Программа дополнительного образования учащихся объединения «Бисерные переливы» 
 Программа
дополнительного образования учащихся объединения 
«Бисерные переливы»
(для детей 12-17 лет,  рассчитана  на 1 год обучения) 
Составитель:  педагог
 дополнительного образования 
Иванчук В.В.
С.п. Лямина
2015 г.
Пояснительная записка
В наше время старинный промысел - бисерное рукоделие- получает новое рождение. Ручной труд стал очень цениться в современном мире. И от того, с какого возраста дети будут знакомиться с малоизвестными видами работ, зависит насколько интересным и творческим будет их дальнейшее развитие.
Искусство создания бисерных картин успешно существовало в России в 17-18 веках.  Не сохранилось оно потому,  что тогдашние мастерицы предпочитали не клеить бисер, а закреплять его воском, который не выдержал испытания высокой  температурой.
В настоящее время в работе нужно использовать мелкий и средний бисер различной цветовой гаммы. Используя жидкий клей ПВА, стержни от использованных ручек, бисер, материалы которые помогут ребенку в освоении такой кропотливой работы, ее технологических приемов в создании таких причудливых композиций, изящных рисунков, сувениров, в которых своеобразно отражаются фантастические сказочные события.
Сколько нужно терпения, сосредоточенного внимания, сколько горячей любви к своему делу, чтобы довести до конца эту медленную трудную работу.
Программа «Бисерные переливы ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях  дополнительного образования детей».
Цель:  развитие эстетического вкуса; обогащение эстетической личности; расширение кругозора; развитие мелкой моторики рук.
Задачи:  научить работать с технологией приклеивания бисера; создавать цветовые, сложенные композиции;  декоративно оформлять изделие;  выражать творческую индивидуальность ребенка.
Для обучения принимаются девочки в возрасте12-17 лет, склонные к кропотливой работе.
Программа разработана на 35 учебных недель и регламентируется расписанием.
Расписание
               1 неделя                                                                                       2 неделя
ПН.    18-45  -  20-45                                                                     ВТ.      18-45   -  20-45
СР.     18-45  -  20-45                                                                     ПТ.      18-45  -  20-45   
ВС.     17-00  -  19-00                                                                     ВС.      11-00  -  13-00
Обучение детей проходит в три этапа: 
1 этап- изготовление основ
2 этап- техника выполнения
3 этап- творческое развитие индивидуальных работ
Содержание и формы обучения
 Работа объединения направлена на обучение основным приемам и технологии изготовления панно, рамочек для фотографий, где основным материалом является бисер.
В процессе работы дети тренируют пальцы рук, глазомер, у них развивается чувство цвета, ритма, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда, формируется понятие о красоте вещей, созданных руками человека, бережное отношение к произведениям искусства.
При реализации программы используются основные группы методов: 
словесные - лекции, беседы;
наглядные – просмотр репродукций картин художников, рассматривание образцов изделий;
практические – изготовление образцов изделий.
        В учебный процесс следует включать экскурсии на природу, в музей, на выставку народных промыслов, встречи с мастерами.  Программой предусмотрены задания как индивидуального, так и коллективного исполнения.
Ожидаемый результат:
                                              Учащиеся должны знать:
Правила  техники безопасности  в работе с колюще-режущими предметами;
Историю возникновения бисера; искусство бисерного рисунка;
Технологию приклеивания бисера;
Основы композиции, рисунка.
Учащиеся должны уметь:
Применять на практике полученные знания;
Самостоятельно создавать рисунок;
Изготовлять основы из картона и бумаги;
Декоративно оформлять работы;
Пользоваться инструментами.
Форма подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы:
выставки творческих работ
 участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства
 самооценка
 творческий отчет.   
Учебно-тематический план
(6 часов в неделю)
№
Тема занятий
Кол-во
часов
Теория
Практика
Дата
1
Вводное занятие: «Бисерные переливы» по технологии В. Паренько.
История возникновения бисера
2
2
Тема 1. Искусство создания картин (технология)
17
11
6
1.1
Инструменты, материалы. 
3
3
1.2
Техника безопасности.
1
1
1.3
Изготовление основы их картона, бумаги
7
1
6
1.4
1.5
 1.6
Знакомство с видами рисунка:
Геометрический
Растительный
Сюжетный
2
2
2
2
2
2
Тема 2. Создание рисунка
(цветовые сочетания, фон)
47
6
41
2.1
Изготовление основы из картона, бумаги
10
10
2.2
Подбор рисунка, фона, цветовых сочетаний
1
1
2.3
Подбор бисера
1
1
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Изготовление миниатюры
«Листья»
«Цветы»
«Ягоды»
«Животные»
«Растения»
7
7
7
7
7
1
1
1
1
1
6
6
6
6
6
Тема 3.  Сюжетно-тематические композиции
62
5
57
3.1
Изготовление основы (картон, бумага)
10
1
9
3.2
3.3
3.4
3.5
Композиция:  
« Цветы»
«Животные»
«Грибная поляна»
«Анютины глазки»
13
13
13
13
1
1
1
1
12
12
12
12
4.1
4.2
4.3
4.4
Тема 4.    Пейзажные панно
Изготовление основы (картон, бумага)
Панно:
«В джунглях»   
«Лесная опушка»
«Зимний лес»
     41
8
11
11
11
4
1
1
1
1
37
7
10
10
10
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Тема 5.  Сувениры
Изготовление основы (картон, бумага)
Рамка для фотографии
Оберег
Тема автора (индивидуальная работа)
Пасхальные сувениры
48
9
10
10
9
10
4
1
1
1
1
44
9
9
9
8
9
6.
Творческий отчет
Организация итоговой выставки
3
7
3
7
Итого
227
32
195
Содержание программы
Вводное занятие:
Знакомство с историей возникновения бисера. Технология В. Паренько
Тема 1. Искусство создания картин (технология)
Общие сведения о свойствах бисера. Виды бисера. Инструменты, материалы, вспомогательное  оборудование. Техника безопасности. Охрана труда. Теория, практика, алгоритм изготовления картонно-бумажной основы. 
Тема 2. Создание рисунка (цветовые сочетания, фон)
Теоретическое знакомство с видами рисунка:
геометрический – линии (прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся), круги, ромбы, многогранники, звезды и т.д.
растительный – стилизованные листья, цветы, плоды, ветки и т.д.
сюжетный – картины из жизни и деятельности людей и животных
Знакомство с терминами: сюжет, рисунок, фон, тон, цвет, цветовая гамма, тени, миниатюра. 
Тема 3.  Сюжетно-тематические композиции
	Знакомство с термином «композиция». Создание художественного образа. Разработка эскиза композиции. Работа по образцу.	
Тема 4.    Пейзажные панно
	Знакомство с термином «панно». Виды панно. Выбор сюжета. Самостоятельная работа.
Тема 5.  Сувениры
	Знакомство с термином «сувенир». Виды сувениров. Выбор сюжета. Самостоятельная работа.
Тема 6
Подведение итогов работы за год. Обобщение полученных знаний и умений. Оформление выставки творческих достижений учащихся.
Условия  реализации  программы:
светлое, сухое, хорошо освещенное помещение.  У каждого ребенка свой стол и набор необходимых материалов и инструментов:
подкладной лист
бисер различных цветов и оттенков в коробочках
простой карандаш, копировальная бумага, калька
линейка
ножницы
клей ПВА
использованный стержень от шариковой школьной авторучки
салфетка
Методическое и дидактическое обеспечение
Информационно-методические материалы
Методическая литература
Наглядные пособия
Образцы изделий
Эскизы 
Формы подведения итогов
Презентация творческого объединения
Мастер-классы
Творческие лаборатории
Выставки работ
Литература
Кемибелл- Хардинг В., Уотс П.-  «Шьем бисером»  М.,  Изд. «Ниом», 2003 год
Ляукина  М, - «Бисер»     М.,  Изд. «Арт-пресс» 200 год
Нагибина М.И. – «Чудеса для детей из ненужных вещей»  Ярославль,   «Академия развития»  1998 год
Сокольникова Н.М. -  «Основы композиции»  Обнинск,  Изд. «Титул»  1996 год
Сокольникова Н.М.    «Краткий словарь художественных терминов»,  Обнинск , Изд. «Титул»  1996 год
Чимпоем Т.П.,   Парьева Е.В. – «Плетение фенечек из бисера и ткани»,  Ростов на Дону,  Изд. «Феникс» 2003 год
Сокольникова Н.М. -  «Основы рисунка»  Обнинск,  Изд. «Титул»  1996 год