Программа дополнительного образования учащихся объединения «Бисерные переливы»
Программа
дополнительного образования учащихся объединения
«Бисерные переливы»
(для детей 12-17 лет, рассчитана на 1 год обучения)
Составитель: педагог
дополнительного образования
Иванчук В.В.
С.п. Лямина
2015 г.
Пояснительная записка
В наше время старинный промысел - бисерное рукоделие- получает новое рождение. Ручной труд стал очень цениться в современном мире. И от того, с какого возраста дети будут знакомиться с малоизвестными видами работ, зависит насколько интересным и творческим будет их дальнейшее развитие.
Искусство создания бисерных картин успешно существовало в России в 17-18 веках. Не сохранилось оно потому, что тогдашние мастерицы предпочитали не клеить бисер, а закреплять его воском, который не выдержал испытания высокой температурой.
В настоящее время в работе нужно использовать мелкий и средний бисер различной цветовой гаммы. Используя жидкий клей ПВА, стержни от использованных ручек, бисер, материалы которые помогут ребенку в освоении такой кропотливой работы, ее технологических приемов в создании таких причудливых композиций, изящных рисунков, сувениров, в которых своеобразно отражаются фантастические сказочные события.
Сколько нужно терпения, сосредоточенного внимания, сколько горячей любви к своему делу, чтобы довести до конца эту медленную трудную работу.
Программа «Бисерные переливы ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей».
Цель: развитие эстетического вкуса; обогащение эстетической личности; расширение кругозора; развитие мелкой моторики рук.
Задачи: научить работать с технологией приклеивания бисера; создавать цветовые, сложенные композиции; декоративно оформлять изделие; выражать творческую индивидуальность ребенка.
Для обучения принимаются девочки в возрасте12-17 лет, склонные к кропотливой работе.
Программа разработана на 35 учебных недель и регламентируется расписанием.
Расписание
1 неделя 2 неделя
ПН. 18-45 - 20-45 ВТ. 18-45 - 20-45
СР. 18-45 - 20-45 ПТ. 18-45 - 20-45
ВС. 17-00 - 19-00 ВС. 11-00 - 13-00
Обучение детей проходит в три этапа:
1 этап- изготовление основ
2 этап- техника выполнения
3 этап- творческое развитие индивидуальных работ
Содержание и формы обучения
Работа объединения направлена на обучение основным приемам и технологии изготовления панно, рамочек для фотографий, где основным материалом является бисер.
В процессе работы дети тренируют пальцы рук, глазомер, у них развивается чувство цвета, ритма, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда, формируется понятие о красоте вещей, созданных руками человека, бережное отношение к произведениям искусства.
При реализации программы используются основные группы методов:
словесные - лекции, беседы;
наглядные – просмотр репродукций картин художников, рассматривание образцов изделий;
практические – изготовление образцов изделий.
В учебный процесс следует включать экскурсии на природу, в музей, на выставку народных промыслов, встречи с мастерами. Программой предусмотрены задания как индивидуального, так и коллективного исполнения.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности в работе с колюще-режущими предметами;
Историю возникновения бисера; искусство бисерного рисунка;
Технологию приклеивания бисера;
Основы композиции, рисунка.
Учащиеся должны уметь:
Применять на практике полученные знания;
Самостоятельно создавать рисунок;
Изготовлять основы из картона и бумаги;
Декоративно оформлять работы;
Пользоваться инструментами.
Форма подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы:
выставки творческих работ
участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства
самооценка
творческий отчет.
Учебно-тематический план
(6 часов в неделю)
№
Тема занятий
Кол-во
часов
Теория
Практика
Дата
1
Вводное занятие: «Бисерные переливы» по технологии В. Паренько.
История возникновения бисера
2
2
Тема 1. Искусство создания картин (технология)
17
11
6
1.1
Инструменты, материалы.
3
3
1.2
Техника безопасности.
1
1
1.3
Изготовление основы их картона, бумаги
7
1
6
1.4
1.5
1.6
Знакомство с видами рисунка:
Геометрический
Растительный
Сюжетный
2
2
2
2
2
2
Тема 2. Создание рисунка
(цветовые сочетания, фон)
47
6
41
2.1
Изготовление основы из картона, бумаги
10
10
2.2
Подбор рисунка, фона, цветовых сочетаний
1
1
2.3
Подбор бисера
1
1
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Изготовление миниатюры
«Листья»
«Цветы»
«Ягоды»
«Животные»
«Растения»
7
7
7
7
7
1
1
1
1
1
6
6
6
6
6
Тема 3. Сюжетно-тематические композиции
62
5
57
3.1
Изготовление основы (картон, бумага)
10
1
9
3.2
3.3
3.4
3.5
Композиция:
« Цветы»
«Животные»
«Грибная поляна»
«Анютины глазки»
13
13
13
13
1
1
1
1
12
12
12
12
4.1
4.2
4.3
4.4
Тема 4. Пейзажные панно
Изготовление основы (картон, бумага)
Панно:
«В джунглях»
«Лесная опушка»
«Зимний лес»
41
8
11
11
11
4
1
1
1
1
37
7
10
10
10
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Тема 5. Сувениры
Изготовление основы (картон, бумага)
Рамка для фотографии
Оберег
Тема автора (индивидуальная работа)
Пасхальные сувениры
48
9
10
10
9
10
4
1
1
1
1
44
9
9
9
8
9
6.
Творческий отчет
Организация итоговой выставки
3
7
3
7
Итого
227
32
195
Содержание программы
Вводное занятие:
Знакомство с историей возникновения бисера. Технология В. Паренько
Тема 1. Искусство создания картин (технология)
Общие сведения о свойствах бисера. Виды бисера. Инструменты, материалы, вспомогательное оборудование. Техника безопасности. Охрана труда. Теория, практика, алгоритм изготовления картонно-бумажной основы.
Тема 2. Создание рисунка (цветовые сочетания, фон)
Теоретическое знакомство с видами рисунка:
геометрический – линии (прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся), круги, ромбы, многогранники, звезды и т.д.
растительный – стилизованные листья, цветы, плоды, ветки и т.д.
сюжетный – картины из жизни и деятельности людей и животных
Знакомство с терминами: сюжет, рисунок, фон, тон, цвет, цветовая гамма, тени, миниатюра.
Тема 3. Сюжетно-тематические композиции
Знакомство с термином «композиция». Создание художественного образа. Разработка эскиза композиции. Работа по образцу.
Тема 4. Пейзажные панно
Знакомство с термином «панно». Виды панно. Выбор сюжета. Самостоятельная работа.
Тема 5. Сувениры
Знакомство с термином «сувенир». Виды сувениров. Выбор сюжета. Самостоятельная работа.
Тема 6
Подведение итогов работы за год. Обобщение полученных знаний и умений. Оформление выставки творческих достижений учащихся.
Условия реализации программы:
светлое, сухое, хорошо освещенное помещение. У каждого ребенка свой стол и набор необходимых материалов и инструментов:
подкладной лист
бисер различных цветов и оттенков в коробочках
простой карандаш, копировальная бумага, калька
линейка
ножницы
клей ПВА
использованный стержень от шариковой школьной авторучки
салфетка
Методическое и дидактическое обеспечение
Информационно-методические материалы
Методическая литература
Наглядные пособия
Образцы изделий
Эскизы
Формы подведения итогов
Презентация творческого объединения
Мастер-классы
Творческие лаборатории
Выставки работ
Литература
Кемибелл- Хардинг В., Уотс П.- «Шьем бисером» М., Изд. «Ниом», 2003 год
Ляукина М, - «Бисер» М., Изд. «Арт-пресс» 200 год
Нагибина М.И. – «Чудеса для детей из ненужных вещей» Ярославль, «Академия развития» 1998 год
Сокольникова Н.М. - «Основы композиции» Обнинск, Изд. «Титул» 1996 год
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск , Изд. «Титул» 1996 год
Чимпоем Т.П., Парьева Е.В. – «Плетение фенечек из бисера и ткани», Ростов на Дону, Изд. «Феникс» 2003 год
Сокольникова Н.М. - «Основы рисунка» Обнинск, Изд. «Титул» 1996 год