Конспект урока Правописание удвоенных согласных (3 класс)
Тема урока: Правописание слов с удвоенными согласными буквами.
Тип урока: урок – закрепление знаний.
Цель: способствовать обогащению словаря учащихся с удвоенными согласными, развивать умение различать двойные согласные в разных частях слова и записывать слова с удвоенными согласными и умения переносить их.Задачи:Обучающая: Формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне, умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных.Развивающая: Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; обогащать лексический запас.Воспитывающая: Воспитать аккуратность при работе в тетради, культуру поведения на уроке; формировать коммуникативную компетентность.Планируемые результаты:Личностные: Пробудить познавательную активность. Воспитывать дружеские отношения.
формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;Метапредметные:Регулятивные: формировать умения:- принимать и сохранять учебную задачу;- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Познавательные: формировать умения:- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.Основное содержание темы, понятия и термины «Орфограмма и орфографическое правило» Слова с непроверяемым написанием «аккуратный»,аккуратно», «грамм», «килограмм»Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе, картинка сказочной Зимы, бумажные снежинки.
Этапы урока
Ход урока Примечание Формирование УУД
1.
Организационный момент Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок – начинаем мы урок.
К нам очень часто приходят гости. Сегодня у нас также много гостей. Поприветствуем их. Еще спешат к нам гости. Угадайте кто это?
Загадка. Неожиданно метелиС воем жутким налетели.Осень в страхе убежала,А она хозяйкой стала. (Зима) Правильно, дети.
Зима решила остаться у нас на уроке и посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Знаете ли вы правила. Она приготовила задания. А чтобы Зима нас не заморозила и мы смогли нарядить ёлку, нужно все задания выполнить правильно и дружно. Ну что, начнём? Зима пришла к нам не одна, а со своими помощницами Снежинками. (На снежинках записаны буквосочетания)
- Откройте тетради и запишите число, месяц, “Классная работа”
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные.
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
Иллюстр.
сказочной Зимы
Слайд №2
Познавательные УУД
Л.проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Пр. вырабатывают каллиграфический почерк
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам..6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, доски, дополнительной литературы.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё отношение к проблеме, уроку, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Р.- выполняют учебные действия по намеченному плану.
П. самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют её для выполнения учебных заданий
Пр.-разбирают слова по составу, находят в тексте слова с изученной орфограммой
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание
Л. Осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкульминуткеК. -Участвуют в диалоге, строят монологическое высказывание
2.
Актуализация знаний
3.
Постановка учебной проблемы
3а
)Создание проблемной ситуации.4Усвоение новых знаний и способов действий
1.Знакомство с теоретическим материалом учебника
Работа с учебником
Словарно-орфографическая работа. Слова с непроверяемым написанием.
Физминутка
5.Повторение и закрепление изученного материала
Д\з
- Урок русского языка начнем как всегда с чистописания.
Прочитайте буквосочетания ( пп дт рр нн зс кк бб лл жш мм сс )
-Слоги ли это? (Нет)
-Почему? ( Не хватает гласной для того, чтоб получился слог)
Разделите на две группы. По какому признаку разделили записанные сочетания? (На парные и двойные согласные). Назовите двойные буквосочетания.
- Что объединяет эти буквосочетания, сформулируйте тему нашего урока.( Правописание удвоенных согласных)
- Нужны ли нам в дальнейшем будут эти знания?
-Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. сайд №3
2. «Мозговой штурм»
- На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах? (В корне слова)
- Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово? (Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить)(Слайд №4)
- Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная? (Подобрать однокоренные слова)
Учитель: Ответьте на вопрос, почему мы пишем некоторые слова с удвоенной согласной, как их определить?Дети: Они заимствованы из других языков, их нужно запомнить.Учитель: Молодцы, и так сегодня мы продолжаем учиться писать слова с удвоенной согласной, переносить такие слова в местах удвоенной согласной, но кроме этого мы сегодня посмотрим, где ещё могут быть удвоенные согласные, кроме корня в слове. (Слайд №5)
Задание. Мороз заморозил окошко. Разморозьте окошко. «Придумать имя девочке и мальчику» с двойными согласными. ( Команда девочек дают имена для девочки , а имя мальчика называет команда мальчиков)
Помогите Снеговику правильно записать слова подсказки
Игра «Подскажи словечко»
1.Есть спортивная игра, в её названии два «кк».
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная…
2.Потрудился я вчера, голова болит с утра
И чихаю и охрип,
У меня, наверно…
3.По долинам по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все
Называется …..
4.С мамой в магазин ходили
Для занятий всё купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …..
Подчеркните удвоенные согласные
В какой части слова находятся удвоенные согласные? (в корне)
Задание А метель –метелица закружилась и намела столько букв. Разберитесь, ребята, где нужно писать, а где нет удвоенные согласные
На доске записаны такие слова:
А(п,пп)арат хо(к,кк)ей
О(с,сс)ень фут(б,бб)ол
Ве(с,сс)на ми(л,лл)ион
То(н,нн)а макаро(н,нн)ы
Ри(с,сс)унок пе(р,рр)он
(учащиеся выполняют задание)
- Игра - Физминутка
Я буду читать слова, а вы,ребята, если услышите слова с удвоенной согласной, то выполняете приседание, если с парной согласной, то поднимаете руки вверх.
(Русский, Алла, класс, можжевельник, ванна, группа)
(Сугроб, зуб, грядка, шарф, глаз, шкаф, обед,)С одним из слов составьте предложение и определите грамматическую основу.
Сильный ветер рассыпал слова . ваше задание собрать их.
Игра «Собери слова»
мас-4953011493500 кейсумронгруппа
шоснисрас сапер махоксе
тенсказ
(2 ученика от команды выполняют работу на доске)
Записать в тетрадь и выделить корень
В какой части слова находятся удвоенные согласные? (в корне)
задание
Решить грамматическую задачу:
Рас+сад+а= рассада
Т уман+н+ый= туманный
Длина +н+ый = длинный Осень+н+ий= осеннийУдвоенные согласные встречаются на стыке корня и суффикса, на стыке корня и приставки.
«Мозговой штурм»
В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?
-Ваши мысли?
-Какой секрет открыли? Сделайте вывод. Слайд №8,9.
(Во время рассуждения на доске появляется опора.)
258508526670001194435273685001251585-190500422529027114500396240045783500373380045783500335280041275000320611541338500291719028384500
На стр. 123 ознакомьтесь с теоретическим материалом
- как вы поняли: в каких случаях встречаются удвоенные согласные?
Упр.236
Коллективная работа в парах.
Списать слова в алфавитном порядке с удвоенными согласными а) в корне -1 пара
б) на стыке приставки и корня 2 пара;
в)на стыке корня и суффикса -3 пара
3036570641350Разобрать слова по составу (у доски 2 ученика )
25400014986000
143510012382500беззвёздный,
картинный
Что здесь заметили?
В слове беззвёздный удвоенные согласные находятся не в корне слова, а на стыке корня и приставки. Учитель: Молодцы, давайте запишем это слово и разберём его по составу.Дети: (выполняют работу в тетради, один – у доски). .Слово картинный? В нём удвоенная согласная находится на стыке суффикса и корня.Учитель: Верно. Давайте его запишем и выполним разбор по составу
Работа со словарным словом. Записать отгадку.
Во мне два кк не забывайте!
Таким как я всегда бывайте!
2320925191135Аккуратный (аккуратно)
00Аккуратный (аккуратно)
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ….
34925118746Килограмм – это тысяча грамм.
00Килограмм – это тысяча грамм.
Составить устно предложение с этими словами.
Молодцы. У нас всё хорошо получается. Метелица кружится холодом веет . давайте согреемся.
Помогите Декабрю распределить слова в 2 столбика
и сделайте вывод.
Сезонная, малинник, беззубый, поддержать, ценный
Посоветуйте соседу, как правильно перенести слова с удвоенными согласными. (Дети записывают слова и проверяют) (Взаимопроверка)
- Телеграмма пришла! Зимние месяцы не умеют переносить слова с удвоенными согласными. Они часто спорят. Помогите им.
Помогите, помогите!
Ссору прекратите!
Скорее нас разделите
Запишите эти слова и разделите их для переноса.
Теннис, бассейн, хоккей, класс, масса, Кирилл, жужжит.
Зима решила проверить, как вы запомнили правила переноса.
И вот и сама идёт волшебница Зима с вами поиграть.
Игра «Будь внимателен»
Я буду называть слова с удвоенной согласной. Если их можно переносить с одной строки на другую, то вы дружно хлопните в ладоши, а если нельзя перенести, тогда не хлопаете:
ВАННА, ГРАММ, ГРИПП, КАССА, СУММА, ТОННА, КРОСС, МАССА, АЛЛЕЯ.
Зима убедилась, что вы дружные, активные, внимательные, работоспособные и поэтому приглашает вас нарядить ёлку игрушками.
Назовите слова с удвоенными согласными и игрушки появятся на ёлке.
Дети называют слова. Где мы можем проверить написание Д/з. непроверяемых слов? (В орфографических словарях)
Рабочая тетрадь с.66
№3
№4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Самостоя- тельная работа с последую щей проверкой
Слайд №10
Слайды №11-13
Работа в группах
Слайд №14
Слайд №15 5.
Итог урока. Рефлексия деятельности. -Оцените свою работу на уроке.
-Ребята, кто был самый активный?
- Что было трудным на уроке? А что интересным?
- Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?
- Спасибо за интересную совместную работу.
Слайд №16
Р.-осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке