Доклад ««Поиски новых форм и методов для повышения качества знаний по русскому языку

Министерство Науки и Образования РК



«Поиски новых форм и методов для повышения качества знаний по русскому языку»



Учитель: Котова О. В.
В наше время, когда информация лавиной обрушивается на подростка-ученика, запомнить всё невозможно. Поэтому необходимо изменять приоритеты в образовании (что сейчас и делается), т. Е. знания должны уступить главенствующее положение способам деятельности и в первую очередь творческим. Другими словами важен не столько объём знаний, сколько умение получать и применять их. Недаром говорят: «То, что мы делаем сами меняет нас больше, чем то, что делают с нами» (Шарлотта Гилман), то есть то, что добыто своим трудом и усилием – это моё, надолго и прочно (а знания в первую очередь). Поэтому одной из самых актуальных и важных технологий сегодня является Дальтон – технология.
Как научить ученика самостоятельно добывать знания? Для этого у него должна быть цель.
В последние годы большим стимулом и главной целью самостоятельного получения знаний для ученика стало ЕНТ, когда нужно быстро, точно и как можно больше набрать баллов на тестировании (к тому же без чьей-либо помощи), т. е. когда приходится рассчитывать только на себя. Поэтому Дальтон-технология с её свободным и самостоятельным обучением актуальна и небходима.
В чём же суть этой технологии? Цель Дальтон-технологии – обеспечить индивидуализированное развитие ученика. Существует такой термин «Дальтон-план» - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трёх принципах:
Свобода. Ученик имеет свободу выбора темы, партнёра, темпа и способов работы. При этом он осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но оканчательный уровень достижения цели оценивает учитель по каждому заданию, т. е. свобода выбора ученика сочетается с его ответственностью за выполнение работы.
Самостоятельность. Ученик сам выбирает уровень самостоятельности (нужен ли консультант или партнёр) в познавательной деятельности и маршрут своего развития (темы, разделы, исследования), консультируясь с учителем.
.Сотрудничество. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителям. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает, т. е. идея сотрудничества заключается в следующем: «работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать будешь сам».
·
Все эти принципы реализуются через Дальтон-план, который включает в себя творческие задания и так называемую лабораторию и разрабатывается на неделю, месяц, четверть, но лучше всего по разделам учебника.
Задания должны:
Иметь чётко сформулированные цель и задачу (проблему), а значит и результат выполнения;
Носить уровневый характер;
Быть понятными и интересными
Рассчитываться на возможность ученика самостоятельно справиться с ними (для этого указывается литература и сроки выполнения)
Предполагать различные формы работы (например, выступление в группе)
Оцениваться учителем индивидуально у каждого ученика (оценка, как таковая не ставится, а отмечается только выполнение работы и корректировка её).
Например, если в своём Дальтон-плане ученик наметил в течение двух недель систематизировать или изучить раздел «Причастие», то примерными заданиями для осуществления этого будут следующие:
Первый уровень:
- овладеть теоретическими знаниями, касающимися этого раздела;
- составить схему-опору с помощью интегралов и условных знаков (конкретно, лаконично, наглядно);
- придумать эксперимент исследовательского характера и продемонстрировать его, чтобы доказать (с помощью рисунков или схем), что данное слово – это причастие и что оно является страдательным.
Второй уровень:
- составит схему-алгоритм для выбора «Н», «НН» в причастиях и для написания «НЕ» с причастиями;
- доступно написать по теме «Причастия» «главу учебника» (Дальтон-раздел) для своего брата;
- сделать презентацию изученного Дальтон-радела.
Чтобы вести учёт овладения знаниями в Дальтон-плане, необходимо использовать карту, которая включает зачётный лист, где отмечаются изученные темы, соотнесённые и координируемые планом, и лист самоконтроля учащегося, что позволяет наглядно видеть и ученику, и учителю картину самостоятельной работы.
Должен знать
Знаю
Оценка
Затруднения
Рекомендации



моя
друга
учителя



Должен уметь
Умею







Дальтон-технология с её свободным и самостоятельным обучением позволяет работать результативно и с одарёнными, и со слабоуспевающими учениками.


Times New Roman15