде всего с намерениями художника воплотить в тексте свою идею, мысль, отношение к той или иной ситуации.
Порождение окказиональных слов автором текста связано с той картиной мира, которую он описывает. Появление новых лексических единиц, в том числе окказиональных, помогает читателю «вжиться» в реальность произведения.
Любое новообразование, созданное автором, отличается и привлекает к себе внимание, прежде всего, ненормативностью, необычностью и новизной. Подобные индивидуально-авторские единицы являются регулятивными средствами, которые приобщают читателя к авторскому видению мира.
Как показали исследования Р.Я. Тюриной, регулятивный потенциал окказионального слова во многом определяется его ролью в лексической структуре текста: оно может относиться к регулятивам-локативам или регулятивам-концептам [6, с.50]. Данные средства регулятивности дифференцируются Н.С. Болотновой [7, с. 5] по способности «актуализировать микроцель в рамках общей коммуникативной стратегии текста» (это регулятивы-локативы) или «макроцель в рамках общей коммуникативной стратегии текста» (регулятивы-концепты).
Окказиональные слова тесно связаны с породившим их контекстом, поэтому нередко они бывают непонятны вне его. Вот почему регулятивный потенциал лексических окказионализмов зависит также от их контекстуальной мотивированности: наличия в поэтическом тексте фонетических и семантических ассоциатов, от «прозрачности» внутренней формы новообразования.
Регулятивные возможности окказионального слова могут быть выявлены с помощью эксперимента. Для выявления регулятивной силы основных типов окказиональных единиц в поэтических текстах В. Луговского нами был проведен эксперимент, в котором участвовало 20 студентов-филологов V курса Томского государственного педагогического университета и 20 студентов II курса Томского индустриального техникума. За основу была взята методика, использованная Т.Е. Яцуга [8, с.161] и Н. Г. Петровой [9, с. 53].
В качестве материала исследования послужили 13 контекстов из различных стихотворений В. Луговского. Информантам были предложены следующие задания:
1) подчеркнуть окказиональные слова;
2) определить их актуальный смысл;
3) определить, какую оценку (положительную или отрицательную)
имеют окказиональные слова;
4) оценить по пятибалльной шкале степень их эмоционального
воздействия (от 0 до 5 – по возрастающей).
Результаты эксперимента представим в таблицах.
Таблица 1
Данные эксперимента с участием студентов-филологов V курса Томского государственного педагогического университета
Окказиональные единицы
Количество случаев не - выделения единиц (20)
Оценка окказиональных слов (положительная / отрицательная)
Степень эмоционального воздействия окказионализмов по пятибалльной шкале

1.Мак-кровянец
0
15(+)
4

2.Порешить-покончить
0
20(+)
4,0

3.Туча-рыба
2
15(+)
3,0

4.Тучеход
0
18(+)
3

5.Зашурганить
0
1(+)
3

6.Закогтится
1
0(+)
3

7.Круторебрый
0
18(+)
2,9

8.Хохлиться
1
17(-)
2,7

9.Медленнокрылый
0
20(+)
2,6

10.Перекрошиться
2
18(+)
2,5

11.Занедужить
1
1(+)
2,4

12.Выкинулся
4
16(+)
2,0

13.Огненно-синий
4
16 (+)
1,6

Таблица 2
Данные эксперимента с участием студентов II курса Томского индустриального техникума
Окказиональные единицы
Количество случаев не - выделения единиц (20)
Оценка окказиональных слов (положительная / отрицательная)
Степень эмоционального воздействия окказионализмов по пятибалльной шкале

1. Порешить-покончить
3
1 (+)
3,5

2. Мак-кровянец
0
15(+)
3,1

3. Огненно-синий
8
11(+)
3,0

4. Занедужить
1
1(+)
2,8

5. Перекрошиться
13
5(+)
2,7

6. Выкинулся
8
5(+)
2,7

7. Хохлиться
6
8(+)
2,5

8. Круторебрый
10
9 (+)
2,4

9.Медленнокрылый
3
7(+)
2,4

10. Туча-рыба
12
6 (+)
2,4

11. Тучеход
0
17(+)
2,2

12. Закогтится
5
3(+)
2,2

13. Зашурганить
0
1 (+)
2,1

Результаты экспериментов, в которых участвовали филологи и нефилологи показали, что сильными регулятивами являются окказионализмы, образованные на основе узуальных слов, значение которых известно информантам. Например: медленнокрылые, круторебрые, огненно-синий и т.п.
Как мы и предполагали, наиболее трудными для интерпретации оказались окказионализмы, образованные на базе незнакомых информантам слов. Например: зашурганить, хохлиться, тучеход и др. Такие окказионализмы мы отнесли к слабым регулятивным средствам, поскольку толкования их актуального смысла характеризуются значительной вариативностью. Интересно, что степень эмоционального воздействия этих окказионализмов достаточно высока.
Как видно из таблицы, студенты-филологи выделили в тексте почти все окказиональные единицы, а нефилологи справились с этим заданием хуже.
Таким образом, становится очевидным, что успех поэтической коммуникации связан не только с особенностями окказиональных слов, но и с такими субъективными факторами, как уровень филологической подготовки информантов.
Эксперимент также показал, что компонентный состав слова и способ словообразования влияет на восприятие текста. Например, окказиональное слово медленнокрылые студенты-филологи оценили как имеющее положительную окраску. А студенты техникума - как имеющее отрицательную окраску. Интерпретации этого слова тоже разные: «много туч», «медленно плывут», «маленькие тучи». Оценочность окказионального глагола зашурганить (здесь изначально заложена отрицательная оценка) была определена как положительная только одним информантом.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил уточнить регулятивную силу окказиональных средств в поэзии В. Луговского.
Литература
1. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус. Томск: изд-во ТГПУ, 2008. 384с.
2. Болотнова Н.С. О соотношении прагмем и информем в поэтическом тексте как форме коммуникации (по данным экспериментов) / Н. С. Болотнова // Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Томского государственного педагогического университета (11 – 12 октября 2001 г.). Томск: 2001. С. 16 – 27.
3. Болотнова Н.С. О теории регулятивности художественного текста / Stilystyka Slowianska – Slawik Stylitics. Вып. VII. Opole, 1998. 198с.
4. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика художественного текста: Лексическая структура и идиостиль / Н.С Болотнова, И. И. Бабенко[и др.]: под. ред. Н.С. Болотновой. Изд-во Том. гос. пед. ун-та. Томск. 2001. 331с.
5. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/baben_okk.php
6. Тюрина Р.Я. Индивидуально-авторское слово в лексической структуре художественного текста // Лингвосмысловой анализ художественного текста: Материалы VI регионального научно-практического семинара: под. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2003. С.50
7. Болотнова Н.С Художественный текст как объект лингвосмыслового анализа в свете теории регулятивности // Лингвосмысловой анализ художественного текста: Материалы VI регионального научно-практического семинара: под. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2003. С.5
9. Петрова Н.Г. Лексические регулятивные цепочки в аспекте читательского восприятия // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Вып. 3. Сер.: Гуманитарные науки (Филология). Томск, 2005. С. 53-58.
8. Яцуга Т.Е. Регулятивные возможности семантических окказионализмов в лексической структуре поэтических текстов З. Гиппиус// Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: Материалы IX Всероссийского научного семинара: под. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: изд-во ЦНТИ, 2008. С. 161-167








15