Технологическая карта изучения темы Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа
Автор: учитель МБОУ СОШ №3 станицыБерезанской Белоус Татьяна Ивановна
Предмет: математика по программе Н.Ф. Виноградовой « Начальная школа XXI века».
Место в структуре учебной программы: данный урок проводится в 3 учебной четверти при рассмотрении блока «Табличные случаи
умножения и деления» (согласно тематическому планированию).
Класс:2
Тип урока: открытие нового знания (технология деятельностного метода)
Вид урока: урок – исследование
Технологическая карта изучения темы «Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа»
Тема «Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа»
Цели
Образовательные:познакомить обучающихся с нахождением восьмой части числа. Закреплять знание таблицы умножения и деления на 8.
Развивающие: способствовать развитиюматематической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Формировать начальные умения исследования, делатьвыводы, умозаключения.
Воспитывающие: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Здоровьесберегающие:сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД:умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Знать понятия:умножение, деление, доля (часть); знать таблицу умножения и деления на 2-8; уметь находить долю (часть) числа, уметь решать задачи.
Личностные:Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке(Познавательные УУД).
Основные понятия Умножение, деление, доля (часть).
Межпредметные связи Математика, окружающий мир, русский язык, технология.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Математика» для 2 класса, авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева; рабочая тетрадь №2 «Математика» 2 класс, авторыВ.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева; тетрадь
- презентация
- интерактивная доска
- индивидуальный компьютер
- круги из бумаги
- ножницы
- конверты с карточками
- смайлики
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Содержание деятельности УУД
I. Мотивация к учебной деятельности(2 мин)
Цель:
организовать самоопределение учащихся. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Организация начала урока
(СЛАЙД 2)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
На уроке отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
2. Слова учителя:
- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).
- Отобразите своё настроение, с которым вы пришли на урок с помощью смайлика.
- Я желаю вам получить только хорошие отметки, и, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
Цели:
организовать работу по закреплению таблицы умножения и деления на 8;
актуализациюзнаний полученных ранее (нахождение части числа)
- фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Закрепляют знание таблицы умножения и деления на 8;
Умение находить долю (часть) числа.
Организует повторение таблицы умножения и деления на 8; актуализацию умений находить долю (часть) числа.
Устный счет.
Презентация:
а) (СЛАЙД 3-14)
решение примеров на знание табличных случаев умножения и деления на 8:
16:2 32:8
48:8 8Х5
24:8 8Х9
64:8 4Х8
72:8 8Х7
б) (СЛАЙД 15)
– Как называются фигуры? Какая часть фигуры закрашена?
в) (СЛАЙД 16)
Найди часть числа:
половину числа 12 (Как получили ответ?)
треть числа 27
четверть числа 16
пятую часть 35
шестую часть 42
седьмую часть 56
- Как найти восьмую часть числа?
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. 3. -В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение? Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. - Какие целиставите перед собойна уроке?
1.Обучающие (Научиться находить восьмую часть числа. Закрепить знание таблицы умножения и деления на 8, применять на практике таблицу при решении задач и примеров)
2. Развивающие (Развивать навык устного счета, мышление, память, внимание, речь)
3. Воспитывающие (Воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, умение работать коллективно)
- Сформулируйте тему урока? (Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа) (СЛАЙД 17)– А какое наше действие следующее? (Составить план.)
- Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. Под руководством учителя выполняют составленный план действий, работая по учебнику и в тетради.
Отвечают на вопросы учителя.
Под руководством учителя формулируют тему урока. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока. Вывод алгоритма нахождения восьмой доли (части) числа.
(СЛАЙД 18)
- Представьте, что к вам на день рождения пришли гости. Всего за столом 8 человек. Как угостить каждого гостя тортом поровну?
Практическая работа.
-На каждой парте лежит круг. Представьте, что это торт.
Как вы поступите? (Сложить круг несколько раз так, чтобы получилось 8 равных частей.)
(Ученики складывают круг)
-Что вы делали? (Делили «торт» на 8 частей)
-Сколько получит каждый гость? (Одну часть)
- Какую часть? (Одну восьмую)
- Вырежьте восьмую часть круга. Работая с ножницами, помните о правилах техники безопасности.
- Итак, какую часть круга вырезали? (Восьмую)
- Как получить восьмую часть числа? (Целое число разделить на 8)
- Вот мы и вывели тему нашего урока.
- Сформулируйте тему урока? (Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа)
- Применим новое знание.
Как найти восьмую часть числа? (Нужно число разделить на 8)
Работа в парах
Учебник с.49 №19
Назови восьмую часть отрезка длиной: 24 см, 56 м, 16 дм.
- Как нашли 8 часть отрезка? (Разделили число на 8)
- Обратите внимание, что восьмая часть – это тоже величина, а не число.
Уметь определять причины затруднения и способы их реализации.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Выполняют задания в тетради
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Закрепление нахождения восьмой части числа.
Работа по учебнику:
– Вы определили, как найти восьмую часть числа. Сформулируйте правило. (Чтобы найти восьмую часть числа, нужно целое число разделить на 8)
- Закрепим знание данного правила на практике.
а) с.49 №20 (с записью решения задачи в тетрадь)
Журнал стоит 40 рублей. Цена газеты составляет восьмую часть цены журнала. Сколько стоит газета?
- Восстановим условие задачи. Что продавали?
- Сколько стоит журнал?
- Что известно о цене газеты?
- Что спрашивается в задаче?
- Можем ответить на вопрос задачи? Каким действием?
- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадь.
Проверка решения задачи в парах.
б) с.49 №21 (устно)
Врачи рекомендуют спать 8 часов в сутки. Какую часть суток человек должен спать?
- Что нужно помнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Что в сутках содержится 24 часа)
Таким образом, из 24 часов, которые составляют сутки, врачи рекомендуют спать 8 часов. 8 часов – это какая часть суток?
(24 : 8 =3(часть))
Физминуткав) с.49 №22
Масса тыквы 16 кг. Восьмую часть этой тыквы использовали для приготовления каши. Сколько килограммов тыквы осталось?
- Что известно в задаче?
- Что спрашивается в задаче?
- Можно сразу ответить на вопрос задачи? (Нет. Так как не знаем, сколько кг тыквы использовали для приготовления каши – т.е. сколько кг составляет 8 часть всей тыквы.)
- А можем узнать, сколько кг тыквы использовали для приготовления каши? (Да.)
- Каким действием? (Делением)
- Зная массу всей тыквы и зная, сколько кг тыквы использовали, что можно найти? (Ответить на вопрос задачи: сколько кг тыквы осталось)
- Каким действием? (Вычитанием. Из общей массы вычесть массу использованной тыквы.)
Самостоятельное решение задачи. Проверка.
(16:8=2 (кг)-использовали для каши
16-2=14(кг)-осталось)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
-организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку
Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Для закрепления правила нахождения восьмой доли числа, мы выполним работу в группах.
(Игра «Составь слово»)
-Чтобы определить последовательность букв в слове, нужно найти восьмую часть числа, указанного на карточке и составить слово.
(Дети делят каждое число на 8, ответ является номером буквы, составляют слово)
(СЛАЙД 19)
М Д Ы О О Ц ! Л
8 40 56 16 32 48 64 24
Самопроверка по эталону.
На интерактивной доске появляется слово «молодцы».
(СЛАЙД 20) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Подведение итогов.
-А почему молодцы? (Называют цели урока)
- Выполнили ли их?
- Какие задания выполняли?
Решали примеры на табличное умножение и деление.
Узнали, как найти восьмую часть числа.
Решали задачи и примеры.
- Что понравилось на уроке?
- С какими трудностями встретились?
(СЛАЙД 21 «Моё мнение об уроке»)
- Отобразите своё настроение. ( При помощи смайликов)
-Изменилось ли оно к концу урока?
Всем спасибо.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
IX. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с.23 №10.
(СЛАЙД 22)